Исследовательский проект Река моего детства

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Салмановская средняя общеобразовательная школа

Ульяновского района, Ульяновской области







Областной экологический марафон

«Вместе на чистой земле»





Экологическая операция


«Река моего детства»

Исследовательский проект Река моего детства











Выполнили: ученики 6а класса, члены ЮНИП

Руководитель: Кузнецова Татьяна Васильевна




2011г.


Содержание


  1. Введение

  2. Паспорт проекта

  3. Этапы реализации проекта

  4. Заключение

  5. Литература

  6. Приложение

    • Схема изучаемого участка реки Свияги

    • Рисунки и агитационные листы

    • Газетная статья

    • Видеоматериал (диск)










Введение

Исследовательский проект Река моего детстваРека Свияга течет в направлении, противоположном Волге.
Длина 375 км. По территории Ульяновской области течет на протяжении 216,4 км.

Свияга замечательна тем, что является притоком Волги, на близком расстоянии протекает параллельно ей, но в противоположном направлении, на север. Истоки Свияги, верхнее и среднее течение находятся на территории Ульяновской области, Свияга впадает в Волгу около Казани.

Исследовательский проект Река моего детстваРека Свияга берет свое начало в Кузоватовском районе, где она имеет три истока. Главный исток Свияги находится к юго-западу от села Кузоватово, примерно в 5 км от него на возвышенности с отметкой 332 метра над уровнем моря. На всей этой возвышенности растет хороший сосновый лес, брусничник и черничник. Другой исток Свияги находится около села Красная Поляна. И третий исток Свияги находится к западу от села Баевка.

Все истоки реки Свияга утверждены памятником природы решением Ульяновского облисполкома №552 от 23 декабря 1989 года.

Средняя ширина от 1,5 метров, максимальная - 20 - 30 метров. Русло извилистое, имеется искусственно созданные три большие запруды, протяженностью несколько километров, в черте Ульяновска - озёровидные расширения-карьеры, образуя довольно обширную, но сильно заболоченную живописную пойму. На берегах развита надводная и подводная растительность: заросли ив, ольхи, тополь чёрный (осокорь); а также тростник, рогоз и камыш озёрный, массовый вид - кубышка жёлтая, и прижившаяся в последнее время - элодея канадская.

Из фауны следует отметить более двух тысяч видов животных, обитающих в пойме Свияги, из которых: 7 видов земноводных, 150 видов птиц, всего 14 видов млекопитающих и более полутора тысяч насекомых - комаров, стрекоз, клопов-водомерок, на дне - катушки, лужанки, прудовики и раковины моллюсков-перловиц и беззубок.

В водоёме водится плотва, окунь и уклейки, на быстринах - голавль, обыкновенный пескарь, жерех, обыкновенный подкаменщик, на спокойных заросших участках - серебряный карась, линь, щука.

В связи с сильной антропогенной нагрузкой, которую река испытывает в последние десятилетия, вода Свияги в черте Ульяновска и Ульяновского района сильно загрязнена и уже 14 лет не пригодна для использования. Для сохранения природной красоты и чистоты поймы реки, в пределах Ульяновска созданы две особо охраняемые природные территории: экологический парк «Чёрное озеро» и Свияжская эколого-рекреационная зона.

В пределах нашего села за чистотой берегов реки следит наша школьная экологическая организация ЮНИП. Мы ежегодно организуем экологические рейды по очистке берега реки в зонах отдыха. Изучаем особенности растительного и животного мира, рыб - обитателей водной и прибрежной зоны реки Свияги.

Цель:


Изучить экологическое состояние реки Свияги в пределах села

Задачи:

  • Организовать деятельность по изучению состояния воды, прибрежной растительности, животного мира реки.

  • Способствовать развитию практических навыков исследовательской деятельности.

  • Вовлекать учащихся в природоохранную деятельность.

  • Способствовать формированию экологического мировоззрения.

Методы:

  • Наблюдения

  • Исследования

  • Практическая работа по очистке территории

  • Агитация

  • Анализ

  • Изучение методик

  • Работа с научной литературой




Паспорт проекта

«Река моего детства»

Руководитель: Кузнецова Т.В, учитель биологии и экологии.

МОУ Салмановская СОШ.

Год разработки: 2011 год.

Консультанты проекта: Ханзярова Л.А., учитель химии.

