- Преподавателю
- Биология
- Конспект Формы естественного отбора
Конспект Формы естественного отбора
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Земцова Т.А. |
Дата | 18.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Салтынская средняя общеобразовательная школа
Урюпинского муниципального района волгоградской области
Конспект открытого урока по биологии
Тема: «Формы естественного отбора»
Разработала учитель
биологии и географии
Земцова Татьяна Александровна
хутор Салтынский
Урюпинского района
Волгоградской области
2014 год
Формы естественного отбора
Цель урока: изучить основные формы и механизмы действия естественного отбора.
Задачи:
-
Образовательная: рассмотреть формы естественного отбора и условия, в которых они действуют, показать направленность естественного отбора и эволюции в целом; раскрыть взаимосвязь факторов эволюции;
-
Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, работать с дополнительной литературой, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи;
-
Воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению естественного отбора.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа.
Требования согласно программе:
-
знать: основные формы естественного отбора, определения «стабилизирующий отбор», «движущий отбор», «дизруптивный отбор», «половой отбор», «половой диморфизм»;
-
уметь: объяснять механизмы действия изученных форм отбора, приводить примеры.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, переносной экран, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин):
-
приветствие;
-
наличие учащихся;
-
сообщение темы урока.
II. Проверка знаний учащихся (5 мин).
Цели: определение исходного уровня знаний по теме
Методы:
1. Устный ответ у доски
2. Работа с карточкой
Карточка:
1. Несмотря на усиленную борьбу человека с крысами, домовыми мышами, они до сих пор не истреблены. Объясните, происходит ли в настоящее время отбор среди мышей и крыс. Какой отбор?
2. В лесу, возраст которого 1 - 2 года, на одном гектаре может произрастать 20 тысяч растений. Через сто лет на этой площади останется примерно 400 - 700 деревьев. Объясните почему.
III. Изучение нового материала (30 мин)
Цели: развитие внимания, мышления, памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы
Методы: объяснение, индивидуальная работа, групповая работа.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время
(мин)
1
Как называется тема сегодняшнего урока? (слайд №1)
Отвечают, записывают тему в тетрадь.
1
2.
Сформулируйте цели урока. (слайд №2)
Формулируют цели урока
1
3.
Мы вспомнили, какие бывают виды борьбы за существование. В результате их действия происходит естественный отбор. Вспомним, что является естественным отбором, потому что это понятие понадобится для изучения новой темы (слайд №3)
Естественный отбор имеет несколько форм (слайд №4)
Материал сегодняшнего урока мы оформим в виде таблицы (слайд №5 и приложение 1)
Объяснить процесс заполнения таблицы.
К уроку были приготовлены сообщения учащихся о формах естественного отбора.
Отвечают и проверяют ответ по тексту на слайде.
По тексту слайда называют формы естественного отбора
Слушают объяснение учителя
3
2.
Движущий отбор. Выступление учащегося. (приложение 2, слайд №5, 6)
Как называется первая форма естественного отбора?
В каких условиях он действует?
Как изменяется популяция?
Слушают.
Отвечают.
Движущий.
Наблюдается в меняющихся условиях среды.
В популяции от поколения к поколению происходит изменение фенотипа в одном направлении.
Результат записывают в таблицу.
5
3.
Стабилизирующий отбор. Выступление учащегося (приложение 3, слайд №7, 8).
Как называется вторая форма естественного отбора?
В каких условиях он действует?
Как изменяется популяция?
Слушают.
Отвечают.
Стабилизирующая.
Наблюдается при длительном сохранении постоянных условий среды.
Благоприятствует сохранению оптимального в данных условиях фенотипа. Популяция остается фенотипически однородной.
Результат записывают в таблицу.
5
4.
А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка (приложение 5)
2
5.
Дизруптивный отбор (приложение 4, слайд№9)
Как называется третья форма естественного отбора?
В каких условиях он действует?
Как изменяется популяция?
Слушают.
Дизруптивный.
Наблюдается с случае, когда в различных частях ареала действуют различные условия среды.
Внутри популяции возникает несколько отчетливо различающихся фенотипических форм.
Результат записывают в таблицу.
4
6.
Таблица окончена. Повторим, какие бывают формы естественного отбора.
