Рабочая программа по биологии 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии:

- с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089»;

- базисным учебным планом вечерней (сменной) общеобразовательной школы воспитательной колонии уголовно - исполнительной системы;

- федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на 2013 - 2014 учебный год.

За основу рабочей программы брали:

1) Сборник - Биология . 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника\ авт.-сост.Г.М.Пальдяева. М.:Дрофа, 2011

2) Программы основного общего образования по биологии (6-9классы), авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова примерная программа среднего полного общего образования .

Для реализации программного содержания используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Биология.Введение в общую биологию и экологию.9 класс» авторов :А.А. Каменский, Е.А.Криксунов , В.В. Пасечник ;М.: Дрофа, 2013.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Цели обучения


Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часов: 1 часа в неделю.


СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ:

Тема 1.Введение 1 часа

Уровни организации живой природы

Тема 2. Молекулярный уровень 5 часов

Тема 3. Клеточный уровень 7 часов

Тема 4 . Организменный уровень 9 часов

Тема 5. Популяционно-видовой уровень 1 час

Тема 6. Экосистемный уровень 1 час

Тема 7 . Биосферный уровень 1 час

Тема 8. Основы учения об эволюции 4 часа

Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле 2 часа

Тема 10. Основы экологии 2 часа

Тема 11. Биосфера и человек 1 час

Итого 34 часа

Содержание программы

Введение (1 час)

Биология как наука. Методы исследования. Сущность жизни и свойства живого. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (33 часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (5 часов)

Уровни организации жизни. Качественный скачок от неживой к живой природе. Молекулярный уровень. Вода. Минеральные вещества. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические вещества. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (7 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана. Строение клетки. Функции органоидов. Ядро. ЭПС и другие мембранные органоиды. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Типы питания клеток. Фотосинтез и хемосинтез. Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.

Лабораторные работы:

  • Размножение организмов. Бесполое и половое размножение организмов.

  • Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетика как наука. Гибридологический метод.

  • Моногибридное скрещивание.

Тема 1.3. Организменный уровень ( 9 )

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

Лабораторные работы:

  • Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (1 час)

Систематика. Классификация видов. Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторные работы:

  • Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (1 час)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Видовое разнообразие в сообществе. Потоки веществ и энергии в экосистеме. Цепи питания. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Адаптации организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Колебания численности. Экологические сукцессии. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Тема 1.6. Биосферный уровень (1 час)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Антропогенное воздействие на биосферу. Эволюция биосферы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ 2. Эволюция (4 часа)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Видообразование. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Основные закономерности эволюции. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Главные направления и пути эволюции.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (2 часа)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

РАЗДЕЛ 4. Основы экологии (2 часа)

Экологические факторы. Экологические ресурсы. Межвидовые отношения организмов. Основы экологии.

РАЗДЕЛ 5. Биосфера и человек (1 час)

Эволюция Биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Биосфера и человек.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Тема урока

дата

Д/З

1

Тема 1. Введение.(1час)

Биология - наука о жизни.

Методы исследования в биологии.

Сущность жизни и свойства живого.

1

2

3

2

Тема 2. Молекулярный уровень (5 часов)

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень

Углеводы.

1.1

1.2

3

Липиды

1.3

4

Состав и строение белков.

Функции белков.

1.4

1.5

5

Нуклеиновые кислоты.

1.6

6

АТФ и другие органические соединения клетки.

Биологические катализаторы.

Вирусы.

1.7

1.8

1.9

7

Тема 3. Клеточный уровень (7 часов)

Основные положения клеточной теории.

2.1

8

Основные сведения о клетках. Мембрана.

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

2.2

2.3

9

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр. Органоиды движения.

2.4

2.5

2.6

10

Различия в строении клеток эукариот и прокариот

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке.

2.7

2.8

2.9

11

Типы питания клетки.

Фотосинтез и хемосинтез.

2.10

2.11, 2.12

12

Синтез белков в клетке. Генетический код.

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК.

2.13

2.13

13

Деление клетки. Митоз.

2.14

14

Тема 4. Организменный уровень (9 часов)

Размножение организмов.

3.1 - 3.2

15

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

3.3

16

Индивидуальное развитие организмов.

3.4

17

Закономерности наследования признаков.

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

3.5

3.6

18

Дигибридное скрещивание.

Сцепленное наследование признаков.

3.7

3.8

19

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

3.9

20

Закономерности изменчивости. Модификационная

Мутационная изменчивость.

3.11

3.12

21

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов

3.13

3.14

22

Организменный уровень организации живого.

Инд зад

23

Тема 5. Популяционно-вид уровень (1 часа)

Вид. Критерии вида.

Популяции.

4.1

4.2

24

Тема 6.Экосистемный уровень(1 час)

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Состав и структура сообщества.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Саморазвитие экосистемы.

5.1

5.2

5.3

5.5

25

Тема 7. Биосферный уровень (1час)

Биосфера. Среды жизни.

Круговорот веществ в биосфере.

Биосферный уровень.

6.1

6.2

6.3

26

Тема 8. Основы учения об эволюции (4 часа)

Развитие эволюционного учения.

Изменчивость организмов.

7.1

7.2

27

Борьба за существование. Естественный отбор

Видообразование.

7.4

7.7

28

Макроэволюция.

7.8

29

Основные закономерности эволюции.

Основы учения об эволюции.

7.9

Инд зад

30

Тема 9.Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Гипотезы возникновения жизни.

Развитие представлений о возникновении жизни

8.1

8.2 - 8.3

31

Основные этапы развития жизни на Земле.

8.4 - 8.8

32

Тема 10. Основы экологии (2 часа)

Экологические факторы.

Экологические ресурсы.

9.1 - 9.2

9.3

33

Межвидовые отношения организмов.

Основы экологии.

9.4 - 9.5

Инд зад

34

Тема 11. Биосфера и человек (1 час)

Эволюция Биосферы.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Биосфера и человек.

10.1

10.2

Инд зад


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии ученик должен

- знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

- уметь:

- объяснять: родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни

для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

  • при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха,

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Перечень учебно-методических средств обучения

1) А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа,2013 г.

2) В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2009

Дополнительная литература для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

  3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

  4. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

  5. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

  6. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение,2005г.;


© 2010-2022