Исследовательская работа «Школьный мел»

          Исследовательская работа "Школьный мел" была проведена ученицей 11 класса Тишиной Любовью.          Каждый из нас хорошо представляет себе обычный, ничем не примечательный школьный мелок. И не только представляет, но и не раз держал в руках во время учёбы. А сколько истин было открыто с помощью кусочка мела, сколько совершено открытий! И до сих пор школьный учитель, держа в руке незаметный, но в тоже время незаменимый кусочек мела, совершает чудеса. А так ли уж незаменим школьный мел? ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

Школьный мел.

Цель:

Провести исследование школьного мела, поступающего в школу и изучить действие на организм человека.

Объект исследования:

Школьный мел.

Актуальность:

Мел, поступающий в нашу школу, не отвечает требованиям - пачкает руки, сильно крошится, вызывает неприятные ощущения. В чём причина?

Задачи:

1. Провести анализ литературы

2. Изучить качественный состав мела.

3. Провести социологический опрос на выявление действия мела на организм человека.

Гипотеза:

Состав мела должен отвечать за его качество.

Методика:

  1. Обзор литературы.

  2. Социологический опрос.

  3. Наблюдение.

  4. Исследование

Оборудование:

микроскоп, предметное стекло, пипетка, воронка, спиртовка, пробирки, ступка с пестиком, фильтровальная бумага, уксусная кислота, вода дистиллированная.

Схема опыта и статистическая обработка:

№ 1 Качественный анализ на содержание ионов кальция.

Ход работы.

Прокалила на спиртовке мел.

Вывод: Пламя спиртовки приобрело красно - оранжевую окраску, что подтверждает наличие ионов кальция.

№2 Качественный анализ на содержание карбонат иона (CO3-2).
Ход работы.
В пробирку поместила мела и добавили немного уксусной кислоты.
Вывод: Мел - это известняк. При соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

№3 Качественный анализ на содержание примесей.
Распознавание гипса.
Ход работы.

Сначала растерла ступкой мел. Потом добавила дистиллированную воду и тщательно перемешала. Следующий этап - фильтрация. Затем каплю фильтрата поместила на предметное стекло и рассмотрела под микроскопом

Вывод: В процессе высыхания капли, растут кристаллики гипса, имеющие форму характерных иголок.

Распознавание крахмала.
Ход работы.

Крахмал обнаружила с помощью йода и методом прокаливания.
Вывод: если при прокаливании мел чернеет, следовательно, что в его состав входит крахмал (углеводы при нагревании легко обугливаются); при действии йода раствор окрашивается в синий цвет.

Выводы:

1.Мел имеет большое практическое значение, т.к. применяется в сахарной, резиновой, бумажной, стекольной промышленностях, в получении соды, приготовлении школьных мелков и т.д.
2.Исследуя мел в нашей школе, узнала, что они состоят из карбоната ион, следовательно, там присутствует CaCO3. Из примесей есть гипс и крахмал.
3.Анализируя анкеты учителей нашей школы, пришла к выводу, что школьный мел может оказывать отрицательное влияние на здоровье, но несмотря на это, меловые доски в настоящее время являются самыми безопасными для здоровья, т.к. маркерные доски могут выделять эфиры и вызывать астму, а интерактивные доски дают излишнее напряжение на глаза.



© 2010-2022