• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по биологии 6 класс линии УМК «Биология Сферы» (5-9 классы) автор Л. Н. Схорукова

Рабочая программа по биологии 6 класс линии УМК «Биология Сферы» (5-9 классы) автор Л. Н. Схорукова

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа№2 рабочего поселка Солнечный

Солнечного муниципального района Хабаровского края


Рабочая программа

по биологии 6 класс «Биология. Живой организм».

(ФГОС ООО)

на 2015-2016 учебный год


разработала:

Заманкова Наталья Прокопьевна,

учитель биологии, высшей квалификационной категории



п.Солнечный

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе авторской программы линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений авторы Л.Н.Схорукова, В.С.Кучменко,-М,: Просвещение, 2013, программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:

  • глобальном,

  • метапредметном,

  • личностном

  • предметном,

  • на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

  • усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;

  • реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;

  • отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;

  • воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла. Интеграция достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.

Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.

Общая характеристика курса (5-9 класс)

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Место биологии в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (6 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 280, из них 70 (2 ч в неделю) в 6 классе.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.

Содержание курса в 6-м классе, 70 часов в год, 2 час в неделю

Программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс» для общеобразовательных учреждений (Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин) Курс «Биология. Живой организм. 6 класс» отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. Он является первым самостоятельным курсом в системе школьного биологического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов 5 класса: «Природоведение» и «Естествознание». В процессе изучения начального курса биологии не только формируются базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов биологии, но и происходит становление устойчивого познавательного интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний - о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

  • овладение умениями - работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание - позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений - в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы. В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии 7 класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.

Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход - основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

Часть обозначенных в программе лабораторных работ не требует специальных учебных часов, т.к. выполняется в ходе урока при изучении новой темы.

Лабораторные и практические работы, не являющиеся обязательными для выполнения всеми учащимися, обозначены знаком *.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:

  • Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко. Проект «Сферы» - один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

  • Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.

  • В поурочном тематическом планировании даны ссылки на ресурсы УМК, соответствующие теме каждого урока. Однако это не начнет, что все они должны быть использованы в обязательном порядке при подготовке и проведении урока. Учитель может разрабатывать собственную модель урока, используя те ресурсы, которые считает приемлемыми и рациональными для достижения планируемых результатов обучения в соответствии с личным опытом, уровнем обученности и познавательной активности школьников

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, зачеты) и устный опрос (собеседование).

Методы контроля: устный, письменный и практический контроль, дидактические тесты, наблюдение, методы графического, лабораторного и программированного контроля, пользование книгой, проблемные ситуации.


Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:


  • Программа для общеобразовательных учреждений авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я.Колесникова, Л.В. Воронин. Москва, изд-во «Просвещение», 2011, 35 часов, 1часа в неделю.

  • УМК «Биология. Живой организм. 5-6 класс» включает:

  • Учебник «Биология. Живой организм», 2011, изд-во «Просвещение»

  • Рабочая тетрадь «Биология. Живой организм»

  • Тетрадь- тренажер «Биология. Живой организм»

  • Тетрадь-практикум «Биология. Живой организм»

  • Методические рекомендации «Биология. Живой организм» под редакцией Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко; Рос. акад. наук, Рос. Акад.образования, изд-во «Просвещение». -М. :Просвещение, 2011»

  • Электронное приложение к УМК «Биология. Живой организм». 5-6 класс. Линия «Сферы»







Требования к результатам обучения

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

Метапредметные результаты

  • обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

5-6-й классы

Познавательные УУД:

5-6-й классы

Коммуникативные УУД:

5-6-й классы


  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

6-й класс

1-я линия развития - осознание роли жизни:

2-я линия развития - рассмотрение биологических процессов в развитии:

3-я линия развития - использование биологических знаний в быту:

4-я линия развития - объяснять мир с точки зрения биологии:

.

5-я линия развития - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

-объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов

-использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

-различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Основные предметные результаты обучения биологии:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

  • понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Содержание учебного курса.

I. Введение (3 ч.)

Биология - наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы.

Среды жизни. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные.

Демонстрация: портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность организмов, их значение для человека; результаты опытов, демонстрирующих роль света в жизни растений.

Экскурсия: 1. Осенние явления в жизни растений и животных родного края.

II. Строение клетки. (11 ч.)

Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы.

Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы.

Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе. Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни - вирусы.

Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.

Одноклеточные растения (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) - самостоятельные организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как производителей органического вещества.

Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение простейших. Животные - потребители органических веществ. Одноклеточные грибы. Грибы - разрушители органических веществ.

Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса. Наиболее просто устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Многоклеточные низшие растения. Наиболее просто устроенные многоклеточные животные: губки и кишечнополостные.

Демонстрация: микропрепараты одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов; таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и деление клеток, строение вируса, строение плесневых грибов.

Лабораторные работы:

1. Устройство увеличительных приборов.

2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

3. Состав клеток растений.

4. * Строение клетки листа элодеи.

5. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки).

III. Ткани живых организмов (9 ч.)

Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных. Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа.

Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений и животных.

Лабораторные работы:

6. Строение покровной и фотосинтезирующей тканей листа (ч.1, ч.2).

7. Строение соединительных тканей животных.

8. Строение мышечной и нервной тканей животных.

IV. Органы и системы органов живых организмов (12 ч.)

Орган. Системы органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.

Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.

Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.

Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.

Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

Лабораторные работы:

9. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.

10. Строение стебля.

11. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.

12. Строение корневого волоска. Корневые системы.

13 Видоизменения подземных побегов.

V. Строение и жизнедеятельность организмов (23 ч.)

Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.

Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.

Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.

Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.

Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.

Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.

Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.

Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.

Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.

Лабораторные работы:

14. Строение цветка.

15.* Строение яйца птицы.

16.* Определение плодов.

17. Развитие насекомых.

*Практические работы.

1. Вегетативное размножение растений.

2. Способы проращивания семян.

3. Агротехнические приемы выращивания семян.

VI. Живые организмы в окружающей среде (8 ч.)

Живой организм - единая система. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в живых организмах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Историческая связь человека и живой природы.

Влияние деятельности человека на условия существования живых организмов.

Демонстрация: схемы, рисунки, слайды, видеофильмы (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие взаимосвязь систем органов в организме, влияние факторов внешней среды на живые организмы.

Экскурсии:

1. Весенние явления в жизни растений родного края.

2. Растительное сообщество леса (луга, водоема и др.) родного края.

Резерв (4 ч.)

Использование резервного времени на изучение живых организмов, их эволюцию, роль в окружающей среде на основе краеведческих материалов - типичных представителей местной флоры и фауны.

Демонстрации:

Классификация организмов

Строение растительной клетки

Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)

Строение и многообразие бактерий

Строение шляпочного гриба

Многообразие грибов

Грибы - паразиты

Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)

Животные - возбудители и переносчики заболеваний

Строение вируса

Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.

Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Тематическое планирование

2 часа в неделю в 6 классе. Всего 68 часов.

Раздел

Кол-во часов

В том числе

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Практика

(практические,

лабораторные работы)

Контроль

(контрольные работы, зачеты, сам.работы)

1

Введение

3 ч.

Экскурсия №1 Осенние явления в жизни растений и животных родного края.

Определять предмет изучения биологии, значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере, изменения, происходящие с растениями в осенний период.

Описывать основные направления биологии и пути её развития.

Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека

Называть условия, необходимые для жизни организмов.

Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека.

Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы

Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада.

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края».

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии.

Личностные:

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

Познавательные:

- целеполагание (П);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

-определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

-структурирование знаний (П);

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- понимание текстов, извлечение необходимой

информации (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

-установление причинно-следственных связей

(П);

-построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- доказательство (П);


Регулятивные:

- выполнение пробного учебного действия (Р); -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р);


Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- разрешение конфликтов (К).

-адекватное использование речевых средств для

решения коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения

в коммуникации (К);

- достижение договоренностей и согласование

общего решения (К);

2

Строение клетки

11 ч.

Л/р№1.Устройство увеличительных приборов

Л/р№2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Л/р№3. Состав клеток растений

Л/р№ 4*. Строение клетки листа элодеи

Л/р №5*. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки)

К/р №1 Строение клетки

Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения, части лупы и микроскопа, органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки, органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки, компоненты бактериальной клетки.

Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.

Формулировать положения клеточной теории

Описывать этапы и правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы, практические навыки в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении

Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека

Сравнивать клетки растений, животных, грибов.

Делать выводы о причинах сходства и различия.

Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы

Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.

Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления.

Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма

Определять общие черты одноклеточных организмов.

Приводить примеры одноклеточных организмов.

