«Здоровые люди на здоровой земле» Урок биологии в 9 классе

Цели: Образовательные цели: - Систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; - раскрыть некоторые экологические проблемы; - формировать представление о Земле, как общечеловеческом доме; - выяснить способность и возможности человека корректировать действие факторов, влияющих на демографическую ситуацию; - определить основные факторы риска для здоровья и факторы, способствующие его сохранению. Коррекционно-развивающие цели:       - Способствовать росту самосозна...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ Омской области «Шербакульская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа- интернат

VIII вида»








«Здоровые люди на здоровой земле»


Урок биологии в 9 классе.




Подготовила: учитель биологии I квалификационной категории

Гольман Наталья Ивановна









р.п. Шербакуль-2015г.

Цели:

Образовательные цели:

- Систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты;

- раскрыть некоторые экологические проблемы;

- формировать представление о Земле, как общечеловеческом доме;

- выяснить способность и возможности человека корректировать действие факторов, влияющих на демографическую ситуацию;

- определить основные факторы риска для здоровья и факторы, способствующие его сохранению.

Коррекционно-развивающие цели:

- Способствовать росту самосознания, развивать умение анализировать собственные поступки и принимать правильные решения в различных ситуациях.

Воспитательные цели:

- Воспитывать чувство ответственности за свою красоту и здоровье;

- способствовать воспитанию ответственного отношения к природе;

- формировать экологическую культуру.

Оборудование: национальный календарь прививок; фотографии или рисунки органов, поражённых раком; медицинские карты учащихся; плакаты с изображением возбудителей инфекционных болезней; видеофрагменты по медицинской профилактике ; компьютер; проектор; глобус и др.

Ход урока

I Оргмомент.

II Вступительное слово учителя.

(Учитель читает стихи, держа в руках глобус).

Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

-Ребята, нас услышала наша Земля, и она нам что-то хочет сказать.


Голос Земли: Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда - то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время.

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

- Кто виноват во всех причинах болезни планеты? ( Человек)

- Видно, люди забыли одну из мудростей, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. За всех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Все мы, живущие на Земле, не можем себе выбрать другую планету, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: «Все мы пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда»

- Что имел в виду автор этих строк? (ответы детей)

- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека.
- И прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

(Сообщение темы и целей урока)

III Изучение новой темы.

Учитель. Ребята, в начале нашего разговора я предлагаю вам прочитать два отрывка из книги Антунана де Сент Экзюпери «Планета людей».

«Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Человек познаёт себя в борьбе с препятствиями. Ибо Земля нам сопротивляется. Но для этой борьбы нужны орудия. Нужен рубанок или плуг. Крестьянин, возделывающий своё поле, мало- помалу вырывает у природы разгадку иных её тайн и добывает всеобщую истину».

«Кое- кто вообразил, будто возвысить людей не так уж трудно, надо лишь одеть их, накормить, удовлетворить повседневные нужды».

(Обсуждаем прочитанные отрывки, выясняем главные мысли автора.)

Учитель. Предлагаю начать наш урок с обсуждения основных факторов, которые могут оказывать регулирующее воздействие на численность человечества. А для этого нам необходимо эти факторы назвать. Назовём эти факторы в процессе игры «Свиток». На первую парту каждого ряда я выдаю лист бумаги. Сидящие за первой партой пишут на листе название фактора , который , по их мнению, оказывает влияние на численность человечества. Когда все ребята, сидящие в одном ряду, справятся с заданием, последний поднимет руку. Команда, закончившая работу первой, зачитывает названия факторов, а остальные команды вычеркивают названные признаки из своих списков.

Учитель. Подводя итоги игры, мы с вами сделали вывод, что на численность человечества или демографию влияют следующие факторы: климат, хищники, болезни, наличие жизненного пространства и убежищ, дефицит пищевых ресурсов, миграции.

