- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока Моллюски. Лабораторная работа Строение раковин моллюсков (7 класс)
Конспект урока Моллюски. Лабораторная работа Строение раковин моллюсков (7 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панина Т.С. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок № 39
Тема урока: «Тип Моллюски Л/р 15. «Строение раковины моллюска»»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока: Образовательные:
-
раскрыть особенности основных классов типа моллюски;
-
закрепить, углубить, систематизировать знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе.
Развивающие:
-
развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной литературой;
-
продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
-
развивать инициативу, уверенность в своих силах.
Воспитательные:
-
воспитать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов, бережное отношение к природе.
Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, видеоролики, учебник, материалы к лабораторной работе.
ПЛАН УРОКА
-
Организационная часть - 2-3 мин.
-
Актуализация опорных знаний - 8 мин
-
Сообщение новых знаний - 15-18мин.
-
Закрепление знаний - 5-10 мин.
-
Сообщение задания на дом - 3-4 мин.
-
Завершение урока - 1-2 мин.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний
Устный опрос: 1)каковы прогрессивные черты строения кольчатых червей, 2)чем олигохеты отличаются от полихет, 3)какие приспособления имеют пиявки в связи с паразитическим образом жизни, 4) какая роль кольчатых червей в экосистеме.
-
Изучение нового
Есть предположения, что моллюски произошли от плоских червей, но формой тела отличаются. Моллюски, или Мягкотелые, освоили все среды жизни - заселили моря, водоемы, сушу, некоторые паразитируют. Симметрия тела - двусторонняя и асимметричная.
Внешнее строение
Тело состоит из головы, несегментированного туловище и ноги(утолщенная и разросшаяся брюшная стенка туловища). Функция ноги: ползание, плавание, закапывание, ловля добычи. У моллюсков, которые перешли к пассивному образу жизни нога отсутствует.
Мягкое тело прикрыто твердой раковиной.
Внутреннее строение
В отличие от дождевых червей, вторичная полость находится только около сердца и в половой железе, остальное заполнено соединительной тканью. Откуда берется раковина? Ее вырабатывает сам организм. Складка кожи туловища - мантия - выделяет вещество, из которого строится раковина. Между мантией и туловищем находится мантийная полость (в ней находятся органы дыхания, химические чувства, внее открываются анальное, половое и выделительные отверстия.
В отличие от изученных нами организмов, моллюски имеют сердце с 1 желудочком и 1 или 2 предсердиями., кровеносная система незамкнутая. Дыхательная система представлена жабрами или легкими. Появляются почки. У растительноядных и хищных имеется ротовой аппарат - терка или радула, у фильтрующих - вводной и выводной сифоны.(вводной сифон - мантийная полость - пищеварит сис - выводной сифон). Гермафродиты и раздельнополые, развиты органы чувств.
Классификация
-
Класс брюхоногие - раковина цельная, закрученная в спираль. Питаются мертвой органикой и растениями. Прудовики, катушки, слизни.
-
Класс двустворчатые - раковины состоят из 2-х створок, они фильтраторы, жемчужины, беззубки.
-
Класс головоногие - крупные и высокоорганизованные. Не имеют наружной раковины, кроме древних - наутилусов. Нога видоизменена в щупальца - 8-10, расположенных на голове. Наличие зрения, вкуса, осязания и обоняния. Все хищники, для защиты наличие чернильной бомбы. Двигаются благодаря выходу воды из мускульной воронки.
Значение моллюсков
Используют в пищу, промежуточные хозяева червей, корабельный червь разрушает дно кораблей, дрейссены нарушают работу сооружений.
Л/р 15. «Строение раковины моллюска»
Цель: изучить особенности строения и многообразие моллюсков.
Оборудование: брюхоногие моллюски, раковины, лупа
Ход работы:
-
Рассмотрите с помощью лупы раковину коричневой катушки . Обратите внимание на форму и цвет, зарисуйте, сделайте обозначения.
-
Рассмотрите раковины других моллюсков.
-
Напишите, чем отличаются между собой моллюски.
-
Напишите, что общего между этими моллюсками.
-
Вывод
-
Закрепление материала
А. От частного к общему.
-
Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.
-
Моллюск, кальмар, животное, головоногое.
-
Брюхоногое, Ципрея, животное, беспозвоночное.
Б. Четвертый лишний.
-
Пероловица, прудовик, осьминог, рапана.
-
Кальмар, аргонавт, спрут, мидия.
-
Лужанка - улитка, тридакна, медуза, осьминог.
В. Терминология.
-
Малакология (наука о моллюсках).
-
Биссус (вещество, который образует нить у двустворчатой пинны)
-
Радула (язык с теркой в ротовой полости)
-
Глохидия (свободноплавающая личинка у двустворчатых моллюсков)
Г. Познавательные задачи.
-
Даурен решил поменять воду в аквариуме, где живут улитки. Он взял кипячёную воду. Прав ли он?
-
Известно, что брюхоногий моллюск - большой прудовик выживает в аквариуме гораздо лучше, чем двустворчатые моллюски - перловицы и беззубки. Изложите свои гипотезы, объясняющие этот факт.(флипчарт5) (большой прудовик дышит с помощью легкого. Для перловицы и беззубки характерно жаберное дыхание, поэтому они более требовательны к количеству кислорода в воде. К сожалению, в аквариуме не всегда удается создать удовлетворительный кислородный режим для нормального существования в нем беззубки и перловицы. Могут также возникнуть проблемы с кормлением представителей этих моллюсков, т. к. их можно кормить только мельчайшими водными обитателями: бактериями, одноклеточными водорослями, инфузориями).
-
Из предложенных животных выберите представителей типа Моллюски.
-
Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте:
«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала - она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара - панамы нам очень пригодились.
"Смотрите, цапля! - закричал Коля, снимая джемпер, - лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…" И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три - цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: "Иди, я не трону тебя".»
Ответ: осьминог, гребешок, катушка, лужанка, прудовик, рапана, перловица, тридакна, устрица, мидия.
-
Домашнее задание п.33 прочитать, отв на вопросы
3