3

Ткани живых организмов

9 ч.

Л/р №6 (часть1). Строение покровной ткани

Л/р 6 (часть 2). Строение фотосинтезирующей ткани листа

Л/р №7. Строение соединительной ткани животных

Л/р №8. Строение мышечных и нервной тканей животных

К/Р №2 Ткани живых организмов

Распознавать ткани

растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Прогнозировать последствия повреждения тканей у

растений и животных

Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей,

запасающей, образовательной тканей с их функциями.


4

Органы и системы органов живых организмов

12 ч

Л/р №9. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек

Л/р №10. Строение стебля

Л/р №11. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

Л/р №12. Строение корневого волоска. Корневые системы

Л/р №13. Видоизменения подземных побегов и корней

К/Р №3 Органы и системы органов живых организмов

Устанавливать взаимосвязь клеток

и тканей.

Называть и определять органы

и системы органов растительного

и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме.

Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности

организма, повреждения тканей и

органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных

Сравнивать и классифицировать

листья, корневые системы, видоизменённые побеги.

Связывать строение листа, стебля,

корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями.

Обосновывать значение органов и

систем органов для обеспечения

процессов жизнедеятельности многоклеточного организма.

Доказывать единство растительного и животного мира, используя

информацию разных источников.

Называть органы и системы органов, описывает их строение, сравнивает, делает выводы о строении органов. Распознавать органы растений на натуральных объектах. Устанавливать связь строения и функций.

Выделять общие черты в строении животных и растений, устанавливать их отличия, делает выводы о причинах сходства и отличия.

5

Строение и жизнедеятельность организмов

23 ч.

1.Постановка эксперимента, доказывающего результаты фотосинтеза

2.Постановка эксперимента, доказывающего испарение воды листьями растений

3.Постановка эксперимента, доказывающего передвижение веществ в растениях

4.Наблюдение почкования дрожжей

П/р №1. Вегетативное размножение растений

Л/р №14. Строение цветка

Л/р №15. Определение плодов

П/р №2. Способы проращивания семян

Л/р №16. Строение яйца птицы

К/р №4

Строение и жизнедеятельность организмов

Выделять существенные признаки биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ).

Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов, делает выводы на основе сравнения.

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняет их результаты.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

6

Живые организмы в окружающей среде

8 ч.

Экскурсия №2 Весенние явления в жизни растений родного края.

Экскурсия №3 Растительное сообщество леса (луга, водоема и др.) родного края.


К/р №5 Живые организмы в окружающей среде

Знать о взаимосвязи организмов с факторами среды. Давать объяснения взаимосвязи растений и животных с факторами неживой природы, деятельностью человека. Наблюдать за природными явлениями.

Резерв (4 ч.)

*Практические работы могут проводиться выборочно (на уроке или во внеурочное время). Итоги выполнения летних заданий могут быть представлены на выставке творческих работ школьников в начале учебного года.

Использование резервного времени на изучение живых организмов, их эволюцию, роль в окружающей среде на основе краеведческих материалов - типичных представителей местной флоры и фауны.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Вид занятия

Практика

(Л/р, П/р,

Экскурсии)

Элементы содержания

ОП-основные понятия темы

РК-региональный компонент

Вид, формы контроля

Домашнее

задание


Раздел №1 Введение 3ч

1

№1.Биология- наука о живых организмах

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Биология - наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы.

ОП: биология, живой организм

Текущий контроль. Устный контроль

2

№2.Важнейшие признаки живых организмов

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы.

Среды жизни. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные.

ОП: среды жизни, питание, размножение, движение, дыхание, раздражимость, рост, развитие, выделение, ритмичность.

Текущий контроль. Устный контроль

3

№3 Осенние явления в жизни растений родного края

экскурсия №1 «Осенние явления в жизни растений родного края»

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережное отношение к биологическим объектам, их охрана.

ОП: листопад, листопадные и вечнозеленые растения.

РК: Общее знакомство с растениями родного края

Текущий контроль. Устный контроль, фиксация наблюдений (отчет об экскурсии)

Раздел №2 «Строение клетки» 11ч

4

№1 Клеточное строение организмов

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

ОП: микроскоп, клетка, клеточная теория, клеточное строение

Текущий контроль. Устный контроль

5

№2 Работа с лупой и микроскопом

Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов»

Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов. Изобретение микроскопа.

