Исследовательская работа ученицы Зидымаковой А. Живое-неживое

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа ученицы Зидымаковой А. Живое-неживоеЗидымакова Аделина

обучающаяся МБОУСОШ№1

с. Верхние Татышлы, РБ


ВВЕДЕНИЕ

На уроках окружающего мира мы узнали, что природа бывает живая и неживая. Учились отличать живое от неживого. По ходу рассуждений мы составили схему:

Исследовательская работа ученицы Зидымаковой А. Живое-неживое

которая помогла сравнить признаки, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы, уточнить эти понятия. Живая природа рождается, дышит, питается, движется, растёт, стареет, умирает. Мне не очень понятно, почему растение относится к живой природе? Объяснить, как оно дышит, питается, движется - для меня оказалось проблемой. Чтобы решить эту проблему, мы с руководителем Тамарой Шартдиновной определили тему нашего исследования как название понравившейся мне игры и поставили цель.

Тема: «Живое - неживое»

Цель: узнать, почему растения относятся к живой природе.

Задачи:

  1. Изучить литературу о живой и неживой природе.

  2. Провести эксперимент по выявлению признаков живой и неживой природы.

  3. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Объект исследования: растение фасоль и камешек для сравнения.

Предмет исследования: изменения, происходящие в жизни фасоли и камешка в ходе эксперимента.

Гипотеза: думаю, если фасоль относится к живым объектам природы, то она должна обладать всеми признаками живой природы.

Этапы организации исследования:

Подумать самостоятельно

Получить информацию из книг

Спросить у других людей.

Использовать Интернет.

Понаблюдать.

Провести эксперимент.

Вести записи результатов наблюдений в блокноте.

Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части мы изучили информацию о живой и неживой природе и обработали необходимую информацию. В практической части использовали опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых нами были сделаны соответствующие выводы. Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что наши первые уроки познания мира были посвящены именно живой и неживой природе. Материалы по данной теме представлены только в учебниках.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Живое и неживое.

Многообразие окружающего нас мира распадается на две большие области: живую и неживую природу.Из учебника «Окружающий мир» мы узнали: «Первые живые существа появились на нашей планете около 3 млрд. лет назад. От этих ранних форм возникло бесчисленное количество разных видов живых организмов, которые, появившись, процветали в течение более или менее продолжительного времени, а затем вымирали. От ранее существовавших форм произошли и современные организмы, образующие четыре царства живой природы: животные, растения, грибы, бактерии».

Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать путешествия в далекие страны, достаточно выглянуть в окно, а еще лучше - пойти в парк, лес, на луг, где открывается удивительный мир живых существ.

Конечно, прежде всего, это различные растения. Их много, они хорошо заметны.
Но всех их объединяет главное - это живые организмы, способные к самостоятельному существованию.

Живая природа с неживой природой тесно взаимосвязаны. Без взаимосвязи природа не может существовать.

1.2.Изучение признаков и особенностей живой и неживой природы

Растения, животные, человек - это живая природа. Предметы живой природы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают. Живая природа не может существовать без неживой природы. Растениям и животным необходимы вода и воздух, солнечный свет и тепло, почва.

Солнце, луна, воздух, вода, камни, песок, глина -это неживая природа. Предметы неживой природы не питаются, не растут, не размножаются.

Предметы неживой природы, окружающие нас, необходимы человеку. Без воды нет жизни. Воду мы пьем, водой умываемся, в воде купаемся, используем ее в хозяйстве. Солнце дает нам свет и тепло. Мы хорошо знаем, что для дыхания нужен воздух. Камни, песок и глину люди используют при строительстве домов. В горах мы отдыхаем.

Из сказанного видно, насколько необходимы предметы неживой природы человеку.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению признаков живой и неживой природы

Для выявления признаков живой природы мы проводили опыты и наблюдения за фасолью и камешком. Для проведения эксперимента нами были выбраны следующие опыты:

Опыт №1 «Проращивание семян и рождение растения».

Цель: практически проверить рождаются ли фасоль и камешек.

Взяла старое семя фасоли, семя фасоли этого года и камешек. Семена замочила в воде.

Через день воду вылила. Завернула семена влажной салфеткой. Через 2 дня у свежего семени появился корешок.

Вывод: Из семени рождается растение - значит, семя живое. Из камешка и старого семени не рождается - значит, они неживые.

Посадила старое семя фасоли, проросшее семя фасоли и камешек. Горшочек поставила в тёплое место, поливала, чтобы земля была влажная и наблюдала каждый день.

Вывод: в результате опыта №1 мы убедились, что фасоль родилась из семени. У камешка никаких изменений не наблюдалось.

