- Преподавателю
- Биология
- Нетрадиционные формы урока по биологии
Нетрадиционные формы урока по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильджиева М.Б. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Нетрадиционные формы урока.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-конкурса и т. д. является мощным стимулом в обучении и воспитании умственно отсталых учащихся, разнообразной и сильной активизацией. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти, потому, что человеку по своей природе нравится играть. Ф. И. Фрадкин, исследуя мотивы участия учащихся в играх, замечает, что такие формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого ученика в активную работу. Они воспитывают общую культуру, культуру речи и мнений, умение грамотно излагать свои мысли, вырабатывать собственную позицию. Это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя, когда класс становится коллективом. И именно на таком уроке, как говорил Цицерон: «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Для того, чтобы учащимся с интеллектуальной недостаточностью дать полноценное качественное образование , найти свое место в современном мире на рынках труда, необходимо совершенствовать содержание образования, постоянно внедряя новые технологии обучения. А этого можно добиться только на основе повышения профессионализма учителя. Каждый учитель сможет и должен осуществить мотивацию учебной деятельности, если сам будет иметь мотивацию на повышение качества и эффективности своей работы, профессионального мастерства, развитие творческого потенциала, общей культуры.
Каждому учителю , работающему с такими учащимися, необходимо помнить, что педагогическому процессу нужен творческий подход и занимательная совместная деятельность учителя и учеников. Как бы ни был активен учитель, сколько бы ни старался, стремясь лучше организовать урок, его усилия пропадут даром. Если дети пассивно относятся к происходящему, предлагаемые задания выполняют формально, не стараясь вникнуть в их сущность. В активизации трудной, не всегда понятной для детей с отклонениями в развитии учебной деятельности большую роль играет эмоциональное отношение школьника к происходящему.
ИГРА « СТЕПНАЯ ФАНТАЗИЯ ИЛИ - Я ХОЧУ БЫТЬ СТАРИЧКОМ - СТЕПНЯЧКОМ!»
Цель игры: привить детям навыки экологической культуры
В игре принимают участие команды по 5 - 6 человек, команд может быть 2 - 3 .
Для игры необходим волчок со стрелкой - указателем, вокруг которого располагаются карточки в виде листьев деревьев с категориями заданий и вопросов, их может быть 6- 8
Возможные варианты этих категорий:
1 . ООПТ
2 . Птицы Калмыкии
3 . Звери
4 . Лекарственные травы
5 . Браконьеры
6 Грибы
7 . Насекомые
Представители команд по очереди вращают волчок и таким образом выбирают себе категорию заданий, а ведущий задает вопросы или дает задание. Команда через минуту должна ответить на вопрос или выполнить задание. За правильный ответ или правильно выполненное задание дается один балл. Игра идет до 6 баллов. В конце игры победителям вручаются призы. Это могут быть удостоверения " защитники природы ", дипломы в виде листьев и многое другое, что вы нафантазируете.
Примерные задания и вопросы:
ООПТ
1 . Какие особо охраняемые природные территории встречаются в Калмыкии? (заповедник, заказник, национальный парк, памятники природы)?
2 . Сколько заповедников в Калмыкии и как называется? (один, заповедник «Черные земли»)
3 . Сколько заказников в Калмыкии имеют федеральное значение? (3: «Сарпинский», «Харбинский», «Меклетинский»).
4. Есть ли в Калмыкии национальные парки? ( Есть.«Национальный природный парк РК.).
ПТИЦЫ КАЛМЫКИИ
-
Самая крупная степная птица Калмыкии? (Дрофа)
-
Какая птица летает на высоте до 4500 метров? (Журавль)
-
Какая птица строит плавучие гнезда? ( Большая поганка)
-
Какие птицы образуют пары на всю жизнь? (Лебеди, журавли, голуби).
ЗВЕРИ
1 . Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат, и других зверей? ( Потому что их дом - лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов и если их, потом выпустить на волю - погибнут)
2. У какого животного глаза вращаются на 360 градусов? (Хамелеон)
3. При беге какую скорость развивает сайгак? (75-80 км/час)
4. В каком возрасте сайгачата переходят на подножный корм? (в 2-2.5 мес.)
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ
1 . Какие растения можно использовать при простуде? ( Солодка, чабрец, шиповник, ромашка, малину)
2 . Из каких ядовитых растений готовят лекарства? ( Белена, дурман, белладонна, вороний глаз)
3 . Какое растение используют для лечения небольших ран? ( Подорожник)
4 . Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться)
БРАКОНЬЕР
1 . Почему нельзя ловить рыбу весной? ( Она нерестится)
2 . Где нельзя охотиться? ( В заповедниках и других особо охраняемых местах)
3 . Чем сайгаки привлекает браконьеров и в чем причина браконьерства?
(Рога, которые используются в китайской медицине как лекарственное средство и как дорогостоящий продукт для теневого бизнеса. Все это определяется высоким спросом на сайгачьи рога на мировом рынке, экономической стабильностью в регионе, снижением объемов сельхозпродукции, снижением жизненного уровня людей.)
4. Почему 2010год объявлен Годом сайгака?
ГРИБЫ
1 . Какой гриб разрушает древесину (Опенок)
2 . Почему нельзя топтать мухоморы? ( Ими лечатся звери)
3 . Какой зверь запасает грибы на зиму? (Белка)
4. Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным? (Опенок)
НАСЕКОМЫЕ
-
Какого паука называют черной вдовой? (Каракурт)
-
Кто слышит ногами? ( Кузнечик)
-
Назвать общественных насекомых. (Пчелы, муравьи)
-
Как по поведению муравьев узнать о приближении дождя? ( Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него)