ОП: микропрепарат, малое и большое увеличение.

Текущий контроль. Устный контроль

6

№3 Состав и строение клеток

Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Открытие клеточного строения организмов. Приготовление микропрепаратов, работа с микроскопом.

ОП: органические и минеральные вещества клетки, белки, углеводы, жиры, плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды, ядро, прокариоты, эукариоты.

Текущий контроль. Устный контроль

Тест «Состав и строение клеток»

7

№4 Состав и строение клеток

Лабораторная работа №3 «Состав клеток растений»

Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма.

ОП: бактерии, клеточная оболочка, капсула, нуклеотид.

Текущий контроль. Устный контроль

8

№5 Строение клеток бактерий

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе.

ОП: безъядерные, ядерные организмы, плазматическая мембрана, оболочка, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, пластиды, хлорофилл, хлоропласты, центриоли, ядро, ядрышки.

Текущий контроль. Устный контроль

9

№6 Строение клеток растений

Лабораторная работа №4 «Строение клеток листа элодеи»*

Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки.

ОП: хромосомы, деление клетки, дочерние и материнские клетки, ядерная оболочка

Текущий контроль. Устный контроль

10

№7 Строение клеток животных и грибов. Вирусы.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Вирусы- неклеточные формы жизни,

особенности строения животной и грибной клетки.

ОП: вирус, цитоплазма, органоиды, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, хлорофилл, вакуоли

Текущий контроль. Устный контроль

Тест «Строение растительной и животной клетки»

11

№8 Образование новых клеток.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.

ОП: одноклеточные организмы, хроматофор, гифы, простейшие, пищеварительная и сократительная вакуоль, жгутики, реснички, ложноножки

Текущий контроль. Устный контроль

12

№9 Одноклеточные организмы.

Лабораторная работа №5 «Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки)»

Одноклеточные растения (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) - самостоятельные организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как производителей органического вещества.

Одноклеточные грибы. Грибы - разрушители органических веществ.

Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение простейших. Животные - потребители органических веществ.

ОП: Колониальные и многоклеточные организмы, слоевище, мицелий, плодовое тело

Текущий контроль. Устный контроль

13

№10 Колониальные и многоклеточные организмы

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса. Наиболее просто устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Многоклеточные низшие растения. Наиболее просто устроенные многоклеточные животные: губки и кишечнополостные.

ОП: одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмов, прокариоты, эукариоты, клеточная теория

Текущий контроль. Устный контроль

14

№11 Строение клетки

Урок контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся

Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов.

ОП: одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмов, прокариоты, эукариоты, клеточная теория

Итоговый контроль. к/р №1 «Строение клеток» (тест)

Раздел№3 «Ткани живых организмов» 9ч

15

№1 Покровные ткани растений и животных.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений.

ОП: ткань, межклеточное пространство, покровные ткани, кожица, устьице, пробка, чечевички, корка, эпителиальные ткани

Текущий контроль. Устный контроль

16

№2 Строение покровной ткани листа.

Лабораторная работа №6 (ч.1.) «Строение покровной ткани»

Особенности строения покровных тканей листа растений. Кожица листа. Строение и функции устьица.

ОП: ткань, межклеточное пространство, покровные ткани, кожица, устьице, пробка, чечевички, корка, эпителиальные ткани

Текущий контроль. Устный контроль

17

№3 Механические и проводящие ткани растений

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений как результат их приспособленности к наземно-воздушной среде.

ОП: механические ткани, волокна, проводящие ткани, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки

Текущий контроль. Устный контроль

18

№4 Основные и образовательные ткани растений

Лабораторная работа №6 (ч.2.) «Строение фотосинтезирующей ткани листа»

Особенности строения и функции основных и образовательных тканей растений. фотосинтезирующей, запасающей ткани растений.

ОП: фотосинтезирующая, запасающая, образовательная ткани

Текущий контроль. Письменный контроль

(тест)

19

№5 Эпителиальные ткани животных.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей.

ОП: эпителиальная ткань, кожа.

