Конспект урока по биологии на тему: «Полет птиц-это закономерность или случайность?»

"Предмет: Биология. "Раздел: Тип Хордовые. "Класс: 7 ""Комментарии к уроку: Данный урок рассматривается в рамках раздела «Тип Хордовые» относительно темы: «Внешнее строение птиц». На этом уроке можно выстроить межпредметные связи между биологией и химией. Учащиеся получают новые знания, осмысливают их, проводят опыт и осознают, что для решения задач необходимы комплексные знания. На уроке поставлена цель, задачи, а также охарактеризованы какие универсальные учебные действия формируются на этом уроке у детей (согл...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Савина Наталья Васильевна

-учитель биологии МАОУ «Лицей №9» г.Перми

Тема: «Полет птиц - это закономерность или случайность?»

Предмет: Биология.

Раздел: Тип Хордовые.

Класс: 7

Комментарии к уроку:

Данный урок рассматривается в рамках раздела «Тип Хордовые» относительно темы: «Внешнее строение птиц». На этом уроке можно выстроить межпредметные связи между биологией и химией. Учащиеся получают новые знания, осмысливают их, проводят опыт и осознают, что для решения задач необходимы комплексные знания.

Цель урока:

Определить, полет птиц - это закономерность или случайность?

Ожидаемый результат:

Учащиеся будут знать внешнее строение изученных птиц и среду их обитания; особенности в строении клювов связанных с питанием; о губительном влиянии нефти при попадании на перьевой покров птиц.

Задачи урока:

I.Мировоззренческие:

Осознать, что все в мире подчиняется единым законам природы.

II. Предметные:

1.Определить значимость знаний о внешнем строении птиц для человека.

2.Рассмотреть место обитания птиц.

3.Расскрыть и понять связь между строением перьев и выполняемыми функциями.

4.Определить влияние экономической катастрофы на жизнедеятельность птиц.

III.Метапредметные

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные УУД

1. Формировать научное мировоззрение при решении задач во взаимосвязи биологии и химии.

2. Производить поиск информации, анализировать.

Коммуникативные УУД

1. Аргументировать свою точку зрения.

2. Понимать точку зрения другого.

Личностные УУД

Формировать навыки умения сотрудничать в группе.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения:

проблемно-поисковый,

иллюстративный,

наглядный,

исследовательский

Формы организации деятельности:

индивидуальная,

групповая,

фронтальная.

Оборудование, средства:

Раздаточный материал (набор перьев, лупы ручные, нефть в чашках Петри, стакан с чистой водой, пинцеты), схема «Питание птиц», чучела птиц, компьютер, проектор, видеоролик «Полет птицы», презентация Power Point «Внешнее строение птицы», презентация «Многообразие птиц».

Ход урока:

этапы урока

время

деятельность учителя

деятельность ученика

1этап

Организация целевого пространства.

5 мин

Приветствие учителя.

Сегодня мы начинаем изучать самых красивых обитателей нашей планеты-птиц. Тема нашего урока: «Строение птиц-это закономерность или случайность?».

Просмотр видеоролика «Полет птицы».

Приложение №1

После просмотра видеоролика учащиеся высказывают свои предположения. Выстраиваются партнерские равные отношения с учителем.

2 этап

Организация поисково-исследовательского пространства.

2.1

10 мин






2.2

10 мин






2.3

10мин







2.4

5 мин





3 мин

Просмотр презентации «Внешнее строение птиц».

Приложение №2

После просмотра презентации, на чучеле птицы учитель еще раз заостряет внимание на особенностях строения птиц и проводит сравнительный анализ с внешним строением пресмыкающихся. Из просмотренного и прослушанного материала учащиеся узнают, что

-тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, конечностей.

-тело покрыто перьями.

-птицы теплокровные.

-цевка-сросшиеся кости стопы.

-копчиковая железа - в ней накапливается маслянистая жидкость, которой птицы смазывают перья.

-органы чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух).

Лабораторная работа №1

«Строение перьев».

На каждой парте набор перьев, учащимся предлагается изучить строение разных перьев под лупой, сравнить с рисунком учебника, нарисовать в тетради перо, подписать его части.

Во время лабораторной работы учитель просит обратить внимание на строение пуховых перьев, их значении для птиц. Рассказывает о роли разных перьев в жизни птиц.

По итогам лабораторной работы учащиеся узнают что,

-перо состоит из стержня и расположенного по бокам опахала.

-опахало образовано бородками I и II порядка.

-пуховые перья не имеют бородок II порядка

Лабораторная работа №2

«Влияние нефти на перьевой покров».

Учитель предлагает смочить перо в нефти и рассмотреть его под микроскопом. Во время лабораторной работы учитель рассказывает о нефти и ее свойствах. Проводится демонстрационный опыт «Горение нефти».

По итогам лабораторной работы учащиеся

-узнают о свойствах нефти

-о губительном влиянии нефти на птиц, так как нефть не смывается водой, у птиц нарушается процесс теплорегуляции, что приводит к их гибели.

Приводится информация о гибели тысяч птиц погибших при разливе нефти в экологической катастрофе.

Учитель обращает внимание о взаимосвязи знаний по химии и биологии.

Разбор схемы «Питание птиц».

Приложение №3

На каждой парте есть схема питания птиц, по которой учащиеся работают. Учитель обращает внимание на многообразие птиц и разные типы питания.





Просмотр музыкальной презентации «Многообразие птиц».

Приложение №4

В конце урока обобщаются знания и делаются выводы по изученному материалу.

-используя ключевые слова:

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ-

СЛУЧАЙНОСТЬ-

попробуйте ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока «Полет птиц -это закономерность или случайность?». Обобщая материал, учитель подводит к выводным знаниям:

Все в природе целесообразно и закономерно, подчиняется единым законам природы.

После просмотра презентации, учитель наводящими вопросами узнает о степени усвоения материала, учащиеся задают интересующие их вопросы по внешнему строению птицы.




Учащиеся работают с перьями, изучают их строение, зарисовывают в тетради, подписывают части пера, работают с учебником, сравнивая свои перья с рисунком.




Учащиеся проводят лабораторные исследования:

смачивают перья нефтью, рассматривают под лупой, пытаются смыть нефть в стакане с чистой водой.




Учащиеся обращают внимание на многообразие птиц, связанных с питанием. Выписывают в тетрадь классификацию по типу питания

-хищные (орнитофаги, миофаги, ихтиофаги)

-насекомоядные

-растительноядные

-всеядные

Учащиеся зрительно знакомятся с многообразием птиц.

Учащиеся рассуждают.

3 этап

Рефлексия.

Домашнее задание

(стр. 208-210)

2 мин

На третьем этапе проводится рефлексия, и учащиеся рассуждают о том, как можно применить полученные знания и опыт в жизни, понимая, что они ответственны за все живое на Земле.



© 2010-2022