Конспект урока Моллюски. Лабораторная работа Строение раковин моллюсков (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 39

Тема урока: «Тип Моллюски Л/р 15. «Строение раковины моллюска»»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: Образовательные:

  • раскрыть особенности основных классов типа моллюски;

  • закрепить, углубить, систематизировать знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной литературой;

  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;

  • развивать инициативу, уверенность в своих силах.

Воспитательные:

  • воспитать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов, бережное отношение к природе.



Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, видеоролики, учебник, материалы к лабораторной работе.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационная часть - 2-3 мин.

  2. Актуализация опорных знаний - 8 мин

  3. Сообщение новых знаний - 15-18мин.

  4. Закрепление знаний - 5-10 мин.

  5. Сообщение задания на дом - 3-4 мин.

  6. Завершение урока - 1-2 мин.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Устный опрос: 1)каковы прогрессивные черты строения кольчатых червей, 2)чем олигохеты отличаются от полихет, 3)какие приспособления имеют пиявки в связи с паразитическим образом жизни, 4) какая роль кольчатых червей в экосистеме.

  1. Изучение нового

Есть предположения, что моллюски произошли от плоских червей, но формой тела отличаются. Моллюски, или Мягкотелые, освоили все среды жизни - заселили моря, водоемы, сушу, некоторые паразитируют. Симметрия тела - двусторонняя и асимметричная.

Внешнее строение

Тело состоит из головы, несегментированного туловище и ноги(утолщенная и разросшаяся брюшная стенка туловища). Функция ноги: ползание, плавание, закапывание, ловля добычи. У моллюсков, которые перешли к пассивному образу жизни нога отсутствует.

Мягкое тело прикрыто твердой раковиной.

Внутреннее строение

В отличие от дождевых червей, вторичная полость находится только около сердца и в половой железе, остальное заполнено соединительной тканью. Откуда берется раковина? Ее вырабатывает сам организм. Складка кожи туловища - мантия - выделяет вещество, из которого строится раковина. Между мантией и туловищем находится мантийная полость (в ней находятся органы дыхания, химические чувства, внее открываются анальное, половое и выделительные отверстия.

В отличие от изученных нами организмов, моллюски имеют сердце с 1 желудочком и 1 или 2 предсердиями., кровеносная система незамкнутая. Дыхательная система представлена жабрами или легкими. Появляются почки. У растительноядных и хищных имеется ротовой аппарат - терка или радула, у фильтрующих - вводной и выводной сифоны.(вводной сифон - мантийная полость - пищеварит сис - выводной сифон). Гермафродиты и раздельнополые, развиты органы чувств.

Классификация

  1. Класс брюхоногие - раковина цельная, закрученная в спираль. Питаются мертвой органикой и растениями. Прудовики, катушки, слизни.

  2. Класс двустворчатые - раковины состоят из 2-х створок, они фильтраторы, жемчужины, беззубки.

  3. Класс головоногие - крупные и высокоорганизованные. Не имеют наружной раковины, кроме древних - наутилусов. Нога видоизменена в щупальца - 8-10, расположенных на голове. Наличие зрения, вкуса, осязания и обоняния. Все хищники, для защиты наличие чернильной бомбы. Двигаются благодаря выходу воды из мускульной воронки.

Значение моллюсков

Используют в пищу, промежуточные хозяева червей, корабельный червь разрушает дно кораблей, дрейссены нарушают работу сооружений.


Л/р 15. «Строение раковины моллюска»

Цель: изучить особенности строения и многообразие моллюсков.

Оборудование: брюхоногие моллюски, раковины, лупа

Ход работы:

  1. Рассмотрите с помощью лупы раковину коричневой катушки . Обратите внимание на форму и цвет, зарисуйте, сделайте обозначения.

  2. Рассмотрите раковины других моллюсков.

  3. Напишите, чем отличаются между собой моллюски.

  4. Напишите, что общего между этими моллюсками.

  5. Вывод

  1. Закрепление материала

А. От частного к общему.

  1. Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.

  2. Моллюск, кальмар, животное, головоногое.

  3. Брюхоногое, Ципрея, животное, беспозвоночное.

Б. Четвертый лишний.

  1. Пероловица, прудовик, осьминог, рапана.

  2. Кальмар, аргонавт, спрут, мидия.

  3. Лужанка - улитка, тридакна, медуза, осьминог.

В. Терминология.

  1. Малакология (наука о моллюсках).

  2. Биссус (вещество, который образует нить у двустворчатой пинны)

  3. Радула (язык с теркой в ротовой полости)

  4. Глохидия (свободноплавающая личинка у двустворчатых моллюсков)

Г. Познавательные задачи.

  1. Даурен решил поменять воду в аквариуме, где живут улитки. Он взял кипячёную воду. Прав ли он?

  2. Известно, что брюхоногий моллюск - большой прудовик выживает в аквариуме гораздо лучше, чем двустворчатые моллюски - перловицы и беззубки. Изложите свои гипотезы, объясняющие этот факт.(флипчарт5) (большой прудовик дышит с помощью легкого. Для перловицы и беззубки характерно жаберное дыхание, поэтому они более требовательны к количеству кислорода в воде. К сожалению, в аквариуме не всегда удается создать удовлетворительный кислородный режим для нормального существования в нем беззубки и перловицы. Могут также возникнуть проблемы с кормлением представителей этих моллюсков, т. к. их можно кормить только мельчайшими водными обитателями: бактериями, одноклеточными водорослями, инфузориями).

  3. Из предложенных животных выберите представителей типа Моллюски.

  4. Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте:

«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала - она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара - панамы нам очень пригодились.

"Смотрите, цапля! - закричал Коля, снимая джемпер, - лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…" И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три - цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: "Иди, я не трону тебя".»

Ответ: осьминог, гребешок, катушка, лужанка, прудовик, рапана, перловица, тридакна, устрица, мидия.


  1. Домашнее задание п.33 прочитать, отв на вопросы

3

© 2010-2022