- Преподавателю
- Биология
- Исследовательский проект Река моего детства
Исследовательский проект Река моего детства
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова Т.В. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ Салмановская средняя общеобразовательная школа
Ульяновского района, Ульяновской области
Областной экологический марафон
«Вместе на чистой земле»
Экологическая операция
«Река моего детства»
Выполнили: ученики 6а класса, члены ЮНИП
Руководитель: Кузнецова Татьяна Васильевна
2011г.
Содержание
-
Введение
-
Паспорт проекта
-
Этапы реализации проекта
-
Заключение
-
Литература
-
Приложение
-
Схема изучаемого участка реки Свияги
-
Рисунки и агитационные листы
-
Газетная статья
-
Видеоматериал (диск)
-
Введение
Река Свияга течет в направлении, противоположном Волге.
Длина 375 км. По территории Ульяновской области течет на протяжении 216,4 км.
Свияга замечательна тем, что является притоком Волги, на близком расстоянии протекает параллельно ей, но в противоположном направлении, на север. Истоки Свияги, верхнее и среднее течение находятся на территории Ульяновской области, Свияга впадает в Волгу около Казани.
Река Свияга берет свое начало в Кузоватовском районе, где она имеет три истока. Главный исток Свияги находится к юго-западу от села Кузоватово, примерно в 5 км от него на возвышенности с отметкой 332 метра над уровнем моря. На всей этой возвышенности растет хороший сосновый лес, брусничник и черничник. Другой исток Свияги находится около села Красная Поляна. И третий исток Свияги находится к западу от села Баевка.
Все истоки реки Свияга утверждены памятником природы решением Ульяновского облисполкома №552 от 23 декабря 1989 года.
Средняя ширина от 1,5 метров, максимальная - 20 - 30 метров. Русло извилистое, имеется искусственно созданные три большие запруды, протяженностью несколько километров, в черте Ульяновска - озёровидные расширения-карьеры, образуя довольно обширную, но сильно заболоченную живописную пойму. На берегах развита надводная и подводная растительность: заросли ив, ольхи, тополь чёрный (осокорь); а также тростник, рогоз и камыш озёрный, массовый вид - кубышка жёлтая, и прижившаяся в последнее время - элодея канадская.
Из фауны следует отметить более двух тысяч видов животных, обитающих в пойме Свияги, из которых: 7 видов земноводных, 150 видов птиц, всего 14 видов млекопитающих и более полутора тысяч насекомых - комаров, стрекоз, клопов-водомерок, на дне - катушки, лужанки, прудовики и раковины моллюсков-перловиц и беззубок.
В водоёме водится плотва, окунь и уклейки, на быстринах - голавль, обыкновенный пескарь, жерех, обыкновенный подкаменщик, на спокойных заросших участках - серебряный карась, линь, щука.
В связи с сильной антропогенной нагрузкой, которую река испытывает в последние десятилетия, вода Свияги в черте Ульяновска и Ульяновского района сильно загрязнена и уже 14 лет не пригодна для использования. Для сохранения природной красоты и чистоты поймы реки, в пределах Ульяновска созданы две особо охраняемые природные территории: экологический парк «Чёрное озеро» и Свияжская эколого-рекреационная зона.
В пределах нашего села за чистотой берегов реки следит наша школьная экологическая организация ЮНИП. Мы ежегодно организуем экологические рейды по очистке берега реки в зонах отдыха. Изучаем особенности растительного и животного мира, рыб - обитателей водной и прибрежной зоны реки Свияги.
Цель:
Изучить экологическое состояние реки Свияги в пределах села
Задачи:
-
Организовать деятельность по изучению состояния воды, прибрежной растительности, животного мира реки.
-
Способствовать развитию практических навыков исследовательской деятельности.
-
Вовлекать учащихся в природоохранную деятельность.
-
Способствовать формированию экологического мировоззрения.
Методы:
-
Наблюдения
-
Исследования
-
Практическая работа по очистке территории
-
Агитация
-
Анализ
-
Изучение методик
-
Работа с научной литературой
Паспорт проекта
«Река моего детства»
Руководитель: Кузнецова Т.В, учитель биологии и экологии.
МОУ Салмановская СОШ.
Год разработки: 2011 год.
Консультанты проекта: Ханзярова Л.А., учитель химии.