Текущий контроль. Устный контроль

20

№6 Соединительные ткани животных

Лабораторная работа №7 «Строение соединительных тканей животных»

Особенности строения и функции соединительных тканей животных

ОП: Клетки жировой ткани, клетки крови, волокнистая соединительная ткань, костная, хрящевая ткань, кровь, плазма, лимфа, жировая ткань

Текущий контроль. Устный контроль

21

№7 Мышечная и нервная ткани животных

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Особенности строения и функции мышечной и нервной тканей животных

ОП: поперечно-полосатая, мышечная, гладкая мышечная, нервная ткань, нейрон, возбудимость, проводимость, импульс

Текущий контроль. Устный контроль

22

№8 Мышечная и нервная ткани животных

Лабораторная работа №8 «Мышечная и нервная ткани животных»

Особенности строения и функции мышечной и нервной тканей животных

ОП: поперечно-полосатая, мышечная, гладкая мышечная, нервная ткань

Текущий контроль. Устный контроль

23

№9 Ткани живых организмов

Урок контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся

Особенности строения и функции тканей

живых организмов

ОП: ткани растений: покровные, механические, проводящие, основные, образовательные; ткани животных: покровные, соединительные, мышечные, нервная.

Итоговый контроль. К/Р №2 «Ткани живых организмов» (тест)

Раздел№4 «Органы и системы органов живых организмов» 12 часов

24

№1.Органы и системы органов растений. Побег.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Орган. Системы органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений.

ОП: вегетативные и генеративные органы, побег, почка

Текущий контроль. Устный контроль

25

№2.Органы и системы органов растений. Побег.

Лабораторная работа №9. «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек».

Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег.

ОП: вегетативные и генеративные органы, побег, почка

Текущий контроль. Письменный контроль (тест)

26

№3.Внешнее строение и функции стебля.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Внешнее строение стебля, его функции.

ОП: стебель, пробка, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичные кольца

Текущий контроль. Устный контроль

27

№4.Внутреннее строение и функции стебля.

Лабораторная работа № 10 «Строение стебля».

Внутреннее строение стебля, его функции.

ОП: стебель, пробка, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичные кольца

Текущий контроль. Устный контроль

28

№5. Внешнее строение листа

Лабораторная работа № 11. «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья».

Внешнее строение листа, его функции.

ОП: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники, простые и сложные листья, колючки, усики

Текущий контроль. Устный контроль

29

№6. Клеточное строение листа

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Внутреннее строение листа, его функции.

ОП: столбчатая ткань, губчатая ткань, жилка, жилкование, световые листья, теневые листья, листовая мозаика

Текущий контроль. Письменный контроль

(тест)

30

№7. Корень. Корневые системы растений

Лабораторная работа № 12. «Строение корневого волоска. Корневые системы».

Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем.

ОП: корень, боковые и придаточные корни, корневой чехлик, зоны деления, растяжения, роста, всасывания, корневые волоски, зоны проведения, корневая система, стержневая и мочковатая корневые системы

Текущий контроль. Письменный контроль (кроссворд)

31

№8. Видоизменения надземных побегов.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Видоизмененные надземные побеги. Видоизменения корней.

ОП: сочные побеги, колючки, усики, кочан

Текущий контроль. Устный контроль

32

№9.Видоизменения подземных побегов и корней.

Лабораторная работа № 13 «Видоизменения подземных побегов».

Видоизмененные подземные побеги. Видоизменения корней.

ОП: корневище, клубень, луковица, корнеплод, корневые клубни, дыхательные корни, ходульные корни

Текущий контроль. Устный контроль

33

№10. Органы и системы органов животных

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная.

ОП: Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная

Текущий контроль. Устный контроль

34

№11. Органы и системы органов живых организмов

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Системы органов животных: кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.

ОП: половая, кровеносная, нервная, выделительная, эндокринная системы, органы чувств

Текущий контроль. Устный контроль

35

№12. Строение клетки. Ткани живых организмов. Органы и системы органов живых организмов.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся

Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания

ОП: Органы растений, органы животных, системы органов животных, клетка, ткани растений и животных, побег, корень, системы органов животных

Итоговый контроль. к/р №3 «Органы и системы органов живых организмов»

Раздел№5 «Строение и жизнедеятельность организмов» 23 часа

36

№1.Движение живых организмов.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

ОП: жгутики, реснички, ложноножки, скелет, мышцы

Текущий контроль. Устный контроль

37

№2. Почвенное питание растений.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Питание производителей - зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды.

ОП: почвенное питание, корневое давление, насекомоядные растения, растения-паразиты.

Текущий контроль. Письменный контроль (тест)

38

№3. Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений.

Постановка эксперимента, доказывающего результаты фотосинтеза

Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения.

