- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа 10 класс 2 часа + этнокультурный компонент
Рабочая программа 10 класс 2 часа + этнокультурный компонент
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кощеева Н.В. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по биологии составлена на основ Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономарёвой и предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательного уровня. Количество часов соответствует базисному плану 2004 года, т.е. 2 часа в неделю, 68 часов в год. Ориентация биологического образования на культуру отвечает современному состоянию методологии. Наука о жизни становится проводником гуманистических устремлений и экологического стиля мышления. Гуманитаризация естественно-научного образования представляется невозможной без опоры на материал национальной культуры и широкое его использование в процессе преподавания. Поэтому в 10 - 11 классе вводятся 5 часов этнокультурного компонента.
Этнокультурные знания призваны помочь учащемуся лучше понять взаимоотношение природы и человека, повысить социальный уровень учащегося.
Изучение курса биологии 10-11 классов по данной программе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи, обязательный минимум содержания
В соответствии с учебным планом данного общеобразовательного учреждения на изучение биологии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, по 68 часов в год. Данная программа реализуется в учебном курсе биологии для 10 класса, программа осуществляет интегрирование биологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе ещё раз, но в другом виде (ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
Для организации учебного процесса используются следующие формы, методы и средства обучения: индивидуальные и групповые работы, беседа и рассказ, работа с дополнительными источниками информации, работа с микроскопом, наблюдение, эксперимент, использование таблиц, динамических пособий, схем и моделей.
Для контроля знаний, умений и навыков учащихся используются разные виды и формы контроля: устный опрос, индивидуальная работа по карточкам, тестирование, биологические диктанты, творческие работы, рефераты, разноуровневые контрольные работы, презентации и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.
По окончании изучения курса биологии учащиеся должны
Знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Учебный план.
№
Тема раздела
Количество часов
Из них
Изучение нового закрепление
Лабораторная работа
Практическая работа
Контроль
1
Введение в курс общая биология
4
4
2
Биосферный уровень организации жизни
9
8
1
3
Биогеоценотический уровень организации жизни
9
9
2
1
4
Популяционно-видовой уровень жизни
12
12
1
1
5
Организменный уровень организации жизни
14
11
2
1
6
Клеточный уровень организации жизни
9
7
1
1
7
Молекулярный уровень проявления жизни
8
7
1
8
Заключение
3
3
Учебная программа.
Введение в курс общей биологии.
Задачи: познакомить учащихся с задачами курса « Общая биология»; расширить знания об основных свойствах живых организмов; об уровнях живой природы; значении биологических знаний.
№ урока в теме
Тема урока
Элементы содержания
Ученик должен знать
(основные понятия, термины)
Ученик должен уметь
(основные умения и навыки)
1
Краткая история развития биологии. Методы биологии.
Система биологических наук. Объект изучения биологии- живая природа, методы: описательный, сравнительный, экспериментальный, моделирование
Методы познания живой природы , значение биологической науки для современного человека
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.
2
Сущность жизни и свойства живого.
Ключевые понятия: жизнь, обмен веществ, самовоспроизведение, раздражимость , саморегуляция, рост, развитие.
Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция
Объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
3
Уровни организации жизни
Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, биогеоценотический, биосферный.
Основные уровни организации живой природы.
Давать характеристику уровням организации живой природы.
4
Значение практической биологии.
Селекция, генетика, биотехнология, бионика.
Биология- основа биологических наук, её вклад в развитие сельского хозяйства, здравоохранение, охрану природы.
Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии.
Биосферный уровень организации жизни.
Задачи: научить учащихся характеризовать биосферу как особый структурный уровень организации и как экосистему; этапы развития и становления биосферы в истории Земли; роль живого вещества, условия устойчивости и неустойчивости систем.
5
Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество. Границы биосферы и её черты.
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Давать описание компонентов биосферы. Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира.
6
Функции и свойства живого вещества.
Биомасса, живое вещество. Функции: газовая, концентрационная, окислительно- восстановительная, биохимическая.
Знать функции и свойства живого вещества.
Приводить примеры функций живого вещества.
7
Происхождение живого вещества.
Биогенез, абиогенез, панспермия, химическая и биологическая эволюция.
Сущность теорий биогенеза и абиогенеза.
Анализировать и оценивать гипотезы сущности и происхождения жизни на Земле.
8
Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере.