Учебный предмет: биология, экология.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: экология, география, химия
Участники: 6 класс, 4 группы
Время работы над проектом: 20.05. 11г. - 30.09.11 г.
Режимы работы: внеклассная деятельность.
Тип проекта: исследовательский с практической направленностью
Продукты проекта: мультимедийные материалы (слайды с фотографиями реки, таблицы с результатами исследования, агитационные листы и рисунки), планы на будущее.
Цель проекта:
-
Изучить экологическое состояние реки Свияги
-
Организовать практическую и исследовательскую работу учащихся
-
Способствовать формированию экологического мировоззрения учащихся и жителей села
Задачи:
-
Исследовать современное состояние зоны отдыха на реке Свияга в районе села Салмановка
-
Провести работу по очистке и благоустройству участка реки и прилегающей территории
-
Вовлекать в природоохранную деятельность школьников и жителей села.
-
Развивать практические навыки ведения исследовательской работы.
Методы:
-
Экскурсии, беседа с рыбаками
-
Наблюдения, фотосъёмка
-
Изучение справочной литературы.
-
Полевые исследования (воды, родников, животного и растительного мира)
-
Практическая работа по очистке территории от мусора
-
Обработка результатов исследований, составление плана реки
Форма презентации результатов: демонстрация мультимедийных материалов
Материально - техническое оснащение: фотоаппараты, мультимедийная установка, лабораторное оборудование.
Этапы работы над проектом:
-
Подготовительный этап: формирование темы, целей, проекта, деление на группы.
-
Планирование работы: распределение обязанностей между членами групп, определение задач, методов работы.
-
Исследовательский этап: определение участка реки в районе села Салмановка, выявление источников, питающих реку, и характер загрязнения (мусор, свалки, хозяйственно - бытовые стоки). Вся собранная информация обсуждается в группах.
-
Практический этап: организация работы по уборке мусора, не санкционированных свалок.
-
Агитационный этап: выпуск агитлистовок «Сохраним реку», организация конкурса рисунков « Река моего детства», выступление членов ЮНИП на общешкольном собрании в защиту реки, озёр и родников села.
Группа №1 имела задание:
-
Изучить состояние родников, питающих реку
Провести описание:
- Где находятся родник?
- Как расположен источник по отношению к реке или другому водоприемнику?,
- Как влияет родник на окружающую местность?
- Какая вода в роднике?
-
Результаты оформить в виде таблицы.
-
Провести очистку родника.
Группа №2 имела задание:
-
Изучить состояние воды в реке Свияга
-
Составить паспорт на реку.
-
Провести очистку прилегающей территории
Группа №3 имела задание
-
Изучить биологию рыб, пойманных в реке Свиягав близи села.
Группа №4 имела задание:
-
Провести природоохранную агитацию среди школьников и жителей сёл.
-
Представить отчет в виде фотографий.
-
Начертить схему расположения изучаемого участка реки.
-
Написать агитационные листы
6. Оформление результатов, подготовка их презентации.
Все группы результаты своих исследований представили Ухановой Александре, которая составила презентацию и полный отчёт о проделанной работе.
Защита проекта имела оригинальное решение в форме презентации и проекта. Презентация и проект были представлены и защищены на школьном экологическом вечере.
План проведения мероприятий по охране участка реки Свияги
(организаторы - члены ЮНИП)
№п/п
Дата
проведения
Название мероприятия
Форма
проведения
Кол-во участников,
ответственный
1
20.05.11г.
Определение целей работы, согласование плана мероприятий, методов работы.
Рабочее совещание: деление на группы,
обход участка
10 чел.
Кузнецова Т.В.- учитель биологии
2
Май - август
Изучение состояния родников, их благоустройство
Исследования, уборка мусора с прилегающей территории, очистка родников
Оформление результатов работы
6 чел.
Федотова Мария
3
Сентябрь 2011г.
Изучение состояние воды в р. Свияга, разнообразие растений, животных, рыб
Исследования, оформление работы, составление паспорта
5 чел.
Тихонов Илья
4
Май - сентябрь
Очистка и благоустройство прилегающей территории р. Свияга
Практическая работа
10 чел.
Ситов Денис
5
Май - сентябрь
Природоохранная агитация среди жителей села и школьников
Рисунки, плакаты, статьи, план местности
5 чел.
Пальчун Дарья
6
Сентябрь
Составление отчёта и презентации о проделанной работе
Практическая работа
Сбор фотоматериала
3 чел.
