Урок-исследование

Урок-исследование по теме "Мхи" по разделу "Многообразие живых организмов" в 5 классе. На этом уроке развиваются понятия об усложнении и приспособленности растительных организмов, формируются понятия о размножении низших, споровых, растений. Цели урока достигаются проведением лабораторных и самостоятельных работ на уроке, выполнением школьниками индивидуальных творческих заданий на уроке. Большое внимание уделяется бережному отношению к мхам.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-исследование по теме «Мхи»

Цели: 1) образовательные - познакомить учащихся с листостебельными споровыми растениями на примере кукушкина льна; показать усложнение строения мхов по сравнению с водорослями; ознакомить с условиями жизни мхов и их размножением, ознакомить учащихся с особенностями строения мха сфагнума, сравнить его шкиным льном; установить значение сфагнума в образовании болот и торфа.

2) развивающие -развивать навыки работы с микроскопами, формирование УУД - самостоятельная постановка целей и задач урока, анализ, обобщение, сравнение, составление таблиц, работа с учебниками, работа в парах, самоанализ и самооценка;

3) воспитывающие - продолжить воспитание в детях любви к природе, связи их со средой и значением в жизни человека;

План урока

  1. Краткое повторение особенностей строения растений изученных групп (водорослей, грибов, лишайников) путем устного опроса.

  2. Краткое обобщение, которое делает учитель (а дети записывают в тетрадях), того, что растения изученных групп являются низшими споровыми растениями.

  3. Демонстрация некоторых видов зеленых мхов и рассказ учителя о месте произрастания кукушкина льна.

  4. Лабораторная работа: рассматривание растений кукушкина льна и запись в тетрадях особенностей его строения.

  5. Краткое вступительное слово учителя о сфагнуме.

  6. Лабораторная работа: рассматривание строения сфагну¬ма под микроскопом, описание его внешнего строения, чтение описания сфагнума в учебнике (стр. 220 и 221).

  7. Сравнение особенностей строения сфагнума и кукушки¬на льна путем ответов учащихся «а вопросы учителя.

  8. Рассматривание учащимися торфа, выделение из торфа наиболее хорошо сохранившихся стебельков и листьев сфаг¬нума.

  9. Рассказ учителя о роли сфагнума в образовании болот и торфа, а также о значении торфа в народном хозяйстве.

  10. Демонстрация кинофильма «Мхи».

  11. Рассказ учителя о размножении кукушкина льна и сходстве предростка с нитчатой водорослью, свидетельствующем

о родстве водорослей и мхов.

12.Задание на дом.

13Устный опрос учащихся для проверки усвоения ими материала урока.

Оборудование: гербарии, плакаты, образцы торфа, микроскопы, предметные стекла, образцы живого мха, спиртовка, спички, таблица с изображением строения кукушкина льна (сохраненного с осени на влажном песке в аквариуме); гербарный образец листостебельных растений кукушкина льна с коробочками спор под колпачками; споры мха в маленькой пробирке. образцы сфагнума; гербарные образцы и дерновинки кукушкина льна; таблицы с изображением сфагнума и кукушкина льна; препаровальные иглы, микроскоп и микропрепарат листа сфагнума; небольшие кусочки торфа (по одному на каждую парту или стол,щипцы, учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Плешакова, Сонина.

.

Ход урока

  1. Организационный момент, актуализация знаний

Для того чтобы показать учащимся, что все изученные ими группы растений (водоросли, грибы, лишайники) являются низшими споровыми растениями (не имеющими вегетативных органов, характерных для цветковых растений), учитель начинает урок с устного опроса. Детям предлагаются вопросы,

Урок-исследованиеРис. 31. Схема развития мха кукуишша льна.

кратко повторяющие изученное: какое строение имеет нитча* тпа водоросль спирогира? Какое строение имеют грйбыТ'ТСак происходит размножение грибов? Какое строение имеют лишайники? Что общего можно заметить в строении водорослей, грибов и лишайников, бели срав

нить их с цветковыми растениями? (Отсутствие корней, стеблей и листьев)

2. Изучение нового материала

Выслушав и оценив ответы учащихся, учитель делает краткое обобщение примерно следующего содержания: строение водорослей, грибов и лишайников значительно проще, чем строение цветковых. Все они размножаются спорами и не имеют органов, характерных для цветковых растений. Поэтому водоросли, грибы и лишайники называют низшими споровыми растениями.