Учебный предмет: биология, экология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: экология, география, химия

Участники: 6 класс, 4 группы

Время работы над проектом: 20.05. 11г. - 30.09.11 г.

Режимы работы: внеклассная деятельность.

Тип проекта: исследовательский с практической направленностью

Продукты проекта: мультимедийные материалы (слайды с фотографиями реки, таблицы с результатами исследования, агитационные листы и рисунки), планы на будущее.

Цель проекта:

  • Изучить экологическое состояние реки Свияги

  • Организовать практическую и исследовательскую работу учащихся

  • Способствовать формированию экологического мировоззрения учащихся и жителей села

Задачи:

  • Исследовать современное состояние зоны отдыха на реке Свияга в районе села Салмановка

  • Провести работу по очистке и благоустройству участка реки и прилегающей территории

  • Вовлекать в природоохранную деятельность школьников и жителей села.

  • Развивать практические навыки ведения исследовательской работы.

Методы:

  • Экскурсии, беседа с рыбаками

  • Наблюдения, фотосъёмка

  • Изучение справочной литературы.

  • Полевые исследования (воды, родников, животного и растительного мира)

  • Практическая работа по очистке территории от мусора

  • Обработка результатов исследований, составление плана реки

Форма презентации результатов: демонстрация мультимедийных материалов

Материально - техническое оснащение: фотоаппараты, мультимедийная установка, лабораторное оборудование.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап: формирование темы, целей, проекта, деление на группы.

  2. Планирование работы: распределение обязанностей между членами групп, определение задач, методов работы.

  3. Исследовательский этап: определение участка реки в районе села Салмановка, выявление источников, питающих реку, и характер загрязнения (мусор, свалки, хозяйственно - бытовые стоки). Вся собранная информация обсуждается в группах.

  4. Практический этап: организация работы по уборке мусора, не санкционированных свалок.

  5. Агитационный этап: выпуск агитлистовок «Сохраним реку», организация конкурса рисунков « Река моего детства», выступление членов ЮНИП на общешкольном собрании в защиту реки, озёр и родников села.

Группа №1 имела задание:

  1. Изучить состояние родников, питающих реку

Провести описание:

- Где находятся родник?

- Как расположен источник по отношению к реке или другому водоприемнику?,

- Как влияет родник на окружающую местность?

- Какая вода в роднике?

  1. Результаты оформить в виде таблицы.

  2. Провести очистку родника.

Группа №2 имела задание:

  1. Изучить состояние воды в реке Свияга

  2. Составить паспорт на реку.

  3. Провести очистку прилегающей территории

Группа №3 имела задание

  1. Изучить биологию рыб, пойманных в реке Свиягав близи села.

Группа №4 имела задание:

  1. Провести природоохранную агитацию среди школьников и жителей сёл.

  2. Представить отчет в виде фотографий.

  3. Начертить схему расположения изучаемого участка реки.

  4. Написать агитационные листы

6. Оформление результатов, подготовка их презентации.

Все группы результаты своих исследований представили Ухановой Александре, которая составила презентацию и полный отчёт о проделанной работе.

Защита проекта имела оригинальное решение в форме презентации и проекта. Презентация и проект были представлены и защищены на школьном экологическом вечере.






План проведения мероприятий по охране участка реки Свияги

(организаторы - члены ЮНИП)

п/п

Дата

проведения

Название мероприятия

Форма

проведения

Кол-во участников,

ответственный

1

20.05.11г.

Определение целей работы, согласование плана мероприятий, методов работы.

Рабочее совещание: деление на группы,

обход участка

10 чел.

Кузнецова Т.В.- учитель биологии

2

Май - август

Изучение состояния родников, их благоустройство

Исследования, уборка мусора с прилегающей территории, очистка родников

Оформление результатов работы

6 чел.

Федотова Мария

3

Сентябрь 2011г.

Изучение состояние воды в р. Свияга, разнообразие растений, животных, рыб

Исследования, оформление работы, составление паспорта

5 чел.

Тихонов Илья

4

Май - сентябрь

Очистка и благоустройство прилегающей территории р. Свияга

Практическая работа

10 чел.

Ситов Денис

5

Май - сентябрь

Природоохранная агитация среди жителей села и школьников

Рисунки, плакаты, статьи, план местности

5 чел.

Пальчун Дарья

6

Сентябрь

Составление отчёта и презентации о проделанной работе

Практическая работа

Сбор фотоматериала

3 чел.