ОП: фотосинтез, органические вещества, автотрофы.

Текущий контроль. Письменный контроль (тест)

39

№4.Фотосинтез.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений.

ОП: фотосинтез, органические вещества, автотрофы, космическая роль зеленых растений.

Текущий контроль. Устный контроль

40

№5. Испарение воды растениями. Листопад.

Постановка эксперимента, доказывающего испарение воды листьями растений

Испарение воды листьями. Листопад, его значение.

ОП: испарение, листопад.

Текущий контроль. Устный контроль

41

№6. Питание животных.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

ОП: гетеротрофы, пищеварительная система, растительноядные, хищники, паразиты, падальщики, всеядные.

Текущий контроль. Устный контроль

42

№7. Питание бактерий и грибов.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.

ОП: гетеротрофы, симбиоз, микориза.

Текущий контроль. Письменный контроль (кроссворд)

43

№8. Дыхание растений, бактерий и грибов.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.

Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.

ОП: дыхание, аэробные организмы, анаэробные организмы, брожение.

Текущий контроль. Устный контроль

44

№9.Дыхание и кровообращение животных.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.

ОП: жабры, трахеи, легкие, малый и большой круги кровообращения, сердце.

Текущий контроль. Устный контроль

45

№10. Транспорт веществ.

Постановка эксперимента, доказывающего передвижение веществ в растениях

Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.

ОП: транспортная система растений, сердце, холоднокровные и теплокровные животные.

Текущий контроль. Устный контроль

46

№11 Выделение. Обмен веществ.

урок комбинированный

Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.

ОП: выделение, сократительные вакуоли, канальцы, почка, обмен веществ.

Текущий контроль. Устный контроль

47

№12 Размножение организмов. Бесполое размножение.

Наблюдение почкования дрожжей

Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор.

ОП: бесполое и половое размножение, спора, способы бесполого размножения.

Текущий контроль. Письменный контроль

(тест)

48

№13. Вегетативное размножение растений.

Практическая работа №1*

«Вегетативное размножение растений».

Бесполое размножение растений: вегетативное.

ОП: вегетативное размножение, половое размножение, корневые отпрыски, отводки, черенок, прививка.

Текущий контроль Устный контроль.

49

№14. Цветок- орган полового размножения

Лабораторная работа №14 «Строение цветка».

Половое размножение, его значение для эволюции.

ОП: цветок, тычинка, пестик, завязь, семязачаток, соцветие.

Текущий контроль. Письменный контроль

(тест)

50

№15. Строение цветка

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия.

ОП: цветок, тычинка, пестик, завязь, семязачаток, соцветие.

Текущий контроль. Устный контроль

51

№16. Опыление

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Опыление, его способы.

ОП: опыление, самоопыление, перекрестное, пыльца.

Текущий контроль. Устный контроль

52

№17. Оплодотворение у растений. Семена и плоды.

Лабораторная работа№15.* Определение плодов.

Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.

ОП: оплодотворение, зигота, эндосперм, двойное оплодотворение, плод.

Текущий контроль. Письменный контроль

53

№18 Размножение многоклеточных животных.

Лабораторная работа №16.* «Строение яйца птицы».

Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

ОП: гаметы, сперматозоид, наружное и внутреннее оплодотворение, внутриутробное развитие.

Текущий контроль. Устный контроль

54

№19. Индивидуальное развитие растений.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости.

ОП: индивидуальное развитие, зародышевый период, период юности, зрелости, старости.

Текущий контроль. Устный контроль

55

№20. Приёмы выращивания и размножения растений

Практическая работа №2 * «Способы проращивания семян».

Практическая работа №3*

Агротехнические приемы выращивания семян.

Приёмы выращивания и размножения растений.

ОП: эндосперм, семя, семядоля.

Текущий контроль. Устный контроль

56

№21. Индивидуальное развитие животных

Лабораторная работа №17 Развитие насекомых.

Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

ОП: дробление, развитие без превращения, развитие с неполным превращением, развитие с полным превращением дробление, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, нейрула.

Текущий контроль. Устный контроль

Письменный контроль (тест)

57

№22. Расселение и распространение живых организмов

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

ОП: миграция.

Текущий контроль. Устный контроль

58

№23.Строение и жизнедеятельность организмов.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся

Строение и жизнедеятельность организмов.

