Урок биологии

Урок биологии в 8 классе по теме «Дыхательные движения . Газообмен в легких и тканях». Учебник:  Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек»   (М., изд.  центр «Вентана-Граф» 2008 год) Цель: сформировать у учащихся представление о механизмах вдоха – выдоха и газообмене в легких и тканях. Задачи: 1. Образовательная.  Формировать представление  о механизме дыхательных движений, о процессе газообмена в легких и тканях, учить характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Показать роль диффузии в этих процессах. Продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье. 2. Развивающая.  Формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД (через формирование умений работать со схемой, таблицей, умений анализировать,  сравнивать, обобщать, делать выводы,  формирование умений работать самостоятельно и в группе). 3. Воспитательные. Воспитывать интерес к познанию собственного организма. Показать значимость жизненно важных процессов, протекающих в организме и повышать мотивацию к сохранению здоровья. Тип урока: комбинированный Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, коллективная Средства обучения: таблицы,  компьютерная презентация, раздаточный материал. Методы: проблемного обучения, частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии в 8 классе

Тема: Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях.

Цель: сформировать у учащихся представление о механизмах вдоха - выдоха и газообмене в легких и тканях.

Задачи:

1. Образовательная. Формировать представление о механизме дыхательных движений, о процессе газообмена в легких и тканях, учить характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Показать роль диффузии в этих процессах. Продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье.

2. Развивающая. Формирование познавательных, личностных, коммуникативных и

регулятивных УУД (через формирование умений работать со схемой, таблицей, умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формирование умений работать

самостоятельно и в группе).

3. Воспитательные. Воспитывать интерес к познанию собственного организма. Показать значимость жизненно важных процессов, протекающих в организме и повышать мотивацию к сохранению здоровья.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, коллективная

Средства обучения: таблицы, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Методы: проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный, объяснительно - иллюстративный

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Взаимодействие учителя и учащихся

1.Организацион

ный момент 1 мин.

Организует учащихся и направляет их внимание на урок.

Настраиваются на урок

2. Актуализация знаний, необходимая для изучения нового материала - фронтальный опрос 2 мин

Учитель задает вопросы

Учащиеся отвечают на вопросы, используя термины на

При необходимости учитель дополняет ответы учеников.

3.Сообщение темы урока. Мотивация 1 мин.

В древности и в средние века врачи полагали, что воздух, который разносится в теле по воздушным трубочкам, как бы облегчает наше тело, и мы становимся близкими Богу.

Теперь мы знаем, что из воздуха нашему организму нужен только кислород, что в нашем теле нет никаких воздушных трубочек, и что воздух попадает только в легкие.

- За счет чего происходит изменение газового состава в легких?

Ответы учащихся, запись темы урока

4. Целеполагание

1 мин

-А за чем человеку надо дышать?

Дети отвечают на вопросы, тем самым

определяют цель урока

5. Постановка задач 1 мин.

- Все ли мы знаем о -дыхании?

Дети делают выводы -задачи урока: изучить механизм вдоха и выдоха и процесс газообмен в легких и тканях

Совместная работа по постановке задач урока.

6. Знакомство с новым материалом

20 мин.























7. Физкультминутка 1 мин.

8. Анализ сообщения учащегося 2 мин.

- Как вы думаете, а как происходит вдох и выдох?

- Какие мышцы и органы принимают участие в дыхательных движения?



- А как вы думаете, меняется ли состав воздуха, когда мы дышим?

- А в чем состоит отличие вдыхаемого воздуха от выдыхаемого?

Решите биологическую задачу.



- Как в организме образуется углекислый газ, и что с ним происходит?

-Как изменяется кровь в результате газообмена в тканях?

- Так в чем же причина дыхания?

Введения понятия газообмен в легких . , в тканях диффузия

(рассказ учителя)

Одним из важных показателей состояния дыхательной системы является жизненная емкость легких.

Рассказ учителя о ЖЕЛ



Группа альпинистов совершает восхождение. Не спеша, достигли высоты в один км, одолели второй. Все чувствовали себя хорошо. Вдруг несколько человек стали жаловаться на головокружение, слабость и одышку. Прошли еще несколько метров. Одышка усилилась, к тому же заболела голова, появилась тошнота и шум в ушах. По настоянию руководителя группы заболевшие спустились обратно на базу.

- В чем причина резкого ухудшения состояния здоровья альпинистов?

( сообщение о гипоксии)

Ответы учащихся

Учащиеся сами делают вдох и выдох и отвечают на вопрос учителя.

Заполнение таблицы в информационном листе учащимися самостоятельно

(3 мин.)

Дети предлагают свои ответы.



Дети предлагают гипотезы решения задачи.

Вывод по решению задачи: гемоглобин переносчик кислорода, который поставляет его в ткани и органы

Ответы учащихся



Учащиеся подводят итог : разность концентрации газов в органах и в окружающей среде



Запись определения





Сообщение учащегося

Разбор модели Дондерса.

Проверка заполнения таблицы, с комментариями учителя

Разбор таблицы



Совместное решение задачи



В ходе совместной беседы разбирают материал о газообмене в легких и тканях





Совместное обсуждение:

- Как вы думаете, от чего зависит жизненная емкость легких?

Совместный

анализ сообщения

9. Закрепление и рефлексия

15 мин















10. Домашнее задание 1 мин

Работа в группах:

1 гр.: работа с табл. "Изменение жизненной емкости легких".

2 гр.: «Подумайте!»



3 гр.: «Проверьте свои знания»



4 гр.: « Дыхание в экстремальной ситуации»

Вам понравилось сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Учебник п. 25-26

Смоделировать схему газообмена в тканях и легких

-Почему у пловцов наибольшая жизненная емкость легких?

- К чему может привести тучность и малоподвижный образ жизни?

-Что выгоднее для ныряльщика: сделать перед погружением несколько вдохов и выдохов или набрать в легкие как можно больше воздуха?

-Расскажите, какие процессы происходят в легочных альвеолах?

-Каков механизм газообмена в тканях?

- Каким образом совершаются дыхательные движения?

Работа с раздаточным материалом по теме

« Кессонная болезнь»

Дети подводят итоги урока и высказывают свои предложения.

Запись дом. задания



Совместный анализ и комментарий ответов учащихся







Оценка личности учащегося. Рефлексия

- Какие затруднения вы испытывали при изучении данной темы?



© 2010-2022