Прокариоты, эукариоты, гетеротрофы, автотрофы, хемосинтез, фотосинтез.
Основные этапы биологической эволюции.
Уметь объяснять причины эволюции.
9
Биосфера- глобальная экосистема.
Ключевые понятия: продуценты, консументы, редуценты, круговорот веществ.
Процессы: круговорот воды, углерода, фосфора, серы и азота в природе.
Роль живых организмов в биосфере, сущность круговорота веществ и превращение энергии в биосфере, эволюция биосферы.
Анализировать глобальные экологические проблемы и пути их решения.
10
Ноосфера - как новое состояние биосферы.
Ноосфера- сфера разума.
Знать о последствиях деятельности человека в окружающей среде.
Оценивать последствия своей деятельности в окружающей среде.
11
Особенности биосферного уровня жизни и его роль на Земле.
Процесс, структура, организация.
Глобальные экологические последствия деятельности человека в окружающей среде проблемы и пути их решения,
12
Взаимоотношения человека и природыкак фактор развития биосферы.
Правила поведения в природной среде.
.
13
Контрольная работа №1
«Биосферный уровень организации жизни»
Биогеоценотический уровень жизни.
Задачи: сформировать знания об основных свойствах и значении биогеоценотического уровня организации жизни живой материи, биоценозе как экосистеме, причинах смены биогеоценозов, их роли в эволюции живых организмов.
14
Работа над ошибками. Биогеоценоз -как особый уровень организации жизни
Биогеоценоз, биоценоз, биотоп, экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Структуру биогеоценоза, значение экологических факторов в жизни организмов.
Давать характеристику биогеоценоза и экологическим факторам , объясять влияние экологических факторов на организмы.
15
Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема
Видовая и пространственная структура экосистем, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Особенности структуры экосистем.
Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы Удмуртии.
16
Строение и свойства биогеоценозов.
Трофические (пищевые) связи, трофические уровни, экологические ниши.
Строение и свойства биогеоценоза, характеристику морфологической структуре биогеоценоза.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.
17
Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.
Адаптация, симбиоз, мутуализм, паразитизм, комменсализм, конкуренция,
Давать определения ключевым понятиям ,особенности строения цепей питания.
Составлять схемы передачи веществ и энергии-цепи питания.
18
Смены биогеоценозов и их причины.
Причины устойчивости и смены экосистем, сукцессия первичная и вторичная. Установление равновесного состояния.
Ключевые понятия
Объяснять устойчивость и смены экосистем.
19
Многообразие биогеоценозов суши и водных биогеоценозов.
Гидроценозы, агробиоценозы, биомы.
Неполнота круговорота веществ в агроценозах (агроэкосистемах)
Давать сравнительную характеристику природных экосистем и агроэкосистем Воткинского района,
20
Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов.
Заповедник, заказник, национальный парк, зоопарк.
Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Оценивать последствия своей деятельности в окружающей среде.
21
Экологические законы природоиспользования.
Принципы установления гармоничных взаимоотношений человека и природы.
Значение рационального, научно- обоснованного природопользования для сохранения многообразия видов животного и растительного мира.
Находить информацию в ресурсах Интернета о растениях и животных занесённых в Красную книгу Удмуртии.
22
Контрольная работа №2
«Биогеоценоз»
Популяционно- видовой уровень организации жизни.
Задачи: сформулировать понятия об основных свойствах и значении популяционно - видового уровня организации живой материи, об особенностях и этапах происхождения человека разумного, познакомить с современной стратегией сохранения биологических видов Земли.
23
Работа над ошибками. Основные свойства и критерии вида.
Лабораторная работа №1
«Описание особей вида по морфологическому критерию»
Вид, критерии вида, генофонд популяция.
Называть критерии вида и обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.
Лабораторная работа
«Описание особей вида по морфологическому критерию»
24
Популяция- как форма сществования вида, его структурная единица.
Вид, популяция, генофонд популяции.
Три типа популяций: географическая, экологическая, элементарная.
Характеризовать популяцию как структурную единицу.
25
Популяция- как основная единица эволюции.
Дивергенция, конвергенция.
Эволюционные изменения в популяциях.
Характеризовать популяцию как единицу эволюции.
26
Видообразование и его способы.
Видообразование-результат эволюции; географическое видообразование, экологическое видообразование;
роль изоляции в процесс видообразования.