Опыт №2 «Рост»

Цель: наблюдать, как из семени рождается растение и как оно растёт.

После посадки на 4-ый день из живого семени появился росток. Продолжила наблюдение. С каждым днём растение становилось выше. Менялось количество и форма листьев. С каждым днем фасоль росла, я ее поливала, а в горшочке с камешком никаких изменений не происходило, как бы я его не поливала.

Фасоль растёт - значит живая, камешек не растёт - значит неживой.

Вывод: в результате опыта №2 мы убедились, что фасоль родилась из семени, росла. У камушка никаких изменений не наблюдалось.

Опыт №3 «Дыхание»

Цель: узнать, как дышит растение фасоль.

Чтобы узнать, как дышит растение фасоль, взяла банку и подышала в неё. Увидела, что стенки банки запотели. Если фасоль живая, то же самое должно произойти и с ней. Накрыла фасоль сухой, чистой банкой. На следующий день на стенках банки появились капельки воды.

Вывод: мы выяснили, что фасоль дышит, а камушек нет. Во время дыхания растений происходит выделение газа, именно поэтому на стенках банки появляются капельки воды.

Опыт №4 «Питание»

Цель: узнать, как питается фасоль.

Чтобы узнать, как питается растение, несколько дней не поливала фасоль. Листья фасоли завяли. Когда полила водой, листья снова начали расти.

Вывод: данный опыт помог понять, чтобы растение росло и развивалось, ему необходимо питание.

Опыт №5 «Движение»

Цель: узнать, как растение двигается.

Чтобы узнать, как растение двигается, стороны горшка пометила цветной бумагой. К свету поставила жёлтой стороной. Через три дня увидела, что листья потянулись к свету. Повернула растение к свету синей стороной. Продолжила наблюдение еще три дня. Листья опять повернулись к свету.

Вывод: значитрастение фасоль двигается.

Опыт №6 «Размножение»

Цель: узнать, как растение размножается.

Наблюдения показали: фасоль росла, зацвела, появились стручки, в которых созрели семена. Из этих семян вырастет ещё больше растений.

Вывод: значит фасоль размножается .

Опыт №7 «Старение и умирание»

Цель: узнать, как происходит процесс умирания фасоли.

После того, как созрел урожай, листья пожелтели, засохли и опали.

Вывод: Фасоль стареет и умирает. Старое семя, которое я посадила, наверное, тоже было живым, а потом умерло. Дать начало новому растению способны только живые семена.

2.2. Результаты экспериментов и наблюдений за фасолью камушком

Результаты наших наблюдений и экспериментов мы представили в виде таблицы:

Таблица 1. Результаты опытно- экспериментальной работы по выявлению признаков живой и неживой природы


Признак

Объект

Рождается

Растет

Дышит

Питается

Движется

Размножается

Стареет

Умирает

Фасоль

+

+

+

+

+

+

Камушек

-

-

-

-

-

-

Результаты опытов и наблюдений показали, что растение фасоль рождается, дышит, питается, растёт, размножается, стареет и умирает.

Вывод:Фасоль обладает всеми признаками живой природы.Фасоль - объект живой природы. Камушек - объект неживой природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В комнатных условиях я проследила механизм от прорастания семян до вымирания растения. Исследуя жизнь растения, я провела ряд практических работ, в результате которых на практике убедилась в том, что растение рождается, дышит, питается, растёт, размножается, стареет и умирает. Значит, растение объект живой природы. Все результаты записывала в блокноте, что помогло сделать выводы. Гипотеза нашего исследования подтвердилась: Растения обладают всеми признаками живой природы - поэтому они относятся к живым объектам природы. Задачи решены, цель достигнута.

Исследовательская работа мне очень понравилась. Было очень интересно проводить опыты и делать выводы. Когда у моего растения в стручке созрели семена, я решила проверить: созрели ли эти семена? Повторила опыт№1. Я обрадовалась: зародилась новая жизнь, чтобы повторить себя и дать новый урожай.

Выращивание растений из семян - очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов и плодов - волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Справиться с такой большой работой мне помогли руководители Тамара Шартдиновна и бабушка. Спасибо им большое.

Список литературы:

Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н., Окружающий мир:Учебник для 1 класса. - Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

Драгунский В., Он живой и светится, - с сайта Deti-Online.com

Залетаева И.А., Книга о растениях. «Колос». 1994.

Лэм Э.К. Растения - М.: «Мир», 1998

Ковинько Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М:Линка - ПРЕСС, 2004.

0/

gorsun.org.ru/lib/experiments/growing/leaf/

5


© 2010-2022