Урок по биологии на тему Мой первый шаг в биологию (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса.

Мой мастер-класс посвящён встречи с будущими 5-ти-классниками. У ребят начнется совершенно новый этап в жизни: учителя, кабинеты, предметы. И если мы учителя будем узнавать их постепенно, то у детей впечатление сложится скорее всего уже на первом уроке. В современной школе существует множество трудностей, среди которых можно выделить одну из важнейших - проблему учебной мотивации. На слайде представлены основные факторы, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности : (слайд 1)

  • содержание учебного материала;

  • организация учебной деятельности;

  • коллективные формы учебной деятельности;

  • оценка учебной деятельности;

  • стиль педагогической деятельности учителя.

Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, памяти, внимания, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету.

Мастер-класс "Биология. Мой первый шаг в науку."

"Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".

П.И. Чайковский.

Только наука учит тому, как добывать истину из её единственного первоисточника - из действительности.

К.А. Тимирязев

Я преднамеренно не буду озвучивать цели и задачи своего мастер-класса, т.к. хотела, чтобы вы предположили какие цели и задачи были поставлены мной на данный урок?

И в конце мы к этому вернемся.

Презентация.

Спасибо за поддержку, начинаем наш урок. (Слайд 2)

РАДУГА

Я на радугу в небе смотрела:

Полоски цветные считала,

И каждому цвету решила

Придумать забавную тайну.

Пусть красный в любви признаётся,

Оранжевый солнцем играет,

А жёлтый цыплёнком зовется,

Зелёному - ёлку оставим.

Пускай голубой будет небом,

А синий - морскою волною,

Пусть фиолетовый станет

Цветком с необычной каймою.

Я множество «тайн» насчитала,

Их семь всего (если быть точной),

Но каждый в цветах тех увидит

Всё то, что фантазия хочет.

Учитель: Как одним словом можно назвать всё то, что вы видите сейчас на доске? - Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. (слайд 3)

Послушайте: музыка вокруг, она во всем - в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины.

Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.

Прием " Ассоциации", выполняется на фоне легкой

музыки голосов природы. .

Учитель: А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого - таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.

Обратить внимание на слайды и рисунки

(Параллельно демонстрируются слайды 4-10)

А чем неповторима наша планета? (Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).

А как бы вы ответили на вопрос, что такое природа? (2-3 мнения участников).

Давайте найдем определение этого слова в словаре. заслушаем определение, которое даёт Большой Энциклопедический Словарь. (Слайд 11). 1 человек найдёт определение этого понятия в интернете (с помощью телефона)

Учитель: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)

Приём "Зеркало".

Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся, чтобы установить с ним гармоничные отношения. Поэтому с давних времён человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. Ведь Природа нам подарила столько волшебных творений! Вот только некоторые из них:

- самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой Барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км. (Слайд 12)

- самый большой цветок - раффлезия Арнольда, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан. ( Слайд 13)

- самое большое животное - синий кит, размер до 33 метров, масса до 190 т, сердце весит 600-700 кг (Слайд14) А вот так звучит любовная песня этого гиганта.

- самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 128 км/час (Слайд15)

- самое толстое дерево - баобаб. При высоте 20м и обхвате ствола 20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды. (Слайд16)

- самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см (Слайд 17)

П.И. Чайковский

Учитель: Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая волшебную науку-Биологию.

Обозначаю тему: Какова же тема нашего мастер-класса? (на доске тема)

Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

Камень - гриб-вода-облако

Гладиолус-клён - пшеница-крокодил

Бактерии - вода-воздух-снег

Иголка - книга-мимоза-шкаф.

Приём "Четвёртый - лишний".(слайд 18)

Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения науки - биология. (Слайд: 19).

Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?

Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология. ( Слайд20).

Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю вам выполнить небольшое задание " Что бы это значило?"

(Демонстрация слайдов:(21-24).

21-папоротник - одно из немногих древнейших растений, еще не наст.листья улиткообразно закручены

22-лишайник- очень медленно растущий организм, может поселиться даже на голых камнях

23-палочник - насекомое отряда Приведеньевые или палочники, сходство с побегами, листьями

24-плоды финиковой пальмы - в нашей местности только в виде сухофруктов.

Учитель: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).

Признаки живых организмов: (со слайда читают участники)

растут

размножаются

питаются

дышат

состоят из клеток (Слайд 25)

Учитель: Проникнуть в тайны всех этих процессов поможет нам наука Биология.

"Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Её изучали до вас очень многие,

Но все, же она молода, как всегда,

Красавица в мире наук - биология

Наука о жизни!

Вперёд же друзья!"

Я предлагаю вам сделать первые самостоятельные шаги в науку:

Учитель: 1 группе - выдвинуть как можно больше идей, где можно применить биологические знания.

Приём "Аукцион идей".

2 группа - опознать таинственного незнакомца. (Слайд 26)

Приём "Мозаика".

Только наука учит тому, как добывать истину из её единственного первоисточника - из действительности.

К.А. Тимирязев

Учитель: Мастер- класс близок к завершению. И я хотела бы поделиться своим видением современной биологии - науки , которую нам с вами предстоит изучать до конца школы:

Биология? Биология! Биология… (Слайд 27).

Учитель:

Биология? (таит ещё много тайн и загадок).

Биология! (Удивительны и восхитительны творения Природы).

Биология… (Путь этой науки долог и неостановим)

На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.

Я прошу на ваших творческих листах нарисовать: (Слайд 28)

1. Какими Вы были в начале нашей встречи

2. В конце встречи.

Учитель: Какие же цели были поставлены мной на данный урок? (Выступления участников).

Учитель: А теперь, давайте посмотрим, совпали ли наши мнения.

(Слайд29).

Как вы считаете, удалось нам реализовать поставленные цели?

Рефлексия.

У меня в руках 2 растения: Какое из них является объектом изучения биологии?

Учитель: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне. (Дарит цветок самому активному участнику урока).

Успехов Вам и творчества! До свидания!



© 2010-2022