Давать определения ключевым понятиям.
Называть способы видообразования и приводить примеры.
Описывать механизм основных путей видообразования.
27
Человек- уникальный вид живой природы.
Биосоциальные свойства человека, микроэволюция.
Место человека в системе живой природы.
Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.
28
Этапы эволюции человека.
Антропогенез, гипотезы происхождения человека.
Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами.
Знать роль факторов антропогенеза , биологических и социальных, в длительной эволюции людей.
Называть стадии эволюции человека; представителей каждой стадии.
Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека.
29
Особенности популяционно- видового уровня жизни.
Вид, популяция,
Основные процессы , организацию и значение популяционно- видового уровня.
Давать характеристику процессам.
30
Основные закономерности эволюции.
История эволюционных идей.
Эволюция - необратимый процесс развития живой природы.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Значение работ К .Линнея, учения Ж.Б. Ламарка.
Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина.
Называть учёных и их вклад в развитие биологической науки.
31
Современные представления об эволюции органического мира.
Синтетическая теория эволюции.
Знать основные постулаты синтетической теории эволюции.
Объяснять роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
32
Основные направления эволюции.
Лабораторная работа № 2
« Приспособленность организмов к среде обитания»
Биологический прогресс, регресс, ароморфоз, идеоадаптация. дегенерация.
Результаты эволюции -
формирование приспособленности, образование новых видов.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания
33
Проблемы сохранения видов.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Знать охраняемые виды нашего региона. Причины гибели видов.
Соблюдать правила поведения в природной среде.
34
Контрольная работа №3
«Эволюция».
Организменный уровень.
Задачи: ознакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов; сформировать представление о генотипе как целостной системе; о структурных и функциональных особенностях представителей разных царств природы ; их значении в природе.
35
Работа над ошибками. Организменный уровень организации и его роль в природе
Организм - единое целое.
Разнообразие организмов.
Называть структурные элементы и знать значение основных процессов.
Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.
Отличать по строению одноклеточные и многоклеточные организмы.
36
Организм как биосистема.
Открытая, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся, система.
Значение ключевых понятий.
Давать характеристику простейшим системам
(клетка, простейшее- амёба)
37
Размножение организмов.
Размножение, Бесполое. Половое.
Типы бесполого размножения.
Оплодотворение6 наружное и внутреннее.
Двойное оплодотворение.
Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Знать сущность размножения; давать определения ключевым понятиям.
Значение оплодотворения.
Доказывать, что размножение- одно из важнейших свойств природы;
Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основании сравнения.
Выделять отличия между типами размножения.
38
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Онтогенез, эмбриогенез.
Репродуктивное здоровье.
Эмбриональный и постэмбриональный период развития.
Прямое и непрямое развитие.
Причины нарушения развития организма.
Индивидуальное развитие человека.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Называть периоды онтогенеза;
типы постэмбрионального развития; причины нарушения развития.
Описывать процесс эмбриогенеза.
Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании
39
Изменчивость организмов и её признаки.
Практическая работа №1 «Изучение изменчивости у организмов»
Изменчивость- свойство организмов. Генетика-теоретическая основа селекции. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Модификация, мутация, мутаген.
Основные положения закономерностей изменчивости. Методы селекции. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Выявлять источники мутагенов в окружающей сред ( косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.
40
Генотипические закономерности открытые Г.Менделем при моногибридном скрещивании.
Наследственность- свойство организмов.
Мендель- основоположник генетики.
Основные понятия:
Аллельные гены генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, генотип, фенотип.
Использование Г. Менделем гибридологического метода.
Закономерности:
Правило единообразия. Гипотеза чистоты гамет.
Сущность законов Менделя.
Генетическую терминологию, символику.
Давать определения ключевым понятиям
Называть условия проявления доминантных и признаков
Записывать обозначения рецессивных и доминантных генов
Характеризовать моногибридное скрещивание.
Составлять схему моногибридного скрещивания
41
Генотипические закономерности открытые Менделем при дигибридном скрещивании
Ключевые понятия
Дигибридное скрещивание
Цитологические основы проявления закона независимого наследования,
Соотношение генотипов и фенотипов 9: 3: 3:1
Давать определение ключевому понятию
Рассчитывать число гамет и составлять решетку Пеннета
Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
Составлять схему дигибридного скрещивания.
