• Преподавателю
  • Биология
  • Сценарий занятия курса внеурочной деятельности по теме «Исследование влияния синтетических моющих средств на простейших животных». (5 класс)

Сценарий занятия курса внеурочной деятельности по теме «Исследование влияния синтетических моющих средств на простейших животных». (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеурочного занятия курса «Моя экологическая грамотность» 5 класс

Учитель МОУ «Милославская СОШ» Копылихина О.П.

Тема занятия: «Исследование влияния синтетических моющих средств на простейших животных».

УМК: Пугал Н.А. Методические рекомендации по проведению экологического практикума, ООО «Химлабо», 2008

Оборудование: ИКТ; видеофильм «Простейшие», цифровой микроскоп, школьные микроскопы для каждого ученика, набор для микроскопирования, культура организмов сенного настоя, синтетические моющие средства.

Цели занятия для учителя:

образовательные:

создать условия для формирования знаний об особенностях жизнедеятельности простейших животных;

создать условия для формирования умений уч-ся проводить исследование влияния синтетических моющих средств на простейших животных;

развивающие: способствовать овладению учащимися основами реализации исследовательской деятельности;

воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;

создать условия для достижения результатов второго уровня: развитие ценностных отношений школьника к природе, здоровью, экологической безопасности; способов экологически ориентированной исследовательской деятельности; формирования основ экологической грамотности.

Цели занятия для учащихся:

усвоить знания об особенностях жизнедеятельности одноклеточных (простейших) животных

выработать умение проводить исследование влияния синтетических моющих средств на простейших животных

На данном занятии будут использоваться регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности, рефлексия результатов деятельности. В тоже время на предметной области экология будут организованы действия по приобретению и применению познавательных УУД, направленные на овладение основами реализации исследовательской деятельности, проведение наблюдений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОРГ

Приветствие

Мотивация

Сегодня на занятии я предлагаю вам побывать в роли исследователей микромира.

Для определения объектов изучения мы отправимся в небольшое путешествие.

02-33 сек. «Давайте совершим небольшую экскурсию на исследовательское судно. Здесь берут пробы пресной воды вместе с обитающими в ней животными, в том числе и простейшими.

Мы в лаборатории.»

-Ребята, так с какими живыми объектами нам сегодня предстоит работать?

-Скажите ,а как по-вашему должны выглядеть лаборанты, исследователи-биологи?

-Верно. Поэтому и мы с вами сегодня на занятии преобразимся в биологов-исследователей.

Учитель одевает белый халат, а уч-ся раздаёт медицинские перчатки.

Смотрят видеофрагмент «Простейшие»



Определяют объекты исследования - простейшие организмы

-У них должно быть специальное оборудование, специальная одежда: халат, перчатки.

Определение темы занятия, постановка целей учебного исследования

Итак, переходим к исследованию.

Тема: «Исследование влияния синтетических моющих средств на одноклеточных (простейших) животных»

Исходя из названия темы, определите цели исследования.

Какие слова или словосочетания из названия темы исследования вам не знакомы?

…Значит,



Как проверите, что цели исследования достигнуты?

Спланируйте свою деятельность по достижению целей исследования.



Какие средства достижения поставленных целей вы будете использовать на занятии?



1.)Синтетические моющие средства, 2)на какие простейшие животные влияют СМС…

-нам нужно с эти познакомиться.

3)Нам необходимо выработать умения проводить исследование влияния синтетических моющих средств на простейших животных

- проводить наблюдения, оценивать полученные результаты, делать выводы

Цель может считаться достигнутой, если:

- я смогу самостоятельно провести исследование влияния синтетических моющих средств на простейших животных и сделать вывод.

-Для достижения цели исследования нужно познакомиться с примерами СМС, видами простейших животных, познакомиться с инструкцией исследовательской (практической) работы и согласно ей провести исследование, сделать выводы.

Лабораторное оборудование.

Реализация деятельности по достижению целей исследования

Приступаем к реализации первого пункта плана.

1.Организация работы с текстом, определением понятия синтетические моющие средства

Какими моющими средствами вы пользуетесь дома?

При проведении исследования вы рассмотрите как влияют эти моющие средства (средство для чистки плит, доместос, туалетное мыло, хозяйственное мыло, шампуни, гели, порошок) на организмы простейших.

Как вы думаете, какое действие оказывают эти вещества на живые организмы?

2.Познакомимся с простейшими животными - инфузориями, которых вы сможете рассмотреть под микроскопом в капле сенного настоя.

2.14-2.45

Что вы узнали об инфузориях?

