- Преподавателю
- Биология
- Доклад по биологии на тему Использование современных образовательных технологий в системе экологического образования школы
Доклад по биологии на тему Использование современных образовательных технологий в системе экологического образования школы
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скребенкова Л.И. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад на тему:
" Использование современных образовательных технологий
в системе экологического образования школы"
Подготовила:
учитель биологии
Скребенкова Л. И.
Использование современных образовательных технологий в системе экологического образования школы.
Современные информационные технологии в рамках экологического образования предполагают использование комплекса технического, учебно-методического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе и цифровых образовательных ресурсов, к которым относятся компьютеры, интерактивные доски, принтеры, проекционные устройства, устройства для ввода графической информации, цифровые учебники.
Возможности, предоставляемые компьютерными технологиями в экологическом образовании обучающихся могут быть следующие:
1. Поиск информации - можно использовать с этой целью Интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио - носителях. Преподаватели используют информацию для подготовки к занятиям. Обучающиеся подбирают информацию экологического содержания для подготовки рефератов, докладов.
В настоящее время Internet является одним из прогрессивных средств связи и получения информации. Internet-технологии открывают широкие возможности для использования в обучении: дистанционное обучение; Internet - конференции, базы данных для различных дисциплин. При этом использование Internet - технологии по сравнению с традиционными приемами и методиками образования характеризуется рядом существенных преимуществ:
- быстрый доступ к информации;
- организация поиска информации различными поисковыми машинами;
- поддержка мультимедиа технологий;
- небольшие затраты на хранение и распространение информации;
- возможность оперативного обновления информации.
Указанные преимущества позволяют считать ресурсы Internet уже сегодня важным фактором в цикле естественнонаучного обучения.
Однако пока что Internet-технологии имеют и некоторые существенные недостатки, не позволяющие прибегнуть к их достаточно широкому внедрению в учебный процесс. К таким недостаткам можно отнести:
- недостаточная распространенность и доступность сети Internet в школах России;
- приспособленность экологических сайтов в большей мере к нуждам экологических и политических движений, нежели к учебно-образовательному процессу, отсутствие на них материалов, соответствующих учебной программе;
- экологические сайты обычно содержат информацию об экологических проблемах мирового масштаба, тогда как обучение нужно больше ориентировать на решение проблем регионального и местного уровня, зависящих от действий местных властей и местного населения;
- пока существенно низок уровень культуры использования глобальной сети школьниками, что несколько затрудняет процесс обучения с применением Internet-технологий. Названные причины приводят к тому, что в настоящее время Internet-технологии целесообразнее использовать в самостоятельной работе, нежели в учебной.
2. Хранение информации - позволяет накапливать фотоальбомы в электронном виде; творческие работы обучающихся и учителей в электронном виде (портфолио); видеоархив; сайт; и т.д.
Обработка информации - создание базы данных сотрудников и воспитанников; обработка анкет; построение диаграмм, графиков при отслеживании динамики тех или иных процессов в образовательной эколого-ориентированной деятельности.
3. Представление информации - презентации и другие демонстрационные формы, создание видеофильмов, издательская деятельность и т.д.
4. Средство коммуникации - сайт, почта, форум, проведение телеконференций и т.п.
5. Внедрение интернет-ресурсов в образовательный процесс реализуется через формирование компетенций обучающихся в сфере сетевых технологий. Обучающийся должен овладеть основными понятиями, теоретическими и прикладными знаниями, необходимыми для осуществления образовательной деятельности; приемами работы с основными серверами Интернет и технологиями поиска информации в Сети, инструментами подготовки иллюстраций, создания мультимедийных презентаций и Web-страниц.
Интернет в рамках реализации системы экологического образования предоставляет различные дополнительные возможности: участие в online-конференциях, получение консультаций в режиме реального времени и многое другое. С помощью сети Интернет обучающиеся находят информацию для рефератов, докладов. В списке литературы представлены основные сайты, используемые в работе при реализации системы экологического образования.
Телевидение погружает человека в виртуальную реальность, являющуюся интеллектуальным продуктом, который можно увидеть и услышать.
В рамках системы экологического образования с помощью телевидения возможно передать информацию самым эффективным образом, так, чтобы она была оптимально усвоена воспитанником, существенно расширить поле творческой деятельности обучающихся и объединить их усилия по приобретению знаний. Тем более, что виртуальная реальность, с точки зрения интереса для ребенка, имеет неизмеримо большую ценность, чем обычное занятие. Она поможет активизировать познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное экологическое образование.
Программный продукт телевидения должен быть неразрывно связан с образовательной программой, построен на ее основе, иметь возможность расширять и дополнять ее.
Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство, благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Через Internet обучаемый может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ.
Создаваемые на сайтах учебных заведений персональные web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым "дверь" в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы "учеников, превзошедших учителя". Выход в мировое информационное пространство позволяет увидеть множество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих о деятельности научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в материалах электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад; на персональных web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира.
Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения (ТСО). Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.
Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности труда.
3. Установление межпредметных связей с информатикой.
4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей.
5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе "родственную душу".
7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.