42
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом
Хромосомная теория наследственности. Группа сцепления, кроссинговер, Сцепленное наследование, аутосомы, гетерохромосомы, гетерогаметный и гомогаметный пол, наследственные заболевания сцепленные с полом
Давать определения ключевым понятиям
Обосновывать цитологические основы проявления закона сцепленного наследования
Характеризовать положения хромосомной теории
Составлять схему определения пола
Приводить примеры наследственных заболеваний , сцепленных с полом.
43 - 44
Практическая работа№2, 3 «Решение генетических задач»
Алгоритм решения задач
Задачи на законы Менделя, на сцепленное наследование, на генетику пола
Решать простейшие генетические задачи.
45
Наследственные болезни человека
Синдром Шершевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдром Дауна
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
методы дородовой диагностики, опасность близкородственных браков.
Приводить примеры наследственных заболеваний.
46
Этические аспекты применения генных технологий
Современные представления о гене и геноме. Биоэтика, биоэтический кодекс,.
Биотехнология, её направления, достижения, перспективы развития, этические аспекты исследований в биотехнологии.
Анализировать и оценивать этические аспекты развития исследований в биотехнологии (клонировании человека).
47
Факторы определяющие здоровье человека
Генотип, гены, среда, социальные факторы, значение генетики для медицины.
Знать значение факторов влияющих на здоровье человека и использовать их в своей жизни
Объяснять причины наследственных заболеваний.
48
Вирусные заболевания и меры борьбы с ними
Внутриклеточные паразиты, вирус, вирусология, капсид.
Вирусы- неклеточные формы.
Меры профилактики вирусных заболеваний
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации о жизненном цикле вируса на основе анализа содержания рисунка учебника,
Соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний.
49
Контрольная работа№4 «Генетика »
«Генетика»
Клеточный уровень организации жизни.
Задачи: познакомить учащихся с основными положениями клеточной теории; химическим составом клеток; основными процессами метаболизма.
50
Работа над ошибками.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе
Основные положения клеточной теории.
Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Называть положения клеточной теории, находить в биологических словарях и справочниках значение термина- теория,
51
Клетка- этап эволюции живого в истории Земли
Атомная эволюция
Химическая эволюция
Органическая эволюция
Культурная эволюция
Возникновение и усложнение клетки в процессе эволюции Земли
Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение, сравнивать клетки растений и животных
Доядерные и ядерные клетки.
52
Основные части клетки, их строение и свойства
Лабораторная работа №3 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»
Ключевые понятия:
Поверхностный комплекс
Ядро
Цитоплазма
Строение клетки.
Уметь находить основные части клетки их на микропрепаратах, зарисовывать
их, обозначать, наблюдать , делать описание
Лабораторная работа
53
Деление клетки митоз и мейоз.
Лабораторная работа №4 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений».
Ключевые понятия
Митоз, жизненный цикл, интерфаза, редупликация.\
Деление клетки -.основа роста, развития и размножения организмов.
Знать ключевые понятия;
Значение митоза и мейоза; давать характеристику каждой фазе деления клетки
Лабораторная работа
54
Структура и функции хромосом
Ключевые понятия:
Хроматин
Хроматида
Хромосома
Ген.
Генетический код
Строение хромосом,
Особенности и свойства генетического кода,
Процесс транскрипции.
Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках
Объяснять механизм образования хромосом, определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и соматических клетках.
55
Многообразие прокариот.
Роль бактерий в природе.
Ключевые понятия :
Прокариоты,
архебактерии,
цианобактерии, актиномицеты.
Особенности строения;
Происхождение;
Роль бактерий в природе
Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот,
Сравнивать строение клеток эукариот и прокариот, делать выводы.
56
Микробиология на службе человека
Микроорганизмы
Микробиология
Знать название науки, её особенности ; роль в жизни человека; перспективы развития
Прогнозировать трудности и опасности профессии вирусолога.
57
История развития науки о клетке
Цитология,
Р. Гук; Р.Вирхов
А. Левенгук;.
К. Бэр, Я. Шлейден, Т. Шванн
Этапы развития цитологии, их взаимосвязь с уровнем технического прогресса. Знать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
Анализировать и оценивать вклад ученых в изучении клетки.
58
Обобщающий урок по теме « Цитология»
Контрольная работа №5 «Цитология»
Молекулярный уровень проявления жизни.