Читают текст определения понятия, определяют родовой признак и видовые отличия

СМС- вещество или смесь, помогающее отмывать что-либо от грязи; бытовые средства для стирки белья и одежды.

Стиральным порошком, мылом, шампунем, средством для мытья посуды.

Делают предположения, выдвигают гипотезы. (СМС оказывают вредное воздействие на организмы)

Эти простейшие имеют оболочку, ядро, пищеварительные и сократительные вакуоли; передвигаются с помощью ресничек, которые неодинаковы у разных видов.

Практическая часть

3.Приступаем к третьему пункту плана-выполнению практической работы.

Инструктаж по ТБ.

Прочитайте задание.

Инструктивная карточка:

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.

  2. Из полученной культуры инфузорий в сенном настое приготовьте временный микропрепарат: пипеткой нанесите 1-2 капли настоя на предметное стекло, накройте его покровным стеклом, поместите на предметный столик микроскопа и наблюдайте движение животных сначала при малом, а затем при большом увеличении.

  3. Подготовьте раствор моющего средства.

  4. Затем пипеткой с одной стороны покровного стекла вводите раствор СМС, отсасывая воду с другой стороны полоской фильтровальной бумаги, и наблюдайте прекращение движения простейших.

  5. ***Подобное исследование проводится с культурой организмов в аквариумной воде.

  6. Зарисуйте простейших под микроскопом.

  7. На основании проведённых исследований сделайте вывод о действии СМС на живые организмы.

Учитель готовит микропрепарат и демонстрирует его через окулярную камеру на экране (для сравнения полученного результата уч-ся).

-Молодцы, правильно.

Читают инструкцию.









Выполняют задания.

Обсуждают полученные результаты, делают вывод.

Общая рефлексивная оценка

-Вернёмся к поставленным в начале занятия целям исследования.

-Для чего вы проводили исследование?

-Что вы выяснили?

-Какие цели вы достигли?

-Какой опыт вы приобрели и для чего он вам нужен?



-Узнав о губительном свойстве СМС на организмы, объясните: можно ли мыть машины, чистить ковры вблизи водоёмов? Почему?

-Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали.

-Для того чтобы определить как влияют СМС на жизнь простейших.

-СМС оказывают губительное действие на инфузории.

- Я самостоятельно выполнил исследование: приготовил микропрепарат, провёл наблюдение за состоянием инфузорий, влиянием на них СМС, объяснил полученные результаты, сделал вывод.

Я приобрёл опыт практической деятельности. Полученные знания и умения мне пригодятся в жизни. Я увидел в капле сенного настоя много простейших организмов, некоторые из них могут вызывать заболевания, поэтому необходимо мыть руки с мылом, т.к. моющие средства губят простейших.

-Нет, нельзя. Т.к. попав в воду эти вещества губят живые организмы.







































Приложение 1

Экологический практикум: «Исследование влияния синтетических моющих средств на простейших животных».

Цель: изучение влияния синтетических моющих средств на живые организмы (простейших животных)

Оборудование: микроскопы, набор для микроскопирования (поднос, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, фильтровальная бумага, салфетки), культура организмов сенного настоя, аквариумная вода, моющие средства.

Предварительные сведения:

СМС- вещество или смесь, помогающее отмывать что-либо от грязи; бытовые средства для стирки белья и одежды.

Синтетические моющие средства широко используются для стирки. В СМС имеются активные вещества, которые улучшают смачивание, удаляют загрязнения и удерживают их в растворе. В состав СМС входят ароматизаторы, антистатики, отбеливатели, в целом повышающие качества стирки. Отработанный моющий раствор попадает в канализацию, в почву или в водоем, где накапливаются и угнетают живые организмы. Особый вред СМС причиняют простейшим организмам, которые являются основой пищевых цепей водоёмов.

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.

  2. Из полученной культуры инфузорий в сенном настое приготовьте временный микропрепарат: пипеткой нанесите 1-2 капли настоя на предметное стекло, накройте его покровным стеклом, поместите на предметный столик микроскопа и наблюдайте движение животных сначала при малом, а затем при большом увеличении.

  3. Подготовьте раствор моющего средства (1часть воды+1 часть моющего средства)

  4. Затем пипеткой с одной стороны покровного стекла вводите раствор СМС, отсасывая воду с другой стороны полоской фильтровальной бумаги, и наблюдайте прекращение движения простейших.

  5. ***Подобное исследование проводится с культурой организмов в аквариумной воде.

  6. Зарисуйте простейших под микроскопом.

  7. На основании проведённых исследований сделайте вывод о действии СМС на живые организмы.



© 2010-2022