- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему: «Полет птиц-это закономерность или случайность?»
Конспект урока по биологии на тему: «Полет птиц-это закономерность или случайность?»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савина Н.В. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Савина Наталья Васильевна
-учитель биологии МАОУ «Лицей №9» г.Перми
Тема: «Полет птиц - это закономерность или случайность?»
Предмет: Биология.
Раздел: Тип Хордовые.
Класс: 7
Комментарии к уроку:
Данный урок рассматривается в рамках раздела «Тип Хордовые» относительно темы: «Внешнее строение птиц». На этом уроке можно выстроить межпредметные связи между биологией и химией. Учащиеся получают новые знания, осмысливают их, проводят опыт и осознают, что для решения задач необходимы комплексные знания.
Цель урока:
Определить, полет птиц - это закономерность или случайность?
Ожидаемый результат:
Учащиеся будут знать внешнее строение изученных птиц и среду их обитания; особенности в строении клювов связанных с питанием; о губительном влиянии нефти при попадании на перьевой покров птиц.
Задачи урока:
I.Мировоззренческие:
Осознать, что все в мире подчиняется единым законам природы.
II. Предметные:
1.Определить значимость знаний о внешнем строении птиц для человека.
2.Рассмотреть место обитания птиц.
3.Расскрыть и понять связь между строением перьев и выполняемыми функциями.
4.Определить влияние экономической катастрофы на жизнедеятельность птиц.
III.Метапредметные
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные УУД
1. Формировать научное мировоззрение при решении задач во взаимосвязи биологии и химии.
2. Производить поиск информации, анализировать.
Коммуникативные УУД
1. Аргументировать свою точку зрения.
2. Понимать точку зрения другого.
Личностные УУД
Формировать навыки умения сотрудничать в группе.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения:
проблемно-поисковый,
иллюстративный,
наглядный,
исследовательский
Формы организации деятельности:
индивидуальная,
групповая,
фронтальная.
Оборудование, средства:
Раздаточный материал (набор перьев, лупы ручные, нефть в чашках Петри, стакан с чистой водой, пинцеты), схема «Питание птиц», чучела птиц, компьютер, проектор, видеоролик «Полет птицы», презентация Power Point «Внешнее строение птицы», презентация «Многообразие птиц».
Ход урока:
этапы урока
время
деятельность учителя
деятельность ученика
1этап
Организация целевого пространства.
5 мин
Приветствие учителя.
Сегодня мы начинаем изучать самых красивых обитателей нашей планеты-птиц. Тема нашего урока: «Строение птиц-это закономерность или случайность?».
Просмотр видеоролика «Полет птицы».
Приложение №1
После просмотра видеоролика учащиеся высказывают свои предположения. Выстраиваются партнерские равные отношения с учителем.
2 этап
Организация поисково-исследовательского пространства.
2.1
10 мин
2.2
10 мин
2.3
10мин
2.4
5 мин
3 мин
Просмотр презентации «Внешнее строение птиц».
Приложение №2
После просмотра презентации, на чучеле птицы учитель еще раз заостряет внимание на особенностях строения птиц и проводит сравнительный анализ с внешним строением пресмыкающихся. Из просмотренного и прослушанного материала учащиеся узнают, что
-тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, конечностей.
-тело покрыто перьями.
-птицы теплокровные.
-цевка-сросшиеся кости стопы.
-копчиковая железа - в ней накапливается маслянистая жидкость, которой птицы смазывают перья.
-органы чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух).
Лабораторная работа №1
«Строение перьев».
На каждой парте набор перьев, учащимся предлагается изучить строение разных перьев под лупой, сравнить с рисунком учебника, нарисовать в тетради перо, подписать его части.
Во время лабораторной работы учитель просит обратить внимание на строение пуховых перьев, их значении для птиц. Рассказывает о роли разных перьев в жизни птиц.
По итогам лабораторной работы учащиеся узнают что,
-перо состоит из стержня и расположенного по бокам опахала.
-опахало образовано бородками I и II порядка.
-пуховые перья не имеют бородок II порядка
Лабораторная работа №2
«Влияние нефти на перьевой покров».
Учитель предлагает смочить перо в нефти и рассмотреть его под микроскопом. Во время лабораторной работы учитель рассказывает о нефти и ее свойствах. Проводится демонстрационный опыт «Горение нефти».
По итогам лабораторной работы учащиеся
-узнают о свойствах нефти
-о губительном влиянии нефти на птиц, так как нефть не смывается водой, у птиц нарушается процесс теплорегуляции, что приводит к их гибели.
Приводится информация о гибели тысяч птиц погибших при разливе нефти в экологической катастрофе.
Учитель обращает внимание о взаимосвязи знаний по химии и биологии.
Разбор схемы «Питание птиц».
Приложение №3
На каждой парте есть схема питания птиц, по которой учащиеся работают. Учитель обращает внимание на многообразие птиц и разные типы питания.
Просмотр музыкальной презентации «Многообразие птиц».
Приложение №4
В конце урока обобщаются знания и делаются выводы по изученному материалу.
-используя ключевые слова:
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ-
СЛУЧАЙНОСТЬ-
попробуйте ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока «Полет птиц -это закономерность или случайность?». Обобщая материал, учитель подводит к выводным знаниям:
Все в природе целесообразно и закономерно, подчиняется единым законам природы.
После просмотра презентации, учитель наводящими вопросами узнает о степени усвоения материала, учащиеся задают интересующие их вопросы по внешнему строению птицы.
Учащиеся работают с перьями, изучают их строение, зарисовывают в тетради, подписывают части пера, работают с учебником, сравнивая свои перья с рисунком.
Учащиеся проводят лабораторные исследования:
смачивают перья нефтью, рассматривают под лупой, пытаются смыть нефть в стакане с чистой водой.
Учащиеся обращают внимание на многообразие птиц, связанных с питанием. Выписывают в тетрадь классификацию по типу питания
-хищные (орнитофаги, миофаги, ихтиофаги)
-насекомоядные
-растительноядные
-всеядные
Учащиеся зрительно знакомятся с многообразием птиц.
Учащиеся рассуждают.
3 этап
Рефлексия.
Домашнее задание
(стр. 208-210)
2 мин
На третьем этапе проводится рефлексия, и учащиеся рассуждают о том, как можно применить полученные знания и опыт в жизни, понимая, что они ответственны за все живое на Земле.