Рабочая программа по внеурочной деятельности

В основу работы по данной программе положены не только теоретические, но и практические  занятия, которым отводится большая часть времени, а также научно-исследовательская работа учащихся, позволяющая обучать их методам исследования местной флоры и фауны.  Такая деятельность  научит глубже увидеть взаимодействие природных и антропогеновых факторов,  положительное и отрицательное влияние человека на природу,  поможет составлять  прогнозы состояния природы на местном уровне. Значительное место в п...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основной общеобразовательной школы с. Старая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

протокол № ___ к использованию в учебном процессе

от «____» _______________2014 г. Директор школы:

председатель МС __________________/Ягавкин С.Г./

_____________/Казакова Н.И./ «_______» _______________ 2014 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Биологическое краеведение»

(интеллектуальное направление)


Для обучающихся 6 класса

Срок реализации 1 год




Учитель: Казакова Нина Ивановна

первая квалификационная категория




Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ______

от «______» ___________2014 г.

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.


Цели внеурочной деятельности


Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Основные принципы программы

  1. Включение учащихся в активную деятельность.

  2. Доступность и наглядность.

  3. Связь теории с практикой.

  4. Учёт возрастных особенностей.

  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Сроки реализации программы: Учебный год - 2014 - 2015


Предполагаемые результаты реализации программы


  1. Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом);

  3. Результаты третьего уровня (приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия).

Одним из приоритетных направлений деятельности школьников в современном российском образовании является эколого-биологическое направление. Биология как наука о жизни помогает школьникам осознавать ценность природы для удовлетворения духовных, эстетических, познавательных и материальных потребностей человека.

Данная программа разработана по принципу интеграции школьного и дополнительного образования учащихся и рассчитана на успех учащихся в овладении ею от простого к сложному, от общего к частному. Программа «Биологическое краеведение» способствует последовательному расширению знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. Кроме того, в ней содержатся и такие занятия, виды деятельности, которые не предусмотрены школьной программой, но являются целесообразными.

Некоторые темы программы на втором году обучения учащихся не изменили своей формулировки, однако они стали гораздо шире и более значимы по содержанию.

Особенностью данной программы краеведческого направления является ориентация учащихся на изучение природы своего родного края. Она разработана с учетом интересов учащихся и их родителей, поможет детям закрепить знания по многим вопросам школьного курса биологии, научит лучше понимать и любить природу своего края, позволит проявлять доброе отношение, сочувствие к живым организмам, большую заботу, как о ранимых, хрупких и беззащитных существах.

В основу работы по данной программе положены не только теоретические, но и практические занятия, которым отводится большая часть времени, а также научно-исследовательская работа учащихся, позволяющая обучать их методам исследования местной флоры и фауны. Такая деятельность научит глубже увидеть взаимодействие природных и антропогеновых факторов, положительное и отрицательное влияние человека на природу, поможет составлять прогнозы состояния природы на местном уровне. Значительное место в программе уделено экскурсиям в природу, что позволит детям пребывать на свежем воздухе для сохранения здоровья, вести творческие наблюдения за природой, делать соответствующие выводы и заключения. Пройдя программу «Биологическое краеведение» учащиеся должны овладеть коммуникативными навыками, навыками здоровьесбережения, природопользования, овладеть элементами исследовательской деятельности, развития речи, навыками ухода за животными и растениями, повысить образовательный уровень.

Немаловажное значение придается занимательным и интеллектуальным играм.

На занятиях предусмотрено использование краеведческих наглядных материалов, видеофильмов, фотографий, Интернет-ресурсов, компьютерных программ, современных образовательных технологий. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы родного края, понять необходимость ее охраны, и бережного отношения.

При составлении программы использованы принципы:

  • доступности материала (от известного к неизвестному);

  • принцип связи теории с практикой;

  • принцип систематичности и последовательности материала (преемственности);

  • принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы;

  • принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с научной литературой и т.д.);

  • принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес учащихся к дополнительному материалу.

Главные направления программы «Биологическое краеведение»:

- изучение школьниками растительного и животного мира родного края;

- получение навыков самостоятельной работы в природе, в том числе

навыки исследовательской работы;

- пропаганда охраны природы родного края и экологической культуры

подрастающего поколения.

Актуальность программы обусловлена:

1. Возрастанием необходимости в познании природы родного края, потребности в ее охране.

2. Потребностью в экологическом образовании детей.

3. Необходимостью осознания школьниками обеспечения благоприятной среды для всех живых существ на Земле, для жизни и здоровья человека.

В структуру программы входят 3 образовательных блока:

- теория,

- практика,

- проектная и исследовательская деятельность.

Программа «Биологическое краеведение» рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (час = 45 минутам), занимаются учащиеся 6 - 7 классов.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для самореализации и саморазвития воспитанников через организацию деятельности по изучению и исследованию живой природы родного края, воспитание бережного отношения к природе, культуры поведения в природе.