Уханова Александра

Тихонов Илья

Ситов Денис

7

2 октября

Экологический вечер

Представление результатов своей работы

Уханова Александра

Тихонов Илья

Ситов Денис





Реализация проекта


Изучение состояния родников и их благоустройство










































Изучение состояние воды в р. Свияга, разнообразие растений, животных, рыб

Паспорт реки Свияги


Бланк рекогносцировочного обследования водоема

1.Дата наблюдения 20.06 2011.

2.Метеоусловия

(число, месяц, год)

(температура, облачность, ветер, осадки, снежный и ледовый покров)

3.Тип и название водного объекта_________________________________

4.Местоположение пункта наблюдения

(административный р-н, / школа населенного пункта/ плотины, завода и т.п.)

5.Описаний окружающей местности

(населенный пункт-тип застроя/ промзона/ лес/ сельхозугодия, их тип и т.п.)

6.Морфометрические особенности участка

(ширина, максимальная глубина, скорость течения, тип берега, уклон дна;

схемы водоема - на обороте)

7.Прибрежно-водная растительность

(основные виды)

8.Высшая водная растительность

(основные виды)

9.Описание грунта на дне и берегу водного объекта

(каменистый / каменисто- песчаный / песчаный / илисто- песчаный/ илистый / глинистый)

10.Общая характеристика воды:

а)_______________температуру воды: у берега, в удалении, на глубине 1 м

б) цвет воды

(голубой / зеленый / желто-зеленый / зеленовато- желтый / желтый / буровато- желтый / бурый)

в)____________________________прозрачность воды

(методика измерения - диск Секки / цилиндр и величина в м/см)

г)________________________ запах

(отсутствие / наличие; если есть запах - его идентификации и интенсивность)

11.Характеристика обрастании на подводных предметах

(отсутствие / наличие; если есть - цвет, форма, степень развития по 5-бальной шкале)

12.Загрязнение поверхности воды

(пятна и пленки нефтепродуктов, скопления пены, водорослей и т.н., их интенсивность)

13.Фауна водоема и окрестностей

(отсутствие / наличие моллюсков, водных беспозвоночных, летающих насекомых, виды рыб)

14.Основные формы антропогенных воздействий

(пром., быт., с/х источники загрязнения; купание, водопои скота, сплав леса, где и сколько)

1.Дата наблюдения 20.06 2011.

2.Метеоусловия - температура воздуха:

+25С, облачность до 6 балов, ветер

3.Название водного объекта - река Свияга.

4.Мы наблюдали за рекой Свиягой Ульяновского района, села Салмановка. Пройдя 400 метров выше, расположен завод ООО Стройпластмасс, 300 метров ниже находится мост, объединяющий два берега, а пройдя 400 метров ниже находится разрушенная плотина.

5. Наблюдение за водоемом происходили в селе Салмановка. Рядом с рекой расположены каменные, малоэтажные здания, деревянные постройки, дачные постоянные домики, гаражи и сараи. Присутствуют сельскохозяйственные угодья. В летний период времени производится выращивание на полях пшеницы, гречихи, покосы, и выпасы скота.

6. Ширина участка равна 20 метрам, средняя глубина равна 1.7 метров, скорость течения реки равна 2 м/с, тип берега обрывистый.

7.Прибрежно - водная растительность.

Сложноцветные:

1)Цикорий

2)Сушеница болотная

3)Тысячелистник

4)Пижма обыкновенная

5) Ромашка аптечная

6)Луговой василёк

7)Мать-и- мачеха

8)Осот полевой

9)Козлобородник

10)Дурнишник обыкновенный

Злаковые:

1)Тимофеевка луговая

2)Бекмания гусеницевидная

3)Вейник наземный

4)Вейник тростниковый

5)Плевел многолетний

6)Мятлик луговой

Бобовый:

1)Донник лекарственный

2)Донник белый

3)Мышиный горошек

4)Клевер ползучий

5)Чина лкговая

Гречишные:

1)Конский щавель

Подорожниковые:

1)Подорожник

Норичниковые:

1)Льнянка

Зонтичные:

1)Тирга минолистая

Губоцветные:

1)Пустырник

2)Чистец

3)Медовик-пикульник

4)Будра

5)Зюзник

Осоковые:

1)Осока круглая

2)Осока стопообразная

3)Осока

Лютиковые:

