Проектно - исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

  Для успешной организации  работы с одарёнными детьми в школе функционируют НОУ »Природа и мы» с 1996г. и клуб «Эрудит» с 2009г.  Деятельность НОУ и клуба осуществляется по естественнонаучному и гуманитарному направлениям. В данных организациях действуют следующие секции:  экология, медицина, химия, биология, краеведение, прикладное творчество. В секциях  заняты  учащиеся с 5 по 11 класс.  Общее количество членов  составляет  78 детей.  Одарённые дети –  это очень ценная, но и весьма хрупкая ча...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно - исследовательская деятельность

в работе с одаренными детьми.

Охова М.Г. -учитель химии и биологии МОУСОШ СП Тамбовское Терского района КБР


Для успешной организации работы с одарёнными детьми в школе функционируют НОУ »Природа и мы» с 1996г. и клуб «Эрудит» с 2009г. Деятельность НОУ и клуба осуществляется по естественнонаучному и гуманитарному направлениям. В данных организациях действуют следующие секции: экология, медицина, химия, биология, краеведение, прикладное творчество. В секциях заняты учащиеся с 5 по 11 класс. Общее количество членов составляет 78 детей. Одарённые дети - это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Поэтому важно не «зако­пать» талант, а максимально способствовать развитию интел­лекта и чувств одарённых детей как потенциала развития на­ции, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения. На сегодняшний день выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому перед школой стоит задача выбора новых технологий работы с детьми и особенно с одарёнными. Такой технологией и является технология проектно-исследовательской деятельности обучения.

«В основе проектно-исследовательской деятельности лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.» [2]

Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, обучающиеся развивают самостоятельность при работе со специальной и научной литературой. При выполнении наблюдений и опытов развивают абстрактное мышление, необходимое учащемуся; развивают способности формировать свое мнение и умение его отстаивать. Дети развивают умения общаться с аудиторией, выступать на конференциях, в кружках; сформировать чувство ответственности за порученное дело; воспитать уверенность в себе, осознать значимость выполненной работы. [1] В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационно-коммуникативная; социально-трудовая; личностная. Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся навыки креативности. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом, а значит, выступает как условие выявления и способ развития творческих способностей детей.

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. «Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. «Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования, например, предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным». [3]

Увлечь исследовательской и проектной деятельностью можно используя такие приемы, как «учебный мозговой штурм», «взаимоопрос», «три уровня домашнего задания» и задания креативного типа.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Для выявления и поддержки одаренных детей проводятся следующие мероприятия: предметные олимпиады, конференции, конкурсы, интеллектуальные игры, выставки творческих работ. Члены НОУ и клуба принимают участие в мероприятиях муниципального и республиканского уровней, имеют следующие достижения:

Ф.И.

класс

мероприятие

достижения

1

Кандрокова Санета

11

Районный этап республиканского конкурса « Религия и толерантность»

победитель

2

Кандрокова Санета

11

районная конференция « Чтения памяти В.И.Вернадского»

призер

3

Кандрокова Санета

11

республиканская конференция « Чтения памяти В.И.Вернадского»

призер

4

Кандрокова Санета

11

республиканская конференция « Сигма» « Творчество юных »

призер

5

Кандрокова Санета

11

Районная конференция « Сигма» « Творчество юных »

призер

6

Машоков Анзор

11

Районная конференция « Сигма» « Творчество юных »

победитель

7

Машоков Анзор

11

республиканская конференция « Сигма» « Творчество юных »

призер

8

Умарова Азина

10

Районная конференция « Сигма» « Творчество юных »

победитель

9

Арамисова Анжела

9

районная конференция « Чтения памяти В.И.Вернадского»

призер

10

Гетажаев Артем

9

республиканская конференция « Сигма» « Творчество юных »

призер

11

Гетажаев Артем

9

республиканский конкурс «Созидание и творчество»

победитель

12

Гетажаев Артем

9

Районная олимпиада по химии

призер

13

Гетажаев Артем

9

Районная олимпиада по истории

победитель

14

Гетажаев Артем

9

Республиканская олимпиада по истории

призер

15

Шериева Алеся

8

республиканская конференция « Сигма» « Творчество юных »

призер

16

Шериева Алеся

8

республиканский конкурс «Созидание и творчество»

призер

17

Кампарова Ася

7

районная конференция« Малые чтения НОУ « Сигма»» « Творчество юных »

призер

18

Кампарова Ася

7

Республиканская конференция« Малые чтения НОУ « Сигма»» « Творчество юных »

призер

19

Кампарова Ася

7

Районная олимпиада по технологии

призер

20

Шомахова Карина

7

районная конференция« Малые чтения НОУ « Сигма»» « Творчество юных »

призер

Проекты в основном имеют межпредметный характер: затрагиваются вопросы истории, биологии, географии, литературы. Химическая направленность проектов. В проекте» В мире экзотических растений: выращивание ананаса из надплодной розетки листьев» было изучено влияние ацетилена на цветение и плодоношение. В проекте «Школьный мел и современная школа» проведен качественный анализ мела. В проекте «Мониторинг древесных насаждений на территории школы и ее окрестностях» изучены химический состав и кислотность почв.

Иногда так случается, что становишься открывателем литературного дарования. На одном из занятий клуба «Эрудит» для младшей группы было предложено собрать материал о взаимосвязях, существующих в природе на примере загадок, пословиц, рассказов. Через несколько дней, не дождавшись очередного занятия, на уроке биологии ученица 6 класса Хатохова Карина прочитала нам сказку собственного сочинения «Дружба крепкая», так назвала свое творение Карина. Ребята слушали как завороженные.

Таким образом, в основе деятельности по вопросу развития одаренности ребенка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей. Для благоприятных условий развития одаренности реализуется взаимодействие также с другими структурами социума : районная и сельская библиотеки, РЦДДТ, КБГУ, РДТМ, РЭБЦ.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся. А.В.Леонтович - М.: Просвещение,2002,с.17.
2.Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры /А.С.Обухова Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.: Просвещение, 2000. 3.Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников./А.И.Савенков - М.: Просвещение, 2003, с. 203.

5


© 2010-2022