Конспект Науки о природе

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок природоведения в 5 классе по теме "Науки о природе"

Личностная значимость: Все науки хороши - выбирай на вкус.

Цели урока: Образовательные 1. Углубить и расширить знания о естественных науках, объектах их изучения, значении в познании природы. 2. Пропедевтика понятий тело, вещество, явления природы (физические и химические) 3. Раскрыть особенности тел, веществ и явлений в природе. Развивающие 1. Развитие мышления, зрительной и смысловой памяти, внимания, воображения, наблюдательности. 2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. 3. Развивать у учащихся интерес к предмету и к процессу обучения в целом. Воспитательные 1. Воспитывать познавательную активность, любознательность, способствовать расширению кругозора. 2. Формировать умение учащихся применять знания, полученные на уроке в жизни.

Оборудование: доска Smart, глобус, карта полушарий, камертон, метроном, набор химических реактивов для опытов (едкий натр (р-р), соляная кислота (р-р), растворы солей хлорида меди (2), карбоната натрия, пробирки, стеклянная трубочка, резиновая трубка, железный гвоздь, таблички с терминами и названиями тел.

План урока: 1. Актуализация знаний 2. Познание человеком окружающего мира 3. Основные науки о природе (химия, физика, география, биология) 4. Создание презентации «Семья естественных наук» 5. Рефлексия, закрепление знаний 6. Окончание урока, выводы. Ход урока.

1. На прошлом уроке, ребята, мы закончили изучение темы «Происхождение человека», повторили и обобщили материал. Давайте вспомним термины, которые помогут нам в изучении нового материала. Что такое тело? Вещество? Явление природы? Приведите примеры. А сейчас следующее задание. Внесите в таблицу (таблички на магнитах). Неживые тела (на обратной стороне таблички «Тела природы») Живые тела (На обратной стороне таблички «Тела, сделанные человеком») Таблички с ответами на загадки Таблички с ответами на загадки. Названия тел, которые будут ответами на мои загадки:

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка); Кто такая: каши зачерпнет и отправит в рот? (ложка); Весь я сделан из железа, у меня ни рук, ни ног, я по шляпку в доску влезу, а по мне все тук да тук? (гвоздь); Он и желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей. Если хочешь - можешь брать и играть. (песок); Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой. (береза); Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. (лягушка); По небу ходит маляр без кистей, краской коричневой красит людей. (солнце). Модница крылатая, платье полосатое, ростом хоть и кроха, укусит - будет плохо. (оса);

Таблица должна выглядеть так: Неживые тела Живые тела Ложка Солнце гвоздь Белка Береза Лягушка оса

А теперь перераспределите эти тела так, чтобы правильно была заполнена другая таблица. (учитель переворачивает надписи в шапке таблицы и она выглядит так: Тела природы Тела, сделанные человеком. Дети заполняют ее, передвигая по графам таблички на магнитах.

Молодцы, все сделали правильно! Посмотрите, ребята, как много мы уже знаем об окружающем нас мире. А ведь еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружало. Трудно было человеку миллионы лет назад! Он совсем не знал природы, слепо верил в чудеса. Он всего-всего боялся и не знал, как объяснить Бурю, гром, землетрясенье. Трудно было ему жить! Но по мере развития человечества знаний о природе становилось все больше и больше. Постепенно возникли и стали развиваться науки. А что же такое «наука»? В нашем учебнике нет определения науки, воспользуемся энциклопедией (зачитывается определение термина).

2. Наук много. Одни изучают историю, другие - культуру, а есть науки, изучающие природу. Тема сегодняшнего нашего урока так и звучит: «Науки о природе». Сегодня мы познакомимся только с четырьмя из них, которые вы в скором времени будете изучать в школе: химией, физикой, биологией, географией. А помочь нам в этом я сегодня попросила учащихся 11 класса, которые успешны в их изучении: они являются призерами районных олимпиад, областных и районных конкурсов и выбрали данные предметы в качестве экзаменов итоговой аттестации.

3 - 4.Сегодня мне бы хотелось, чтобы и вы потрудились. Я знаю, что многие из вас посещают занятия Intel «Обучение для будущего» и предлагаю в ходе урока создать презентацию этих четырех наук. В старину природу называли «естество», по этому, науки, изучающие природу называются естественными. И нашу презентацию я предлагаю назвать «Семья естественных наук»

Сегодня мы будем работать с интерактивной доской, с теми объектами, которые размещены на рабочем поле. Рассмотрите их внимательно, может какие-то из них вам покажутся уже знакомыми.