Задачи: Химическая организация клетки, макро и микроэлементы, особенности строения органических веществ: белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, липидов углеводов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Их роль в клетке. Химический состав хромосом. Особенности процессов: хемосинтеза, энергетического обмена, фотосинтеза, биосинтеза органических веществ. Сходство химического состава молекул живых систем как5 доказательства родства разных организмов.
59
Работа над ошибками.
Молекулярный уровень жизни и его особенности
Химический состав клетки. Мономеры,
Полимеры,
Физико-химические свойства,
Биологические функции
Роль органических и неорганических веществ в клетке и организме человека.
Биологическую терминологию.
Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнения.
60 - 61
Основные биополимерные молекулы живой материи
Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты;
Протеины, ферменты, ДНК, РНК;
транскрипция,
комплементарность
Роль органических веществ в клетке.
Давать определения основным понятиям, называть свойства органических веществ, объяснять механизм различных структур белков и редупликацию ДНК
Объяснять смысл точного списывания информации с ДНК на РНК.
62 - 63
Процессы синтеза молекул в живых системах
Ключевые слова:
Синтез, ассимиляция.
Обмен веществ,
Фотосинтез, Биосинтез белка: транскрипция, трансляция
Основные этапы пластического обмена: транскрипция, трансляция.
Характеризовать сущность фотосинтеза.
Характеризовать этапы транскрипции и трансляции,
Решать задачи по молекулярной биологии
64
Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах
Ключевые понятия: Диссимиляция,
Гликолиз, брожение,
Катаболизм;
Энергетический обмен.
Обмен веществ и превращение энергии- свойства живых организмов. Основные этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, гидролиз (дыхание)
Давать определения ключевым понятиям,
Характеризовать этапы диссимиляции;
Устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием.
65
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема
Ключевые понятия:
Фторопласт,
Пестициды,
Диоксины.
Причины загрязнения окружающей среды.
Описывать влияние загрязнений на биогеоценозы;
Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона
66
Время экологической культуры
Проблемы для обсуждения:
Главные факторы деградации окружающей среды и районы их проявления;
Что ожидает человечество в 21 веке;
Внешние и внутренние стороны культурности человека.
Правила поведения человека в среде.
Уметь высказывать и отстаивать своё мнение,
Находить доказательства выдвинутых теорий, размышлять.
67
Структурные уровни живой природы
Уровни:
молекулярный,
клеточный, организменный, популяционно- видовой, биогеоценотический, биосферный.
Иметь представление об уровнях живой природы как неделимых, целостных природных объектах разной степени сложности
Определять уровень организации изучаемого объекта и давать ему характеристику.
68
Обобщение, закрепление и подведение итогов по теме и курсу.
Контрольная работа №6 «Биохимия клетки»
« Биохимия клетки»
Контрольные работы:
-
Биосферный уровень организации жизни.
-
Биогеоценотический уровень.
-
Эволюция.
-
Генетика - работа по индивидуальным заданиям.
-
Цитология - работа по вариантам
-
Биохимия клетки
Лабораторные и практические работы.
-
Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
-
Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений.
-
Решение генетических задач (2 часа)
-
Изучение изменчивости у организмов.
-
Приспособленность к среде обитания.
Учебно-методическое обеспечение.
Учебник : Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.И. «Биология» (М.из-во Вента Граф 2007г)
Рабочая тетрадь: КозловаТ.А. ,Пономарева И.Н. (М. из-во Вента Граф 2008 г)
Методическое пособие ПономарёваИ.Н. ,Корнилова О.А. ,Симонова Л.В.(М.изд-во Вента Граф 2011 г)
Тематическое планирование 10 класс ( 2 час в неделю. 68 часов в год)
№ раздела
Раздел
Кол.-во часов
№ урока
№ урока в теме
Тема урока
Кол.-во часов
Сроки
1.
Ведение в курс общей биологии.
4
1
1
Краткая история развития биологии. Методы биологии. (§1; стр. 5, вопр. 1, 2, 3.)
1
2
2
Сущность жизни и свойства живого.( § 2, 3.)
1
3
3
Уровни организации жизни (§ 4, вопросы 1, 2, 4.)
1
4
4
Значение практической биологии.( § 5.)
1
2.
Биосферный уровень организации жизни.
9
5
1
Учение В.И. Вернадского о биосфере (§ 10,в. 3- письменно).
