Статья: ИННОВАЦИИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Немецкий педагог XIX века Адольф Дистервег писал: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир».  На наш взгляд современная школа призвана к тому, чтобы не только передавать знания ученикам, но научить их именно способом и средствам добычи знаний, поселит...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Солдатова Евгения Николаевна, учитель биологии, СОШ №34

Немецкий педагог XIX века Адольф Дистервег писал: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир». На наш взгляд современная школа призвана к тому, чтобы не только передавать знания ученикам, но научить их именно способом и средствам добычи знаний, поселить в их умы и души жажду знаний и неудержимое стремление их поиска. Добиться этого можно лишь используя в системе образования инновации и технологии, шагающие в ногу со временем.

Инновации - один из важнейших факторов развития современного общества, что в свою очередь, несомненно, предъявляет требования к воспитанию поколения с гибким продуктивным мышлением, активным воображением, способным к проектной деятельности и к самообразованию. [1]

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал отечественного педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Одной из таких современных технологий является технология Коллективного способа обучения (КСО). Коллективный способ обучения - это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайшего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся, и профессиональные умения педагога.

Как мы все знаем, в каждом классе есть дети с разными способностями. Учителям нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Как бы учителя ни старались, это противоречие при классно-урочной системе остается неопределенным. Учитель должен стать наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов.

Достоинствами технологии являются:

  • активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;

  • возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

  • сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

  • демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

  • Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.

  • Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он - личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.

  • Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность. [2]

В технологии КСО применяются следующие методики: методика Ривина, методика доводящих карточек, методика взаимопередачи тем, методика взаимопроверки индивидуальных заданий, методика взаимообмена заданиями, методика взаимотренажа.

Все данные методики могут применяться при изучении любой из школьных дисциплин. Вашему вниманию предлагаются примеры составления заданий по методики взаимотренажа на уроках биологии при изучении темы «Питание. Пищеварительная система животных». Эта методика может использоваться на этапе закрепления знаний или же повторения. Работа может проводиться как в паре, так и в группе. Суть методики заключается в том, что ученики получают карточки, на которых написаны задания с ответами. У каждого ученика задания разные. Первый ученик диктует задание своему напарнику и проверяет правильность его ответов. Когда первый продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задает вопросы своей карточки, а первый отвечает на вопросы. [3]

Тема: Пищеварительная система

ПC1

Задание: дайте определение понятиям

Питание

- процесс потребления пищи, необходимой для жизни.

Пищеварение

процесс расщепления пищи в питательные вещества, под воздействием физических факторов и химических веществ.

Пищеварительная система

совокупность органов пищеварения у животных и человека.

Тема: Пищеварительная система

ПС2

Задание: Назови значение питательных веществ

Белки

Строительный материал клеток, тканей. Образуют ферменты.

Жиры

Запасное вещество клетки. Источник энергии и воды.

Углеводы

Основной источник энергии.

Тема: Пищеварительная система

ПC3

Задание: Назовите органы пищеварения беспозвоночных животных

Кишечнополостные (гидра)

Ротовое отверстие, кишечная полость

Плоские черви (белая планария)

Рот, глотка, кишечник

Кольчатые черви (дождевой червь)

Рот - глотка - пищевод - зоб - желудок - кишечник - анальное отверстие (анус)

Членистоногие (майский жук)

Рот - глотка - пищевод - желудок

(состоит из 2 -х отделов) - кишечник - анальное отверстие

Моллюски (улитка)

Ротовая полость - глотка с языком - пищевод - желудок - кишечник - анальное отверстие

Тема: Пищеварительная система

ПC4

Задание: Назовите органы пищеварения позвоночных животных

Рыбы

Ротовое отверстие с зубами, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие. Также имеется печень, желчный пузырь, почки.

Земноводные (лягушка)

Рот, пищевод, желудок, кишечник, клоака. Также имеется печень, желчный пузырь, поджелудочная железа.

Пресмыкающиеся (ящерица)

Ротовое отверстие с зубами, пищевод, желудок, кишечник, толстая кишка, клоака. Также имеется печень, селезенка, поджелудочная железа, почка.

Птицы

Рот лишенный зубов, глотка, пищевод, зоб, мускульный желудок, железистый желудок, тонкая и толстая кишка, клоака. Имеется печень и поджелудочная железа.

Млекопитающие

Рот, глотка, пищевод, желудок, тонкая, толстая, прямая кишка, анальное отверстие. Также есть печень, селезенка, поджелудочная железа. У жвачных млекопитающих желудок многокамерный, состоит из сетки, книжки, рубца, сычуга

Тема: Пищеварительная система

ПC5

Задание: назовите функции органов пищеварения

Ротовое отверстие

Захват пищи, ее механическое измельчение, первичная химическая обработка слюной, формирование пищевого комка.

Глотка

Проводит пищевой комок из ротовой полости в пищевод.

Пищевод

Проводит пищу в желудок

Желудок

Переваривание пищи в питательные вещества, под воздействием химических веществ (ферментов). Механическое измельчение (желудок птиц, жвачных животных).

Кишечник

Поступление расщепленных питательных веществ в кровь. Всасывание воды. Выведение не переваренных остатков пищи наружу.

Печень и поджелудочная железа

Выделение специальных химических веществ - ферментов, помогающих в процессе переваривания и расщепления пищи.

Тема: Пищеварительная система

ПС6

Задание: Назови соответствующие органы, в которых происходит процесс переваривания пищи у животных.

Гидра

Кишечная полость, клетка

Дождевой червь

Кишка

Майский жук

Кишка

Рыбы

Желудок, кишечник

Корова

Многокамерный желудок, тонкая кишка

В заключении необходимо отметить, что использование инноваций и современных технологий, несомненно, повышает уровень и качество образовательного процесса. Кроме того, делает его более интересным и увлекательным не только для учащихся, но и для самого педагога.

Источники информации


  1. Быкова Е.С. - Материалы международной научно-практической конференции 2011 года «Инновации и современные методики в системе образования», - Пенза, 2011

  2. inform.74444s021.edusite.ru

  3. kco-kras.com


© 2010-2022