Уханова Александра
Тихонов Илья
Ситов Денис
7
2 октября
Экологический вечер
Представление результатов своей работы
Уханова Александра
Тихонов Илья
Ситов Денис
Реализация проекта
Изучение состояния родников и их благоустройство
Изучение состояние воды в р. Свияга, разнообразие растений, животных, рыб
Паспорт реки Свияги
Бланк рекогносцировочного обследования водоема
1.Дата наблюдения 20.06 2011.
2.Метеоусловия
(число, месяц, год)
(температура, облачность, ветер, осадки, снежный и ледовый покров)
3.Тип и название водного объекта_________________________________
4.Местоположение пункта наблюдения
(административный р-н, / школа населенного пункта/ плотины, завода и т.п.)
5.Описаний окружающей местности
(населенный пункт-тип застроя/ промзона/ лес/ сельхозугодия, их тип и т.п.)
6.Морфометрические особенности участка
(ширина, максимальная глубина, скорость течения, тип берега, уклон дна;
схемы водоема - на обороте)
7.Прибрежно-водная растительность
(основные виды)
8.Высшая водная растительность
(основные виды)
9.Описание грунта на дне и берегу водного объекта
(каменистый / каменисто- песчаный / песчаный / илисто- песчаный/ илистый / глинистый)
10.Общая характеристика воды:
а)_______________температуру воды: у берега, в удалении, на глубине 1 м
б) цвет воды
(голубой / зеленый / желто-зеленый / зеленовато- желтый / желтый / буровато- желтый / бурый)
в)____________________________прозрачность воды
(методика измерения - диск Секки / цилиндр и величина в м/см)
г)________________________ запах
(отсутствие / наличие; если есть запах - его идентификации и интенсивность)
11.Характеристика обрастании на подводных предметах
(отсутствие / наличие; если есть - цвет, форма, степень развития по 5-бальной шкале)
12.Загрязнение поверхности воды
(пятна и пленки нефтепродуктов, скопления пены, водорослей и т.н., их интенсивность)
13.Фауна водоема и окрестностей
(отсутствие / наличие моллюсков, водных беспозвоночных, летающих насекомых, виды рыб)
14.Основные формы антропогенных воздействий
(пром., быт., с/х источники загрязнения; купание, водопои скота, сплав леса, где и сколько)
1.Дата наблюдения 20.06 2011.
2.Метеоусловия - температура воздуха:
+25С, облачность до 6 балов, ветер
3.Название водного объекта - река Свияга.
4.Мы наблюдали за рекой Свиягой Ульяновского района, села Салмановка. Пройдя 400 метров выше, расположен завод ООО Стройпластмасс, 300 метров ниже находится мост, объединяющий два берега, а пройдя 400 метров ниже находится разрушенная плотина.
5. Наблюдение за водоемом происходили в селе Салмановка. Рядом с рекой расположены каменные, малоэтажные здания, деревянные постройки, дачные постоянные домики, гаражи и сараи. Присутствуют сельскохозяйственные угодья. В летний период времени производится выращивание на полях пшеницы, гречихи, покосы, и выпасы скота.
6. Ширина участка равна 20 метрам, средняя глубина равна 1.7 метров, скорость течения реки равна 2 м/с, тип берега обрывистый.
7.Прибрежно - водная растительность.
Сложноцветные:
1)Цикорий
2)Сушеница болотная
3)Тысячелистник
4)Пижма обыкновенная
5) Ромашка аптечная
6)Луговой василёк
7)Мать-и- мачеха
8)Осот полевой
9)Козлобородник
10)Дурнишник обыкновенный
Злаковые:
1)Тимофеевка луговая
2)Бекмания гусеницевидная
3)Вейник наземный
4)Вейник тростниковый
5)Плевел многолетний
6)Мятлик луговой
Бобовый:
1)Донник лекарственный
2)Донник белый
3)Мышиный горошек
4)Клевер ползучий
5)Чина лкговая
Гречишные:
1)Конский щавель
Подорожниковые:
1)Подорожник
Норичниковые:
1)Льнянка
Зонтичные:
1)Тирга минолистая
Губоцветные:
1)Пустырник
2)Чистец
3)Медовик-пикульник
4)Будра
5)Зюзник
Осоковые:
1)Осока круглая
2)Осока стопообразная
3)Осока
Лютиковые:
1)Лютик едкий
Ситниковые:
1)Тростник болотный
Водокрасовые:
1)Водокрас
Ивовые:
1)Ветла-ива белая
2)Ива ушастая
3)Ива хрупкая
Маревые:
1)Марь белая
Крестоцветные:
1)Баранчик
2)Желтушник левкойный
Розоцветные:
1)Гравилат речной
2)Гусиная лапка
Частуховые:
1)Частуха водяная
Первоцветные:
1)Луговой чай
8. Водоросли- очень распространенная группа растительных организмов. Они встречаются и в реке Свияге; чаще всего водоросли живут на камнях вблизи берегов. В капле вода, взятой из реки, в небольшом количестве ила со дна водоема можно обнаружить с помощью микроскопа. Большое количество этих растений, имеющих различную окраску (сине - зеленые, желто - зеленые и другие), разнообразны по форме и строению. Обычные обитатели нашего пресного водоема- это хара, гидрурус.