Кроме них существует особая форма - половой отбор (слайд № 11)
За счет него появился половой диморфизм и вторичные половые признаки (слайд №12)
Движущий, стабилизирующий, дизруптивный.
Слушают.
4
IV. Закрепление (10 мин)
Цели: закрепление усвоения новых понятий.
-
Фронтальный опрос
Перечислите формы естественного отбора.
В каких условиях действует движущий отбор?
Как изменяется популяция?
В каких условиях действует стабилизирующий отбор?
Как изменяется популяция?
В каких условиях действует дизруптивный отбор?
Как изменяется популяция?
Что такое половой отбор?
Что такое половой диморфизм?
-
На столах находятся таблицы с заданиями. Работая в парах, заполните их (приложение 6).
V. Итог (3 мин)
Цели: обсуждение результатов урока
Учитель подводит итоги урока, определяет качество работы учащихся, выставляет оценки за работу на уроке, озвучивает задание на дом
Приложение 1
Характеристика форм естественного отбора
Форма отбора
При каких условиях действует
Как изменяется популяция
Примеры
Приложение 2
Движущая форма естественного отбора.
Движущий отбор был описан еще Ч. Дарвином. Само название «движущий» говорит о том, что такой отбор выступает в качестве творческой силы эволюции. При движущей форме отбора происходит отсев мутаций с одним значением среднего признака, которые заменяются мутациями с другим средним значением признака. Эта форма отбора выявляется легче других. В итоге действия движущей формы отбора, например, возникает увеличение размеров потомков по сравнению с предками (в эволюционном ряду лошадиных от имевшего размеры с лисицу ископаемого фенакодуса до современных осла, зебры, лошади). Другие формы могут уменьшаться в размерах. Так, на остров Средиземного моря попали в конце третичного периода слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами. В результате на островах Средиземноморья возникли карликовые слоны ростом до полутора метров.
Классическим примером действия движущего отбора в природе служит так называемый индустриальный меланизм. В районах, не подвергавшихся индустриализации, у бабочки березовый пяденицы белая окраска соответствует светлой березовой коре. Среди светлых бабочек на стволах берез встречались и темные, но они были хорошо заметны и склевывались птицами. Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, и белые березы покрылись слоем копоти. Теперь на темных стволах птицы гораздо легче замечали не темных, а типичных светлых бабочек. Постепенно в загрязненных районах частота встречаемости темных (мутантных) особей резко возросла и они стали преобладающим, хотя еще сравнительно недавно встречались исключительно редко.
Убедительный пример движущего отбора - выработка у микроорганизмов, насекомых, мышевидных грызунов устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам. Многочисленными исследованиями установлено, что воздействие на микроорганизмы различными антибиотиками обусловливает за относительно короткий срок устойчивости к дозам, во много раз превышающим исходную. Это объясняется тем, что антибиотики выступают в качестве фактора отбора, способствующего выживанию устойчивых к нему мутантных форм. Увеличение дозы или применение более сильных препаратов вновь создает условия для действия движущего отбора, в результате которого образуются все более и более устойчивые популяции микроорганизмов.
В странах с передовой сельскохозяйственной культурой все чаще отказываются от химических средств защиты растений от вредителей (насекомых, грибков). Поскольку через ограниченное число поколений движущим отбором фиксируются у вредителей мутации устойчивости к химическим веществам. Вместо химической обработки признано целесообразным через 10-12 лет заменять старый сорт новым, которого еще «не нашли» вредители.
Приложение 3
Стабилизирующий отбор.
Известно, что реликтовое растение гинкго и потомок первоящера гаттерия, а также кистеперая рыба - латимерия существуют почти без изменения миллионы лет. Как объяснить такую стабильность видов, если в природе постоянно совершается мутационный период? Ответ на этот вопрос дает учение о стабилизирующем отборе, разработанное крупнейшим эволюционистом И.И. Шмальгаузеном.
Стабилизирующий отбор наблюдается в том случае, если условия внешней среды длительное время остаются достаточно постоянными. В относительно неземной среде преимуществом обладают типичные, хорошо приспособленные к ней особи со средним выражением признака, а отличающиеся от них мутанты погибают. Известно много примеров стабилизирующего отбора. Так, после снегопада и ильных ветров в Северной Америке было найдено 136 оглушенных, полуживых домовых воробьев, 72 из них выжили, а 64 погибли. Погибшие птицы имели или очень длинные, или очень короткие крылья. Особи со средними, «нормальными», крыльями оказались более выносливыми.
