Адаптированная рабочая программа по биологии для 9 класса

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка.



Адаптированная рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основании:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года),

- Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.,

- Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10. 04. 2002г. № 29/2065 - П «Об утверждении рабочих планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

- Областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Приказ № 940 от 27.05.2011 по уДепартамена общего и профессионального образования Брянской области;

- Годового Календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 1» на 2015-2016 учебный

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
для 5 - 9 классов , под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г. Издательство М.: «Просвещение» 2 011 г.

Количество часов на изучение предмета - 34; количество часов в неделю -1; лабораторных работ - 2.

В программу внесены изменения: количество часов на изучение тем сокращены, из расчета 34 часа.

Содержание программы курса биологии для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.

Цель обучения биологии формирование у учащихся с ОВЗ системы знаний, как о живой и не живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Задачи изучения биологии:

  • освоение знаний о живой и не живой природе и присущих им закономерностям; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой и не живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами окружающей среды и состоянием собственного организма;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.

При подаче материала учащимся применяется чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочими тетрадями. В рабочие тетради включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве самостоятельной работы или домашнего задания.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

задачи:

  • Формирование элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов, систем органов и в целом всего организма человека;

  • Формирование навыков здорового образа жизни; формирование сведений о правильном питании, соблюдении требований личной гигиены, предостережение себя от заразных болезней;

  • Систематизация полученных знаний о названии органов и систем органов, взаимосвязи органов и систем органов; значении органов и систем органов для нормального функционирования организма человека;

  • Формирование знаний о вреде для здоровья вредных привычек: курения, употребление спиртных напитков и наркотиков, а так же токсикомании;

  • Формирование знаний о значении физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма для его нормальной жизнедеятельности; привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению своего здоровья; расширение знаний о влиянии беспорядочного сексуального поведения на здоровье человека;

  • Формирование потребности вести здоровый образ жизни.

Введение.

Знакомство учащихся с заметными чертами сходства и различия в строении тела человека и животных.

Учащиеся должны

Знать: Элементарное представление о функциях органов человека

Уметь: Сравнивать строение тела человека и животного

Общий обзор организма человека.

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Учащиеся должны

Знать: Внешнее и внутреннее строение, значение и расположение основных органов человека.

Уметь: Различать органы и системы органов в организме человека.

Опорно-двигательная система.

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Учащиеся должны

Знать: Основные группы мышц человека, их работу.

Уметь: Оказывать первую помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах.

Кровеносная система.

Значение крови и кровообращения. Состав крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам, кровяное давление. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему- на весь организм).

Лабораторная работа №1: « Микроскопическое строение крови»

Лабораторная работа№2: « Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег)».

Учащиеся должны

Знать: Сведения о строении и функциях кровеносной системы; составе крови и плазмы крови человека.

Уметь: Оказывать первую помощь при кровотечении, подсчитать пульс у себя и у пострадавшего от кровотечения.

Дыхательная система.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы: лёгкие и воздухоносные пути. Их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы. Болезни дыхательной системы и их предупреждение. Гигиена органов дыхания.

Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Охрана воздушной среды. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.

Пищеварительная система.

Значение и состав пищи. Питательные вещества и витамины. Значение пищеварения. Система органов пищеварения: пищеварительный канал и пищеварительные железы. Строение и значение зубов. Уход за зубами. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь.

Гигиена и нормы питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений. Пищевые отравления. Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему.

Учащиеся должны

Знать: Сведения о строении и функциях пищеварительной системы; основные питательные вещества и витамины, которые влияют на рост и развитие растущего организма.

Уметь: соблюдать санитарно-гигиенические требования и гигиену питания.

Выделительная система.

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Работа почек. Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

Учащиеся должны

Знать: Сведения о внешнем строении и расположение почек в организме и их роли в выведении вредных веществ из организма.

Уметь: Предупреждать почечные заболевания, соблюдать санитарно-гигиенические требования

Кожа.

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Строение кожи. Закаливание организма. Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде и обуви.

Учащиеся должны

Знать: Основные санитарно-гигиенические правила ухода за кожей, способы ее закаливания.

Уметь: Оказывать первую помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении кожи.

Нервная система.

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Строение и значение головного и спинного мозга. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Эмоции. Внимание. Память. Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна. Гигиена нервной деятельности. Режим дня. Нарушения нервной деятельности. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

Учащиеся должны

Знать: Сведения о строении и значении нервной системы.

Уметь: Управлять своим поведением, сдерживать свои отрицательные эмоции.

Органы чувств.

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Предупреждение глазных болезней. Строение органа слуха. Гигиена Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния и вкуса. Учащиеся должны

Знать: Сведения о строении и значении органов чувств для человека.

Уметь: Выполнять санитарно-гигиенические правила по уходу за органами чувств.

Охрана здоровья.

