- Преподавателю
- Биология
- Из опыта работы. Подготовка к ЕГЭ
Из опыта работы. Подготовка к ЕГЭ
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стюбко Г.А. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»
Выступление на педагогическом совете школы
Из опыта работы
«Подготовка обучающихся к итоговой аттестации через урочную и внеурочную деятельность»
Подготовила:
учитель биологии
Стюбко Г.А.
Инсар 2015
Подготовкой учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА я занимаюсь уже 10 лет. Единый государственный экзамен по биологии мои учащиеся сдают с 2007 года. Вначале испытывали трудности: с чего начинать? Как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по подготовке к ЕГЭ накоплен определённый опыт работы. Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности заданий.
Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.
Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
За один год подготовки высоких результатов добиться очень сложно. Поэтому для построения структуры работы пришлось многое пересмотреть. Подготовкой к ЕГЭ начинаю заниматься с 5-го класса, как только у детей начинается предмет биология. Использую тестовый материал, уделяю время на объяснение терминов и понятий , тетради с печатной основой, которые содержат задания, построенные по типу ЕГЭ.При этом стараюсь подходить к обучению дифференцированно. Никогда мои ученики не получают задания 1-2 вариантов. Вариантов заданий всегда несколько и они разного уровня сложности. За годы работы подготовки к ЕГЭ и ГИА обозначились так называемые «западающие» темы (нервная система, решение задач по генетике и т. д.) Поэтому стараюсь обращать на них особое внимание.
Осуществляя контроль знаний по темам, включаю задания из прошлых сборников ЕГЭ, с последующей работой над ошибками, их анализом.
Последовательную работу по подготовке к ЕГЭ начинаю с обучающими, которые определились с выбором ЕГЭ и ГИА по биологии для аттестации. Знакомлю их с демоверсией , кодификатором и спецификатором экзаменационной работы. Затем подбираем учебные пособия, по которым они будут повторять материал. Составляем план подготовки к экзамену. Выделяю основное содержание материала:
1. Предмет и методы биологии.
2. Уровни организации живого.
3. Свойства и процессы биологических систем.
4. Клеточная теория, строение и состав клетки.
5. Вирусы - неклеточные формы.
6. Организм как биологическая система.
7. Разнообразие организмов: растения, животные, грибы, бактерии.
8. Организм человека.
9. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
10. Закономерности наследственности и изменчивости.
11. Селекция.
12. Единицы систематики, классификация.
13. Надорганизменные системы.
14. Эволюция органического мира.
15. Обмен веществ.
16. Митоз и мейоз.
17. Происхождение человека.
18. Биология растений и животных.
19. Биология человека.
20. Решение задач.
Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно - измерительных материалов (КИМов).
Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году.Так в прошлом учебном году в задания ЕГЭ по биологии были внесены существенные изменения. Задания не подразделяются на часть А,В, С. Общее количество вопросов равно 40. Увеличено число заданий с развернутым ответом(частьС).
На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса.
Первое полугодие 11 и 9 класса на дополнительных занятиях занимаемся повторением и обобщением материала за все изученные курсы. Во втором полугодии отрабатываем задания по КИМам, в том числе и в режиме онлайн.
Для подготовки к ЕГЭ используются разнообразные методические пособия, но приоритет следует отдать следующим:
Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер - М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.: ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.:ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. - М.: ЭКСМО, 2005.
Очень эффективно использовать задания сайта «Решу ЕГЭ».
При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий план самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
-Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
-Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
-Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
-Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
-Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
-Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
-Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
-Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
-Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
-Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
-Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму.Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.
Все выше перечисленные методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ.
Итоги моей работы прослеживаются в результатах моих учеников:
- средний балл при сдачи ЕГЭ по биологии:
2009 год - 61.7
2010 год - 62.7
2011 год - 75.8
2012 год - 65.6
2013 год - 70,7
2014 год - 60,7
2015 год - 60
Итого в среднем за 7 последних лет средний балл по ЕГЭ составляет 65,3.
Качество знаний по результатам ГИА
2009 - 50%
2010 - 75%
2011 - 100%
2012 - 100%
2013 - 100%
Итого за 5 лет качество знаний составляет 85%.