1)Лютик едкий

Ситниковые:

1)Тростник болотный

Водокрасовые:

1)Водокрас

Ивовые:

1)Ветла-ива белая

2)Ива ушастая

3)Ива хрупкая

Маревые:

1)Марь белая

Крестоцветные:

1)Баранчик

2)Желтушник левкойный

Розоцветные:

1)Гравилат речной

2)Гусиная лапка

Частуховые:

1)Частуха водяная

Первоцветные:

1)Луговой чай

8. Водоросли- очень распространенная группа растительных организмов. Они встречаются и в реке Свияге; чаще всего водоросли живут на камнях вблизи берегов. В капле вода, взятой из реки, в небольшом количестве ила со дна водоема можно обнаружить с помощью микроскопа. Большое количество этих растений, имеющих различную окраску (сине - зеленые, желто - зеленые и другие), разнообразны по форме и строению. Обычные обитатели нашего пресного водоема- это хара, гидрурус.

Хара - широко распространена в водоёмах с известковой водой. Разрастаясь в больших количествах, образует покров на дне некоторых водоёмов. Растение имеет от нескольких сантиметров до одного метра и внешне очень сходно с хвощом. Размножаются вегетативно.

Гидрурус - обитает в больших количествах на камнях, бревнах, местах быстрого течения. Имеет неприятный запах.

9. Рассмотрев дно Свияги вблизи, мы определили песчано - илистый, песок частично покрыт илом, пройдя 20 метров грунт илистого типа - при растирании не ощущается присутствие песка. Также встречается тина - это есть результат большого скопления различных видов водорослей.

10. Общая характеристика воды:

а) Температура воды измеряется термометром, опустив его на несколько секунд в реку. У берега она равна +7С, в удалении +6С.

б) Цвет воды определяем путём сравнения с дисцилированной водой. Мы взяли два стакана и заполнили водой: один с дисцилированной, другой водой из реки. Рассматривали цвет воды на фоне белой бумаге при дневном освещении, с боку, затем сверху подложив лист белой бумаги под дно стакана. Наблюдаемый цвет зеленовато - желтый.

в) Прозрачность воды равна одному метру.

г) Характер и интенсивность запаха.

Определяем следующим образом:

  1. Ощущаем воспринимаемый запах при температуре 60 С. 100 миллилитров воды из реки наливаем в плоскодонную колбу, закрываем стеклом и подогреваем в водяной бане до 60 С. Сдвигая стекло в сторону, быстро определяем характер и интенсивность запаха. У набранной воды запаха практически нет, при нагревании появляется незначительный землистый запах и запах тины.

11.Характеристика обрастании на подводных предметах: камни, ракушки и другие подводные объекты покрыты водорослями.

12. На различных подводных предметах, таких как каменные плиты, сваи мостов и листья высших водных растений происходит обрастание (перифитон). Цвет перифитона зелено - бурый, это обозначает, что в перифитоне преобладают зеленые водоросли. Цвет ярко зеленый. Это говорит о том, что загрязнение не сильное.

13. Фауна водоёма и окрестностей.

Изучая пробы под микроскопом, мы определили некоторые виды простейших: жгутиковые - эвглена зеленая; инфузории - туфелька, опалина, сувойки.

Ракообразные: дафнии.

Моллюски: брюхоногие - прудовик, битиния, катушки; двухстворчатые - перловица, беззубка.

Рыбы (смотри приложение).

Насекомые, летающие над поверхностью воды и над береговой растительностью:

Отряд бабочки: крапивница, белянки, махаон, мотыльки;

Отряд перепончатокрылые: пчелы, осы, шмели, муравьи;

Отряд прямокрылых: стрекозы, кузнечики;

Отряд двукрылые: мухи, комары, мошки.

14. Поверхность воды загрязняется посторонними плавающими предметами, которые выбрасывают жители в больших количествах, а также завод Стройпластмасс и агропромышленный комплекс. В результате чего, проблема загрязнения имеет глобальный характер. Загрязняется не только вода, но и все живущие в ней организмы, которые заражаются и погибают. Их число резко увеличилось из-за резкого загрязнения воды. Основные источники загрязнения: промышленные - заводы, фабрики; сельскохозяйственные - агропромышленный комплекс; водопои частного скота, примерное количество 200 голов, индивидуальные гаражи, садово-огородные участки, свалки и бытовые выбросы.






© 2010-2022