Обобщение такого рода учащиеся записывают в своих тетрадях.

Затем учитель показывает коллекцию и рисунки мхов разных видов и говорит детям, что на уроке они познакомятся с более сложными растениями, чем изученные раньше.

Эти растения - зеленые мхи. Из всех видов мхов, имеющихся в коллекции, учитель выделяет кукушкин лен и рассказывает о месте его произрастания и условиях жизни (в плане текста учебника, стр. 218-219). Небольшие дерновинки кукушкина льна или гербарные экземпляры раздаются на столы (или парты), за которыми сидят учащиеся. Дети начинают лабораторную работу; рассматривают растения и в тетрадях кратко отвечают на вопросы, которые учитель записывает на доске: какие органы имеет кукушкин лен? Какова высота его стеблей? Каше у кукушкина льна листья? Имеются ли корни? Где находятся споры? Опыт 1. Кусгы мха сфагнума (5--10 стебельков) взвешивают и помещают в банку с дождевой (или снеговой) водой. Через несколько часов (опыт готовится к уроку) вновь взвешивают и определяют, насколько увеличилась масса. Другой кустик мха помещают в стакан, наполненный водой, так чтобы верхушки выступали из стакана. Стакан ставят на блюдце или в чашку Петри. Вскоре верхушки стебля становятся мягкими и наклоняются под тяжестью воды. Капли воды стекают с повисших верхушек мха. В беседе по результатам опыта выясняются особенности строения листьев сфагнума и поглощение ими воды.

Опыт 2. Два одинаковых кустика мха сфагнума помещают в две банки с дождевой водой. В одну из банок кладут растертый в порошок мел. Опытом доказывается, что вода проникает в клетки сфагнума медленнее. Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо? Проводится беседа об-особенностях роста стебля верхушкой, о заболачивании почв, об образовании толщи торфа из отмерших полуразложившейся массы мхов. Учитель показывает на карте места наибольшего нахождения торфа и предлагает вспомнить из курса природоведения IV класса о горючих полезных ископаемых. Учащиеся рассматривают кусочки торфа и коллекции продуктов, получаемых из него. Пользуясь учебником, готовят сообщения о значении и применении торфа. После заслушивания сообщений учащихся делают выводы, что мхи - высшие споровые растения, имеют стебли и листья, прикрепляются к почве и питаются из почвы при помощи ризоидов, размножаются спорами. В конце урока оставляется время для проверки знаний по вопросам и заданиям: рассказать по таблице о строении зеленого мха и сравнить его со сфагнумом; зарисовать листья мха сфагнума и объяснить, в чем особенности их строения; объяснить по таблице размножение мхов; рассказать о питании и росте мхов; объяснить, где растут мхи и как они способствуют заболачиванию почв.

3.Закрепление

По окончании лабораторной работы детям демонстрируется кинофильм «Мхи» (I часть и кадры II части до рассеивания спор); после фильма учитель рассказывает о размножении кукушкина льна и сходстве предростка с водорослью, свидетельствующем о родстве водорослей и мхов. В рассказе о размножении мхов учитель объясняет, что размножению спорами у мхов предшествует половое размножение.. Оно представляет собой образование очень мелких подвижных клеток - сперматозоидов (на верхушках стебельков мха с красновато-бурыми листочками) и более крупных неподвижных округлых клеток, называемых яйцеклетками, располагающихся на верхушках других стебельков растений. Сперматозоиды и яйцеклетки - микроскопически малые клетки. Во время .росы или дождливой погоды сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам. Один из сперматозоидов проникает в яйцеклетку, его ядро и цитоплазма сливаются с ядром и цитоплазмой яйцеклетки - происходит оплодотворение. Рассказывая о процессе оплодотворения, учитель обращает внимание на роль воды при передвижении спер-