ОП: почвенное питание, корневое дыхание. Фотосинтез, дыхание, обмен веществ, бесполое и половое размножение, вегетативное размножение, опыление, оплодотворение, индивидуальное развитие.

Итоговый контроль. к/р №4 «Строение и жизнедеятельность организмов»

Раздел «Живые организмы в окружающей среде(луга, водоёмы)» 8 часов


Текущий контроль. Устный контроль

59

№1.Организм- единое целое

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Живой организм - единая система.

ОП: гормоны, гуморальная регуляция, нервная регуляция

Текущий контроль. Устный контроль

60

№2.Взаимосвязь организмов с факторами среды

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в живых организмах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Среда обитания. Факторы среды.

ОП: окружающая среда, экологические факторы, экология

Текущий контроль. Устный контроль

61

№3.Весенние явления в жизни растений родного края

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений родного края»

Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды.

РК: Весенние явления в жизни растений родного края.

ОП: факторы живой и неживой природы, фенологические наблюдения, жизненные формы растений

Текущий контроль. Отчет об экскурсии

62

№4.Взаимосвязь организмов в сообществе

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Сообщество. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз).

РК: Взаимосвязь организмов в сообществе родного края.

ОП: сообщество, конкуренция, хищник, жертва, паразит, хозяин

Текущий контроль. Устный контроль

63

№5.Растительное сообщество леса родного края

Экскурсия №3 «Растительное сообщество леса родного края»

РК: ярусность, видовой состав, виды- доминанты

Текущий контроль. Отчет об экскурсии

64

№6.Человек и живая природа

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Историческая связь человека и живой природы. Влияние деятельности человека на условия существования живых организмов.

ОП: Красная книга, заповедник, национальный парк, заказник

РК: представителей Красной книг и своей местности

Текущий контроль. Устный контроль

65

№7.Строение и жизнедеятельность организмов.

урок обобщения и систематизации знаний

Строение и жизнедеятельность организмов

ОП: все термины по данному разделу

Текущий контроль. Устный контроль

66

№8.Живые организмы в окружающей среде

Урок контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся

Живые организмы в окружающей среде

ОП: все термины по данному разделу

Итоговый контроль. К/р №5 «Живые организмы в окружающей среде»

Итоговый контроль за курс 6 класса к/р №6

67-70- резервное время- Использование резервного времени на изучение живых организмов, их эволюцию, роль в окружающей среде на основе краеведческих материалов - типичных представителей местной флоры и фауны.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ отметки УЧАЩИХСЯ

Критерии оценивания различных видов работ:

Оценка знаний учащихся

Отметка

Критерии оценки

«5»

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4»

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3»

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

«2»

  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Критерии оценки устного ответа:

Отметка

Критерии оценки

«5»

- Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»

- Ответ неконкретный, излишне пространный.

- Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
- Допущены две существенные ошибки.

«2»

- Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

Критерии оценки лабораторных работ:

Отметка

Критерии оценки

«5»

- ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой

последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания.

Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и

Выводов.Соблюдает требования правил безопасного труда.

«4»

- ставится, если выполнены требования к опенке 5, но было допущено два-три недочета;

не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3»

- ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет

получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены

ошибки;

«2»

- ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет

сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;

Оценка практических умений учащихся

  1. Оценка умений проводить опыты

Отметка

Критерии оценки

«5»

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:

  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.

«3»

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«2»

  • не определена самостоятельно цель;

  • не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка

Критерии оценки

«5»

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

«4»

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3»

- допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

«2»

- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

Материально-техническое обеспечение

Интернет-ресурсы:

1. bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

2. bio.nature.ru - научные новости биологии

3. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

4. km.ru/education -Учебные материалы и словари


Цифровые и электронные образовательные ресурсы

wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»

krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»

Компьютер, экран, электронные приложения к УМК, интерактивные наглядные пособия, виртуальные лаборатории.

Дополнительная литература

  1. Биология в таблицах. 6 - 11 классы / Авт. - сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. - М.: Дрофа, 1998

  2. Л.М. Кудинова - Олимпиадные задания по биологии. 6 - 11 класс - Волгоград: Учитель, 2005

  3. А. Скворцов и др. - Биология. Школьный курс. Универсальное учебное пособие - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000

  4. ТА Козлова и др. - Экология: книга для учителя - М.: Школа - Пресс, 1996

  5. Контрольные и проверочные работы по природоведению. М. , Экзамен, 2010

41


© 2010-2022