Кожа – наружный покровный орган

Данный урок  проводится первым по теме «Кожа» в 8 классе, по программе  курса «Человек и его здоровье»(68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Тема: Кожа – наружный покровный орган. Задачи: ·        Создать условия для формирования у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и функциях кожи; ·        Создать условия для развития учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций; ·        Помочь учащимся осознать личную и практическую значимость учебного матери...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

Данный урок проводится первым по теме «Кожа» в 8 классе, по программе курса «Человек и его здоровье»(68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш.

Тема: Кожа - наружный покровный орган.

Задачи:

  • Создать условия для формирования у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и функциях кожи;

  • Создать условия для развития учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций;

  • Помочь учащимся осознать личную и практическую значимость учебного материала;

Средства обучения:

  • таблица «Кожа»

  • лупа

  • зубочистка

  • муляжи фруктов

  • видеокассета «Загадки человеческого тела», издательство «Ридерз Дайджест», видеофрагмент о коже

  • презентация к уроку

Ход урока

1.Целеполагание

Ребята, попробуйте догадаться по интересным фактам, какой орган мы будем изучать.

  • В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр;

  • В нем содержится 250тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов;

  • На этом органе находится около 250 тысяч волос;

Вы правильно догадались это наша кожа.

Тема урока « КОЖА - наружный покровный орган»

Стр. 200 учебника

2. Формирование новых понятий

В 1496 году в замке миланского герцога Лодовико Моро состоялось предновогоднее праздничное шествие под руководством художника и учёного Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был голый сын бедного пекаря, полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке - олицетворение ожидавшегося Золотого века. В разгар представления мальчик должен был вылезти из фигуры лежащего рыцаря, символизировавшего уходящий Железный век.

Праздник был прерван из-за внезапного заболевания жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу и заболел. Утром его обнаружил Леонардо да Винчи и отнёс к себе домой, пытаясь вылечить. Однако на четвёртый день ребёнок умер.

Долгое время причина его смерти оставалась загадкой. Предполагалась гибель от недостатка воздуха или самоотравления организма вследствие золотой краски.

Но это не так. Сегодня на уроки я предлагаю вам разрешить загадку 1496года. И поставить правильный диагноз смерти золотого мальчика.

А для этого на уроке, мы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи?

«Строение и значение кожи»

Слои кожи человека

Строение каждого слоя

Функции каждого слоя

эпидермис

Многослойный эпителий, внутриней слой клетки размножаются, внешней слущиваются и стареют.

меланин

защитная

Дерма (собственная кожа)

сальные железы

потовые железы

кровеносные сосуды

волосяные луковицы

рецепторы

Защитная, увлажнение

Выделительная, терморегуляционная

Осязания, чувствительная

гиподерма

Жировые клетки

Защитная, Резервная

Ребята, посмотрите на рисунок, скажите, сколько слоев можно выделить в нашей коже?

Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис.

Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. Именно они служат помощниками для собак ищеек. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10-30 дней.

Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются. Во внутреннем слои находится пигмент меланин.

Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (защитная)

Внесите информацию в таблицу.

Рассмотрите следующий слой - собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью. Что входит в её состав? (учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы)

Самонаблюдение

  1. Возьмите лупу и рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, что вы видите? Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области суставов?

(Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки)

Как вы думаете, зачем они нужны? Если бы не они, мы бы не смогли работать пальцами. Кожные складки связаны с функциями сустава пальца, благодаря которым человек может захватывать предметы.


  1. Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры - они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь.

Сальные железы - мешочки с кожным салом и выводящим протоком в волосяном мешочке. Где больше всего сальных желез? (на голове, лбу, подбородок). За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.

На губах нет волос, а следовательно нет сальных желез. Когда жарко наши губы пересыхают и мы их смачиваем слюной, когда холодно наши губы трескаются и мы опять их увлажняем ПОЧЕМУ? И еще чаще других органов наши губы подвержены вирусному заболеванию ГЕРПЕСУ. ПОЧЕМУ?

И так какой вывод можно сделать по функции сальной железы. (они защищают и увлажняют кожу)

Потовые железы - представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи. Как вы думаете, где больше всего открывается протоков потовых желез?

Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.

Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час.

Для чего наш организм выделяет пот - жидкость, состоящая из воды и минеральных солей, мочевины? (для охлаждения)

Самонаблюдение.

  1. Возьмите лупу рассмотрите свою ладонь. Что вы видите? (блестящие капельки). Рассмотрите тыльную сторону ладони. Что вы видите. (нет). Кто сможет ответить на вопрос почему у на с чаще потеют ладони и ступни.

Каким образом вода может попасть к потовым железам? (из крови), а как восполнить потери воды? (нужно попить)

А вот активное сокращение мышц приводит к повышенному потоотделению и организм не перенагревается.

Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? (выделительная, терморегуляционная)

Рецепторы - нервные окончания, воспринимающие раздражения. Какие виды рецепторов изображены на рисунке? ( прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода)

У человека на 1 кв.см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.

Самонаблюдение. Давай проверим работу наших рецепторов.

  1. Дохните себе на руки. Что вы чувствуете? (тепло)

  2. Теперь дуйте себе на руки. Что вы чувствуете (холод)

  3. Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (прикосновение)

  4. Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (боль)

  5. Кто смелый, пойти на эксперимент?

Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают.

При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала сделан.

Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания.

Ребята, внесите полученную вами информацию в таблицу.

Кровеносные сосуды. При высокой температуре у нас наблюдается холодная дрожь. Почему. (Диаметр кожных капилляров увеличивается это приводит к усилению кровотока, кровь начинает двигаться быстрее и охлаждает организм). Когда холодно диаметр капилляров уменьшается это приводит к уменьшению скорости кровотока, тепло сохраняется внутри организма.

Ребята, обратите внимание, о каких образованиях кожи мы с вами еще не узнали?

( волосы и ногти)

Сообщение учащихся

А, сейчас поработайте с учебником стр 202 и найдите материал о гиподерме и заполните таблицу.

И так вы познакомились со строением и функцией кожи.

Кто с может теперь разрешить тайну смерти золотого мальчика и правильно поставить заключение о смерти.

Разрешил вопрос эксперимент, проведённый в Германии в XIX веке. Двоих подопытных взрослых мужчин покрыли лаком: одного на сутки, другого на 8 суток. У обоих не было замечено никаких вредных последствий для здоровья. Однако подопытным было трудно переносить холод. Это объяснили следующим образом: раздражение кожи лаком вызвало резкое расширение её кровеносных сосудов, как следствие возросла теплоотдача, соответственно температура тела снизилась. Таким образом, к смерти «Золотого мальчика» привело переохлаждение, вызвавшее снижение защитных функций организма, следовательно открывшее дорогу опасному заболеванию.

Что же происходит с нашей кожей с возрастом? Она стареет. Посмотрим, от чего это происходит? (ребята смотрят видеофрагмент).

Ребята отвечают на вопрос, почему стареет наша кожа?

3. Первичное закрепление

Решение познавательных задач

1.Если дохнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады. Почему?

2.В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?

4.Задание на дом

1.Прочитать параграф 39, ответить на вопросы 1-4.

© 2010-2022