Давайте обсудим значимость каждого фактора в регуляции численности человечества. Результаты обсуждения занесём в таблицу:

Факторы среды, не влияющие на демографию в современную эпоху

Факторы среды подавленные, но продолжающие влиять на демографию

Выводы, которые вы делаете, необходимо аргументировать. (Примеры аргументов: одежда, обувь, укрытия, поддержание огня- помогают избежать влияния абиотических факторов; хищники сегодня не являются регуляторами численности людей; и т.д. )

Учитель. Среди факторов, продолжающих влиять на демографию, вы выделили болезни и пищевые ресурсы, загрязнения окружающей среды, техногенные катастрофы, войны и др. Какие из названных вами факторов прямо или косвенно влияют на здоровье человечества? (Обсуждаем ответы, определяем факторы, делаем вывод)

Предлагаю, работая в группах, выполнить следующее задание на карточках.

Задание. Какие болезни, уносившие в прошлом миллионы жизней, сегодня практически побеждены в цивилизованных странах или встречаются крайне редко? (После обсуждения ребята могут дать такие ответы : чума, холера, оспа, дизентерия, брюшной тиф, коклюш, полиомиелит и др.- т.е инфекционные и вирусные заболевания).

Учитель. Какие меры помогли человечеству избавиться от этих болезней? ( предполагаемый ответ- иммунизация населения Земли)

Задание. На сегодняшнюю встречу для вас приготовлены ваши медицинские карты. Предлагаю проанализировать их, обратить внимание на отметки о сделанных прививках - когда, и в каком возрасте они сделаны, сравнить их с национальным календарём прививок. Какие выводы вы можете сделать? ( Предполагаемый ответ- вакцинация и прививки помогают человеку приобрести иммунитет от целого ряда заболеваний).

Учитель. Возбудителями многих заболеваний человека являются вирусы, бактерии, простейшие, животные. (Демонстрация плакатов с изображением возбудителей заболеваний, демонстрация видеофрагмента по медицинской профилактике инфекционных заболеваний).

Задание. Из предложенных на слайде предметов выберите те, которые, по вашему мнению, помогут в домашних условиях избежать заражения рядом инфекционных заболеваний. Запишите их названия. Объясните, почему это возможно? (После выполнения задания - обсуждаем ответы ребят)

Учитель. На смену болезням прошлого пришли новые болезни цивилизации: сердечно - сосудистые, онкологические, СПИД, вирусные гепатиты; в развивающихся странах на демографическую ситуацию влияют болезни, связанные с антисанитарией, недоеданием, недостатком питьевой воды. Именно такие болезни могут влиять на изменение численности человечества в целом. Огромное распространение в современном мире получили онкологические заболевания. Причиной их являются вирусы, курение, химические вещества пищи, воздуха - их ещё называют канцерогенными. Перед нами - снимок легкого здорового человека и легкого, поражённого раком. Впечатляющая картина, не правда ли?

Задание : Решите задачу. Статистические данные показывают, что более 80% онкологических заболеваний вызвано факторами окружающей среды: курение-30%,химические вещества пищи-35%,неблагоприятные условия работы-5% спиртные напитки-3%,загрязнение воздуха и воды-2 %,другие причины-5%,причины,не связанные с окружающей средой-17 %. Ежегодно в мире регистрируется 5,9 млн. новых заболеваний раком и умирает 3,4 млн. больных. Рассчитайте, сколько человек в мире умирает в год от рака, вызванного курением. (Обсуждаем ответы и выводы учеников Предполагаемый вывод-- распространение онкологических заболеваний напрямую зависит от целого ряда факторов окружающей среды: качества воздуха, воды, пищи, условий работы, употребления табака и спиртных напитков).

Учитель. Несколько десятилетий назад человечество столкнулось с ещё одним очень серьёзным заболеванием - СПИД или ВИЧ. Кто из вас знает, как расшифровываются эти аббревиатуры? Вы , конечно же , знаете о том, что у человека , заболевшего СПИДом в первую очередь поражаются клетки крови, ответственные за клеточный иммунитет- это Т-лимфоциты.(демонстрация слайда или видеофрагмента).Как вы думаете, ребята, каким образом появился на нашей планете СПИД? Как распространился по Земле?( Выслушиваем версии ребят.)Наиболее вероятная версия: несколько веков назад, действующие на планете мощные инфекции производили отбор наиболее иммунозащищённого населения, поэтому вирус СПИД не оказывал своего столь пагубного воздействия .Достижения медицины даровали жизнь людям с ослабленным иммунитетом. Кроме того, в настоящее время жизненные силы человека ослаблены и другими факторами -нервными перегрузками, антропогенным загрязнением окружающей среды, поэтому организм человека не выдержал натиска нового заболевания.