1-й год обучения.

Цель: Создание условий для изучения разнообразия живых организмов экологических групп растений, животных родного края, развитие познавательных интересов, творческих способностей школьников и приобретение самостоятельных навыков.

Задачи:

Образовательные:

  1. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний о природе родного края.

  2. Вооружать учащихся знаниями и практическими умениями в процессе изучения, исследования, наблюдения за природой родного края.

  3. Познакомить с методами исследования, научить использовать конкретные методы.

  4. Научить работать с приборами и объектами исследования.

  5. Познакомить с основными растениями и животными области, а так же видами, которые занесены в Красную книгу;

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения к природе.

  2. Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.

  3. Формирование общественной активности личности, гражданской позиции, навыков здорового образа жизни.

Развивающие:

  1. Развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

  2. Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу.

  3. Развивать наблюдательность, интерес к познанию окружающего мира.

Формы и методы обучения.

  1. Словесный метод (объяснение, беседа, рассказ).

  2. Наблюдение.

  3. Экскурсия

  4. Наглядный метод (демонстрация опытов, наглядного материала)

  5. Исследование.

  6. Метод проектов.

  7. Игровой метод

  8. Практические и лабораторные работы

Прогнозируемые результаты:

К концу первого года обучения по программе «Биологическое краеведение» обучающиеся должны:

знать:

- основные теоретические понятия биологического краеведения;

- номенклатуру растений и животных своего родного края, их биологические особенности;

- о значении живых организмов в природе и жизни человека;

- законы об охране природы;

- методы биологического исследования и проектирования.

уметь:

- вести наблюдения за изменениями в природе;

- проводить исследования и их обработку;

- представлять свои работы сверстникам.

смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

- бережно относиться к живым существам;

- соблюдать правила поведения в природе.

Формы контроля: 1. Выставки.

2. Фоторепортажи.

3. Викторины.

4. Творческие индивидуальные и групповые задания.

5. Компьютерные презентации.

6. Защита проектов и исследовательских работ.

2-ой год обучения.

Цель: Создание условий для активизации познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей учащихся в процессе самостоятельных наблюдений, исследований, формирования основ экологической культуры

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания и умения, полученные на первом году обучения.

  2. Продолжить формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей

  3. Приобретение учащимися знаний об экологических группах местных видов живых организмов, о методах исследования за природой, освоение учащимися знаний об охраняемых территориях, мерах рационального использования растений и животных.

Развивающие:

  1. Развитие умений работать с определителями, лабораторным оборудованием, интернетом, справочными материалами.

  2. Развивать навыки публичного выступления и защиты проектов.

  3. Развивать потребности в необходимости охраны природы

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства красоты природы родного края.

  2. Формирование экологической культуры.

Формы и методы обучения.

  1. Словесный метод (объяснение, беседа, рассказ).

  2. Наблюдение.

  3. Экскурсия

  4. Наглядный метод (демонстрация опытов, наглядного материала)

  5. Исследование.

  6. Метод проектов.

  7. Игровой метод.

  8. Практические и лабораторные работы

Прогнозируемые результаты:

К концу второго года обучения по программе «Биологическое краеведение» обучающиеся должны:

знать:

- расширенно и углубленно наиболее распространенные виды грибов, растений и животных;

- особенности строения, жизнедеятельности местной флоры и фауны в связи с их средой обитания.

уметь:

- самостоятельно проводить наблюдения за живыми организмами;

- определять темы, ставить цели и задачи проводимых исследований и экспериментов, осознанно делать выводы;

- представлять свои работы публично.

смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

- проводить разъяснительную работу среди населения по охране природы родного края;

- бережно относиться к живым существам;

- соблюдать правила поведения в природе.

Формы контроля: - выставки;

- фоторепортажи;

- викторины;

- творческие индивидуальные и групповые задания;

- компьютерные презентации;

- защита проектов и исследовательских работ.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ занятия

Тема блока, занятия

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-


I. Биологическое краеведение как одна из ветвей краеведческой науки, его значение и содержание

4

1

3

2

История изучения природы Самарской области

1

1

-

3

Биоразнообразие природы Самарской области

1


1

4-5

Растительный и животный мир Кошкинского района

2


2


II. Экологическая тропа с. Старая Кармала

6

-

6

6

Несанкционированные свалки

1

-

1

7

Родники

1

-

1

8-11

Водоемы: р. Кармалка, оз. Школьное и Мышлявка

4

-

4


III. Обитатели пресных вод

8

3

5

12

Водоемы Самарской области

1

1


13-14

Растения прибрежной зоны реки Кармалка

2


2

15

Растения Красной книги

1


1

16-17

Фауна водоемов Самарской области

1

1


18

Распространенные виды беспозвоночных животных местных водоемов

1


1

19

Распространенные виды позвоночных животных водоемов

1


1

20

Рыбоводство в Самарской области. Охрана вод

1

1



IV. Животные наземной среды обитания

8

4

4

21-22

Насекомые Самарской области

2

1

1

23-24

Земноводные и пресмыкающиеся Самарской области

2

1

1

25-26

Птицы различных ландшафтов родного края

2

1

1

27-28

Млекопитающие Самарской области

2

1

1


V. Охрана природы родного края

2

2

0

29

Красная книга Самарской области

1

1

0

30

Природоохранная деятельность школьников в Самарской области

1

1

0


VI. Основы научно-исследовательской работы

3

1

2

31

Требования, предъявляемые к докладу, реферату, научно-исследовательской работе. Методика исследований.