Хара - широко распространена в водоёмах с известковой водой. Разрастаясь в больших количествах, образует покров на дне некоторых водоёмов. Растение имеет от нескольких сантиметров до одного метра и внешне очень сходно с хвощом. Размножаются вегетативно.
Гидрурус - обитает в больших количествах на камнях, бревнах, местах быстрого течения. Имеет неприятный запах.
9. Рассмотрев дно Свияги вблизи, мы определили песчано - илистый, песок частично покрыт илом, пройдя 20 метров грунт илистого типа - при растирании не ощущается присутствие песка. Также встречается тина - это есть результат большого скопления различных видов водорослей.
10. Общая характеристика воды:
а) Температура воды измеряется термометром, опустив его на несколько секунд в реку. У берега она равна +7С, в удалении +6С.
б) Цвет воды определяем путём сравнения с дисцилированной водой. Мы взяли два стакана и заполнили водой: один с дисцилированной, другой водой из реки. Рассматривали цвет воды на фоне белой бумаге при дневном освещении, с боку, затем сверху подложив лист белой бумаги под дно стакана. Наблюдаемый цвет зеленовато - желтый.
в) Прозрачность воды равна одному метру.
г) Характер и интенсивность запаха.
Определяем следующим образом:
-
Ощущаем воспринимаемый запах при температуре 60 С. 100 миллилитров воды из реки наливаем в плоскодонную колбу, закрываем стеклом и подогреваем в водяной бане до 60 С. Сдвигая стекло в сторону, быстро определяем характер и интенсивность запаха. У набранной воды запаха практически нет, при нагревании появляется незначительный землистый запах и запах тины.
11.Характеристика обрастании на подводных предметах: камни, ракушки и другие подводные объекты покрыты водорослями.
12. На различных подводных предметах, таких как каменные плиты, сваи мостов и листья высших водных растений происходит обрастание (перифитон). Цвет перифитона зелено - бурый, это обозначает, что в перифитоне преобладают зеленые водоросли. Цвет ярко зеленый. Это говорит о том, что загрязнение не сильное.
13. Фауна водоёма и окрестностей.
Изучая пробы под микроскопом, мы определили некоторые виды простейших: жгутиковые - эвглена зеленая; инфузории - туфелька, опалина, сувойки.
Ракообразные: дафнии.
Моллюски: брюхоногие - прудовик, битиния, катушки; двухстворчатые - перловица, беззубка.
Рыбы (смотри приложение).
Насекомые, летающие над поверхностью воды и над береговой растительностью:
Отряд бабочки: крапивница, белянки, махаон, мотыльки;
Отряд перепончатокрылые: пчелы, осы, шмели, муравьи;
Отряд прямокрылых: стрекозы, кузнечики;
Отряд двукрылые: мухи, комары, мошки.
14. Поверхность воды загрязняется посторонними плавающими предметами, которые выбрасывают жители в больших количествах, а также завод Стройпластмасс и агропромышленный комплекс. В результате чего, проблема загрязнения имеет глобальный характер. Загрязняется не только вода, но и все живущие в ней организмы, которые заражаются и погибают. Их число резко увеличилось из-за резкого загрязнения воды. Основные источники загрязнения: промышленные - заводы, фабрики; сельскохозяйственные - агропромышленный комплекс; водопои частного скота, примерное количество 200 голов, индивидуальные гаражи, садово-огородные участки, свалки и бытовые выбросы.