Объекты рабочего поля: название презентации «Семья естественных наук», названия наук физика, химия, биология, география, определения наук, научные термины, картинки по темам. -Готовы? (да) -Тогда начнем! Первый слайд мы посвятим какой науке? Учащимся предоставляется право выбора. (химии) Слово ученице Саше. «Химия - наука интересная. Знаниями, формулами, чудесными опытами нас она влечет. Может кто-нибудь из вас уже знает, что изучает химия? Химия - наука о веществах. А что же такое вещество? Все, что нас окружает, как вы уже знаете, это тела. Вещество - то, из чего состоят эти тела. Например, что это за тело? (демонстрирует гвоздь) А из чего он состоит? (из железа) Значит, железо - вещество. А это что? (демонстрирует трубочку) А из чего она состоит? (из стекла) Значит, стекло это тоже вещество. А эта трубочка из чего состоит? (резиновая) - Из резины. Значит, и резина - вещество. В природе с веществами происходят превращения. Как определить среди них химически? Выясним это в ходе опытов (демонстрирует опыты с растворами веществ) 1. Взаимодействие раствора хлорида меди (2) с раствором едкого натра. Что вы наблюдаете? (изменение цвета и образование осадка) 2. Взаимодействие раствора едкого натра и раствора соляной кислоты в присутствии индикатора фенолфталеина. (изменение цвета) 3. Взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором соляной кислоты. (выделение газообразного вещества) Изменение цвета веществ, выпадение осадков, выделение газов - еще не весь спектр признаков химических реакций. Об остальных вы узнаете на уроках химии в 8 классе» - Понравилось вам выступление? Будем учить химию? А теперь давайте подумает, что же из того, что есть на рабочем поле доски можно взять для характеристики науки химии? (если дети достаточно подготовлены, то могут сами работать и перемещать объекты, если нет, то это делает учитель по их выбору).

Первый слайд: ХИМИЯ. Наука о веществах. Пробирка (каринка), колба (картинка) и др. Слово о другой науке. Слово Маше. География. «География - наука о Земле. Название ее в переводе с греческого означает «землеописание». Она изучает не только материки, моря, океаны, горы, равнины (показывает на глобусе и карте полушарий разные объекты и называет их), но и города и страны, жизнь и деятельность людей. Мне нравится география. Изучая ее я узнаю много нового». Удалось Маше заинтересовать вас? (да) Создадим слайд.

Второй слайд: ГЕОГРАФИЯ. Наука о Земле (землеописание). Карта (рисунок) Материк (рисунок) и др.

Следующая наука о природе - физика . Предоставим слово Евгению. «Физика - наука о явлениях природы. Какие явления, происходящие в природе ва известны? (молния, радуга и др.) Но не только это. Физика изучает движение тел, электричество, колебания маятника (демонстрирует работу метронома), распространение звука (демонстрирует звучание камертона). Трудно себе даже представить, как бы мы жили без достижений науки физики! Не было бы электричества, не работали бы машины, человек бы не полетел в космос.» - Как же мы можем представить такую важную науку?

Третий слайд: ФИЗИКА. Наука о явлениях природы. Термометр (рисунок), метроном (рисунок) и др. На рабочем поле у нас осталось не так много объектов. И, как вы уже догадались, они относятся к науке биологии. С этой наукой познакомьтесь сами (текст учебника стр. 147) и презентуйте ее.

Четвертый слайд: БИОЛОГИЯ. Наука о живой природе. Клетка (рисунок), человек (рисунок).

- С какими же науками мы познакомились на уроке? (по слайдам).

5-6. Рабочая тетрадь. Стр. 54-55. Учебник. Стр. 150-151. Наук о природе много. С несколькими другими мы познакомимся на следующем занятии. И по этому - опережающее задание. Подготовьтесь на следующем уроке презентовать свою, понравившуюся вам науку о природе. Можно использовать текст учебника (стр. 146 - 149) и дополнительную литературу. Это и будет вашим домашним заданием. А сегодня - все молодцы, старшеклассникам спасибо за помощь. Урок окончен.

© 2010-2022