1

1


32

Определение проблемы, целей, задач исследования. Правила оформления научно-исследовательской работы.

1


1

33

Составление тезисов. Источниковая база научно - исследовательской работы

1


1

34

Итоговая научно-практическая конференция

1

0

1

Всего

34

12

22

Содержание программы.

I год обучения.

  1. Вводное занятие.

Знакомство с целями и задачами краеведения.

Знакомство с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка, правила поведения в природе.

I. Биологическое краеведение как одна из ветвей краеведческой науки, его значение и содержание. Теоретические сведения.

Краеведение как наука, изучающая исторические особенности, культурные традиции, природные, социально-экономические условия родного края. Биология, изучающая живые организмы и процессы, протекающие в природных системах на Земле. Страницы истории биологии. Разделы современной биологической науки, смежные науки. Биологическое краеведение как одна из ветвей краеведческой науки, его значение и содержание. Методы биологических исследований. Природа Самарской области, история изучения природы. Растительный и животный мир Кошкинского района.

Практическая работа.

Экскурсия с целью изучения природы родного края, сбор природного материала для оформления гербария, правила сбора растений, основные правила гербаризации растений.

II. Экологическая тропа с. Старая Кармала. Теоретические сведения.

Понятие об экологической тропе, цели и задачи ее создания.

Понятие о биоценозах, фитоценозах, родниках, ключах, водоемах. Этапы

экологической тропы: малый фитоценоз, несанкционированная свалка, родник, водоем. Другие этапы экологической тропы. Понятие о проектной деятельности учащихся.

Практическая работа.

Организация наблюдений за объектами живой природы, самостоятельной работы, описание местности на этапах экологической тропы, подготовка материала для оформления проекта: фотографии, рисунки, схема маршрута и другие приложения, выполнение творческих заданий. Организация работы учащихся с литературой, Интернет-ресурсами, и другими информационными источниками для создания экологической тропы.

III. Обитатели пресных вод. Теоретические сведения.

Знакомство с водоемами Самарской области. Характеристика водоема. Формирование понятия флоры и фауны. Отличие растительности береговой от растений прибрежной зоны. Водные растения Красной книги Самарской области. Знакомство с многообразием фауны водоемов Самарской области. Беспозвоночные и позвоночные виды животных местных водоемов, их биологические особенности, классификация и многообразие. Местные, промысловые виды рыб, их польза в природе и жизни человека. Правила лова рыбы, рыборазведение Самарской области. Охрана местных водоемов.

Практическая работа.

Выполнение практической работы по определению видов растений и животных водоемов (определение признаков живых организмов по фотографиям, слайдам, рисункам). Ведение наблюдений за объектами природы во время экскурсий.

IV. Животные наземной среды обитания. Теоретические сведения.

Знакомство с беспозвоночными и позвоночными животными суши нашей местности, их образом жизни, биологическими особенностями: насекомыми, земноводными, пресмыкающимися, птицами и млекопитающими различных ландшафтов Самарской области. Знакомство с краснокнижными животными нашего края.

Практическая работа.

Продолжить вести наблюдения за объектами живой природы своего края. Вести работу с информационными источниками по нахождению дополнительного материала о наземных животных Самарской области.

V. Охрана природы родного края. Теоретические сведения.

Знакомство с Законом об охране природы России, охраняемыми территориями Самарской области, Красной книгой Самарской области, природоохранной деятельностью школьников.

Практическая работа.

Работа с наглядными пособиями, информационными справочниками, самостоятельный поиск информации об охраняемых территориях, природоохранная пропаганда среди населения поселка. Организация акций по уборке территорий от мусора, подкормке птиц и других природоохранных мероприятий.

VI. Основы научно-исследовательской работы. Теоретические сведения.

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к докладу, реферату, научно-исследовательской работе, методикой исследования, правилами оформления творческой работы. Определение тематики научно-исследовательской работы. Подведение итогов, проведение конференции и анализ выполненных исследовательских работ.

Практическая работа.

Работа со справочными материалами, организация консультаций по оформлению, формулировке темы; проблемы, гипотезы в научной работе, познавательные и интеллектуальные игры.


© 2010-2022