Задание. На слайде представлены фотографии и рисунки различных предметов. Какие из них вы посоветуете в качестве профилактических, чтобы исключить заболевание СПИДом? Что объединяет выбранные вами предметы? (Предполагаемый ответ - необходимо не допустить проникновения вируса СПИД в кровь человека).

Учитель. Если анализировать все факты и примеры, которые приводились на нашей встрече, то мы можем сделать однозначный вывод- здоровье человека и здоровье планеты, на которой человек живёт, неразрывно связаны между собой. Приспособительные функции организма в новых условиях нарушаются, что приводит к неблагоприятным сдвигам в состоянии здоровья человека. Как можно компенсировать эти воздействия? Обсудите эту проблему в группах.(Предполагаемый ответ- соблюдение здорового образа жизни, двигательная активность, повышение качества медицинского обслуживания, повышение качества пищи, воды, воздуха, санитарной культуру населения и др.)

Задание. Предлагаю ещё раз провести игру «Свиток».Попробуйте перечислить правила здорового образа жизни. Зачитываем эти правила.

IV. Итог.

Учитель. В завершении приведу цитату из документов Всемирного саммита по устойчивому развитию под эгидой ООН (2002 год): «Проблема здоровья является одной из крупнейших рукотворных проблем и целиком и полностью лежит на совести человека»(эта же цитату закрепляется на стене) и «Наши общие трудности должны породить ощущение общепланетарного единства, которое будет существовать на основе нравственного принципа «благоговения перед жизнью» и ориентации в пользу стремления быть здоровым, образованным, жить в безопасности, дышать чистым воздухом, пить чистую воду»(эта же цитату закрепляется на стене). Прочитайте внимательно эти цитаты, встаньте рядом с той, с мыслями которой вы полностью согласны. Спасибо за участие ,за неравнодушие.

Ученики читают стихотворения:

Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

V. Домашнее задание.

Тест «Мое здоровье и экология» (Раздаточный материал)

Тест

Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Но каждого, естественно, интересует его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснить этот тест. Отвечай на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми еще и поразмышляй. Возможно, тебе необходимо в чем-то изменить свой образ жизни. Возраст не имеет значения. Все равно-14 тебе или 50. Но чем раньше ты откажешься от вредных привычек, тем лучше.

Итак возьмем число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять нему набранные в результате твоих ответов очки.

- Если ты мужчина, вычти из 72 цифру 3. Женщинам надо добавить к 72 цифру 4 (они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины). Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни- 69 лет, у женщин - 76.

- Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.

- Если живешь в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.

- Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим - прибавь 3.

- Если занимаешься спортом 5 раз в неделю хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если 2-3 раза - прибавь 2 года.

- Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25- летнего возраста).

- Если постоянно спишь более 10ч., вычти 4 года, если по 7-8 ч., ничего не вычитай.

- Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон, - признак плохого кровообращения.

- Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный - добавь 3 года.

- Если ты счастлив, добавь 1 год, а если несчастлив, отними 2 года.

- Если собираешься получить среднее образование, добавь 1 год, если высшее - 2 года.

- Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта…), вычти 4 года.

- Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50, скончался от рака, инфаркта и т.д., вычти 3 года.

- Если ты выкуриваешь более 3-х пачек сигарет в день, отними 8 лет, если 1 пачку - 6 лет, если меньше пачки - 3 года.

- Если каждый день выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.

- Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20кг., вычти 8 лет, если на 15-20, то - 4 года, если на 5-15 кг. - 2года.

Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить. Как видишь на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место среди них занимает наследственность. Но очень многое зависит и лично от человека: от его привычек, образа жизни. Посмотри разные пункты теста. Убедись еще раз, что курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и другие вредные факторы сокращают продолжительность жизни.

Влияет и окружающая среда. Не случайно в тесте есть вопрос о населенном пункте, в котором живет человек. Города с населением свыше 1 млн отрицательно влияют на здоровье живущих в нем людей и, следовательно, на продолжительность их жизни. Как ты думаешь, почему это происходит?

Попробуй найти в тесте факторы продолжительности жизни, зависящие от воли человека.

© 2010-2022