Стабилизирующий отбор ведет к большой фенотипической однородной популяцией. Если он действует длительное время, то создается впечатление, что популяция или вид не изменяются. Однако эта неизменность кажущаяся и касается лишь внешнего облика популяции, генофонд же ее продолжает изменяться на основе появления мутации с тем же значением средней, но с более узкой нормой реакции.
Стабилизирующая форма отбора характерна и для человека. Известно, что нарушения по самым мелким 21-22-й парам хромосом ведут к тягчайшему наследственному заболеванию - синдрому Дауна. Если возникнут отклонения в числе и форме более крупных хромосом, это приведет к гибели оплодотворенных яйцеклеток. Самопроизвольные (спонтанные) аборты часто вызваны гибелью эмбрионов с ненормальностями в хромосомах средних размеров.
Таким образом, стабилизирующая форма отбора в течение сотен тысяч и миллионов поколений оберегает виды от существенных изменений, от разрушающего влияния мутационного процесса, выбраковывая мутантные формы. Без стабилизирующего отбора не было бы устойчивости (стабильности) в живой природе.
Стабилизирующий и движущий отборы взаимосвязаны и представляют две стороны одного процесса. Популяции постоянно вынуждены приспосабливаться к изменениям условий среды. Движущий отбор будет сохранять генотипы, которые наиболее соответствует изменениям среды. Когда условия среды стабилизируются, отбор приведет к созданию хорошо приспособленной к ней формы. С этого момента в действие вступает стабилизирующий отбор, который будет поддерживать типичные, преобладающие генотипы и устранять от размножения уклоняющейся от средней нормы мутантные формы.
Приложение 4
Разрывающий (дизруптивный) отбор.
Для многих популяций характерен полиморфизм - существование двух или нескольких форм по тому или иному признаку. Полиморфизм нельзя объяснить только возникновением новых мутаций. Причины его могут быть разными. В частности, он может быть обусловлен повышенной относительной жизнеспособностью гетерозигот. В других случаях полиморфизм может быть результатом действия особой формы отбора, получившей название разрывающего или дизруптивного. Эта форма отбора осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года. Хорошо изучен случай с преимущественным выживанием в зимний сезон «красных», а в летний «черных» форм двухточечной божьей коровки. Дизруптивный отбор благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против средних промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию по данному признаку на несколько групп, встречающихся на одной территории, и может при участии изоляции привести к разделению популяции на две и более.
Приложение 5
Физкультминутка для старшеклассников
- Исходное положение - сидя за партой руки на коленях, стопы ног на полу.1-2-3 - сжать кисти в кулак, стопы потянуть на себя. 4 - расслабиться. Повторить 2-3 раза.
- Исходное положение то же - подняли правое плечо, подняли левое плечо, опустили правое плечо, опустили левое плечо. Повторить 3-4 раза
- Развернуть грудную клетку, соединить лопатки и локти назад - вдох.
Наклонились вперед - выдох. Повторить 2-3 раза.
- Исходное положение - то же, локти согнуты. Скользя ягодицами по сиденью, продвигаемся вперед- назад. Повторить 2-3 раза.
- Исходное положение - то же с опорой рук сзади. 1-2 - прогнулись и опустились на край сиденья 3-4 - вернулись в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
- Исходное положение - то же. 1-2 - руки подняли вверх, потянулись(вдох). 3-4 локтями нажали на грудную клетку, наклонились вперед (выдох).Повторить 3-4 раза.
Приложение 6
Определи формы естественного отбора, заполнив таблицу:
Примеры
Форма естественного отбора
1. Исчезновение глаз у крота
2. Устойчивость (неизменность) размеров и форм цветка у насекомоопыляемых растений.
3. Изменение вредителей под воздействием ядохимикатов.
4. Кистеперая рыба латимерия.
5. У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.
6. Насекомые, попавшие на океанический остров, стали бескрылыми.
7. Редукция (исчезновение) листьев у растений - паразитов.
8. На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны.
9. Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников.
Презентация