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье. Государственные пенсии. Государственные пособия. Борьба с курением и употреблением спиртных напитков. Учащиеся должны

Знать: Сведения о мероприятиях, осуществляемых в нашей стране по охране труда и отдыха человека, о социальном обеспечении человека по старости , болезни и потере трудоспособности.

Уметь: Применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек»

Учащиеся должны знать:

  • Названия, строение и расположение основных органов организма человека;

  • Элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

  • Влияние физических нагрузок на организм;

  • Вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • Основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

  • Соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Учебно-методический комплект:

  1. Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. «Биология. 9 класс»

М. «Просвещение» 2011 год

  1. Поурочные разработки по биологии 9 класс. Пепелеева О.А., Сумцова И.В.. М. «Вако» 2010г.

  2. Мультимедийные и интерактивные пособия.





Тематическое планирование

№ п/п урока

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Дата

Вид учебного занятия

Содержание и форма контроля знаний, ОУУН и СД, УУД и т.д.

1

Знакомство учащегося с чертами сходства и различия в строении человека и животных

1


Вводный урок

Беседа

Общий обзор организма человека (3 ч)

2

Общее знакомство с организмом человека

1


Исследование

Инд.опрос

3

Строение клеток и тканей

1


Исследование

Беседа

4

Органы и системы органов

1


Исследование

Тестирование

Опорно-двигательная система (3ч.)

5

Значение ОДС. Состав и строение костей. Соединения костей.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

6

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

7

Первая помощь при повреждениях скелета. Значение физ. упражнений для правильного формирования ОДС.

1


Исследование

Инд.беседа

Кровеносная система (4ч.)

8

Значение кровеносной системы. Состав крови. Лабораторная работа №1. «Микроскопическое строение крови»

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

9

Органы кровообращения: Сердце и сосуды.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

10

Движение крови по сосудам. Пульс. Лабораторная работа №2. «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после нагрузки»

1


Исследование

Инд.беседа

11

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.

1


Исследование

Инд.беседа

Дыхательная система (4ч.)

12

Значение дыхания. Органы дыхательной системы их строение.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

13

Газообмен в легких и тканях.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

14

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

15

Болезни дыхательной системы. Гигиена органов дыхания.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

Пищеварительная система ( 4Ч)

16

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

17

Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

18

Пищеварение в желудке, кишечнике

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

19

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

Выделительная система (2ч.)

20

Органы мочевыделительной системы, их строение, значение.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

21

Предупреждение почечных заболеваний

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

Кожа (3ч)

22

Строение и функции кожи.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

23

Закаливание организма. Гигиена кожи.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

24

Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

Нервная система (4ч)

25

Строение и значение нервной системы, функции.

1


Вводный урок

Беседа

26

Строение и значение головного мозга

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

27

Строение и значение спинного мозга

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

28

Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

Органы чувств (4ч)

29

Значение органов чувств, строение , функции. Гигиена органов зрения.

1


Вводный урок

Беседа

30

Строение органов слуха.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

31

Органы обоняния и вкуса.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

32

Гигиена, заболевания, профилактика и меры первой помощи при повреждении органов чувств.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа, тестирован.

Охрана здоровья (1ч)

33

Здоровье человека и общество. Факторы сохраняющие здоровье.

1


Изучение нового материала

Инд.беседа

34

Обобщение материала за курс 9 класса.

1


Обобщение

Тестирование


ИТОГО: 34 часа












На уроках применяются комплексно все методы обучения:

Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.

Наглядные: наблюдение натуральных объектов и явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, тематических фильмов).

Практические: лабораторные и практические работы, наблюдения опытов и экскурсионные наблюдения в природе и т.д.

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках Биологии относятся - персональные компьютеры и мультимедиапроектор.

Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:

  • компьютерные презентации

  • тестирование на компьютере

  • работа на интерактивной доске

Критерии и нормы оценки знаний учащихся.

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения учащимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4» ставится в случае:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3»:

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость значительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения лабораторных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование.

4. Логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки и сделал выводы.

5. Проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе).

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1. Было допущено два-три недочета.

2. Допустил не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. В описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель работы; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя.

3. Или в ходе проведения работы были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2. Допустил не более одной ошибки и одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более двух негрубых ошибок и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более трёх грубых ошибок.

2. Или не более двух грубых и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля или итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:

Тест из пяти вопросов:

Отметка «5» ставится, если ученик:

1.Выполнил работу без ошибок.

2.Допустил не более одной ошибки.

Отметка «4» ставится, если ученик допустил в ней:

1.Не более двух ошибок.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1.Более трёх ошибок.

Тест из десяти-пятнадцати вопросов:

Отметка «5» ставится, если ученик:

1.Выполнил работу без ошибок;

2.Допустил не более одной (двух) ошибки.

Отметка «4» ставится, если ученик допустил в ней:

1.Не более трёх (четырёх) ошибок.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1.Более четырёх (пяти) ошибок.

14


© 2010-2022