222

матозоидов к яйцеклетке, развитие коробочки со спорами из оплодотворенной яйцеклетки и развитие предростка из споры. После рассказа учитель, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся поняли объяснение и кадры,, показанные в фильме, задает им вопросы о развитии и размножении мха: чхо. развивается на верхушках стеблей мха? Чем отличаются опермато-з'оидь! 6т яйцеклетки? Какое условие необходимо для того, чтобы произошло оплодотворение у мхов? Что развивается из оплодотворенной яйцеклетки? Что вырастает из проросшей споры мха? Выслушав, учитель продолжает свой рассказ, характеризуя образование предростка, похожего на нитчатую зеленую водоросль, и говорит о родстве мхов с водорослями и происхождении мхов.

Для закрепления изученного учащимся дается задание на дом (прочитать § 91 учебника и подготовиться устно отвечать на вопросы этого параграфа), а затем, если остается время, усвоение знаний учащихся по материалу урока проверяется по вопросам учебника, стр. 220,

223


Учитель сообщает детям о том, что кроме зеленых мхов, к которым принадлежит кукушкин лен, широкое распространение имеет торфяной мох-сфагнум, растущий на торфяных болотах. Учитель показывает сфагнум, изображенный"" на таблице, раздает учащимся образцы сфагнума и кукушкина льна и предлагает им заняться лабораторной работой: рассматриванием сфагнума и описанием его по вопросам, которые учитель записывает на доске, например: чем отличается окраска листочков и стеблей сфагнума и кукушкина льна? Чем отличаются друг от друга листья сфагнума и кукушкина льна? Какой вид имеют верхушки стебельков сфагнума и чем они отличаются от верхушек стеблей кукушкина льна?

Затем учитель приглашает поочередно учащихся и демонстрирует им препарат строения листа сфагнума под микроскопом. Во время просмотра препарата двумя-тремя учащимися остальные читают текст учебника (стр. 220-^221), где описывается строение торфяного мха. После просмотра препарата сфагнума под микроскопом и чтения учебника учащиеся сравнивают особенности того и другого вида мха, отвечая на вопросы учителя. Вопросы можно использовать следующие: чем отличается прагму» сукушкина льна по внешнему виду? Какое из ра-

( м mill не имгсi ризоидов и почему? Какой вид имеют коро-

бочи порами у сфагнума и кукушкина льна? Чем отлича-

ЮТСИ mi сфагнума по своему внутреннему строению от

ЛИ. и. и UVlCllblX мхов?

(I ill ответы учащихся, учитель предлагает им рассмот-
рен, кусочки торфа, препаровальной иглой выделить из торфа
плит и г сохранившиеся части растений и разложить их перед

СО( м,| .шегках бумаги. Когда учащиеся закончат работу,

уЧИ'П и, I ирашивает их, остатки каких растений обнаружены н горф( . и затем кратко рассказывает о роли сфагнума в обрати.шин торфяных болот и торфа, а также о значении торфа и народном хозяйстве и дает задание на дом.

4. Рефлексия

Достигнуты ли цели исследования? Попробуйте устно оценить работу групп. Каковы общие впечатления от нашей совместной работы?

Учащиеся должны поставить себе оценки за работу в пятибалльной системе .

5. Домашнее задание Воспроизвести по памяти таблицу «Сравнение кукушкина льна и сфагнума». Приготовить информацию к заданию №9 из параграфа 14 и'I устно отвечать на вопросы параграфа, шнершается урок устным опросом учащихся для проверки усвоения ими материала урока. Используются вопросы, помешенные на стр. 222 учебника.

Устный опрос можно заменить письменной работой, которую
удобно выполнить в виде таблицы, заполняемой детьми в тет-
радях. Такую таблицу учитель чертит на доске, учащиеся спи-
сывают ее в свои тетради и заполняют: ^

■r-''Ь

Таблица, характеризующая сфагнум и зеленый мох

Вопросы

Сфагнум

Кукушкин лен

1. Где и на какой почве
растет?

2. Какова окраска стеблей
и листьев?

3. Имеются ли ризоиды?

4. Где образуются споры?

5. Каково хозяйственное зна-
чение растения?




© 2010-2022