1
6
2
Функции и свойства живого вещества (§11) .
1
7
3
Происхождение живого вещества (§12).
1
8
4
Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере (§14). История развития жизни (§15)
1
9
5
Биосфера - глобальная экосистема (§ 16) Механизмы устойчивости биосферы (§ 17)
1
10
6
Ноосфера - как новое состояние биосферы (§18).
1
11
7
Особенности биосферного уровня жизни и его роль на Земле (§19).
1
12
8
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы (Повторить основные вопросы темы с§10 по §20)
ЭКК: Влияние человека на развитие биосферы на территории Удмуртской Республики.
1
13
9
Контрольная работа №1
«Биосферный уровень организации жизни»
1
3.
Биогеоценотический уровень.
9
14
1
Работа над ошибками.
Биогеоценоз -как особый уровень организации жизни (§22)
1
15
2
Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема (§23)
1
16
3
Строение и свойства биогеоценозов (§24).
1
17
4
Типы связей и зависимостей в биогеоценозе (§25)
1
18
5
Смены биогеоценозов и их причины (.§29)
1
19
6
Многообразие биогеоценозов суши и водных биогеоценозов (§30-31).
1
20
7
Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов (§32).
1
21
8
Экологические законы природопользования (§34).
ЭКК: Знакомство с экологическими законами природопользования, введенные на территории Удмуртии.
1
22
9
Контрольная работа №2 «Биогеоценоз»
1
4.
Популяционно- видовой уровень организации жизни
12
23
1
Работа над ошибками.
Основные свойства и критерии вида (§36).
Лабораторная работа №1
«Описание особей вида по морфологическому критерию»
1
24
2
Популяция- как форма существования вида, его структурная единица (§37).
1
25
3
Популяция- как основная единица эволюции (§39).
1
26
4
Видообразование и его способы (§40).
1
27
5
Человек- уникальный вид живой природы (§43)
1
28
6
Этапы эволюции человека (§43)
1
29
7
Особенности популяционно - видового уровня жизни (§44) .
1
30
8
Основные закономерности эволюции (§45).
1
31
9
Современные представления об эволюции органического мира (§46).
1
32
10
Основные направления эволюции( §49) .
Лабораторная работа № 2
« Приспособленность организмов к среде обитания»
1
33
11
Проблемы сохранения видов (§54, 55) .
ЭКК: Красная книга Удмуртии.
1
34
12
Контрольная работа №3 «Эволюция».
1
5.
Организменный уровень организации жизни.
15
35
1
Работа над ошибками.
Организменный уровень организации и его роль в природе (§1Таблицы)
1
36
2
Организм как биосистема (§2).
1
37
3
Размножение организмов (§4,5 таблица «Двойное оплодотворение у цветковых растений»).
1
38
4
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (§6Таблица «Стадии развития ланцетника»).
1
39
5
Изменчивость организмов и её признаки (§8).
1
40
6
Генотипические закономерности открытые Г.Менделем при моногибридном скрещивании (§9).
1
41
7
Генотипические закономерности открытые Менделем при дигибридном скрещивании (§9, 10 )
1
42
8
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом (§12)
1
43
9
Практическая работа №2 «Решение генетических задач» (§11 -12)
1
44
10
Практическая работа №3 «Решение генетических задач» (§7-10, 12 - 13)
1
45
11
Наследственные болезни человека (§14)
1
46
12
Этические аспекты применения генных технологий (§ 15 )
1
47
13
Факторы определяющие здоровье человека (§16,17,18)
1
48
14
Вирусные заболевания и меры борьбы с ними (§20, 21,22)
ЭКК: Статистика и профилактика вирусных заболеваний на территории Удмуртии.
1
49
15
Контрольная работа №4 «Генетика»
1
6.
Клеточный уровень организации жизни.
9
50
1
Работа над ошибками.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе (§23)
1
51
2
Клетка- этап эволюции живого в истории Земли (§24)
1
52
3
Основные части клетки, их строение и свойства (§25,26,27).
Лабораторная работа №3 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»
1
53
4
Деление клетки митоз и мейоз (§28,29,30).
Лабораторная работа №4
«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений».
1
54
5
Структура и функции хромосом (§31,32)
1
55
6
Многообразие прокариот.
Роль бактерий в природе. (Конспекты выполненные по докладом одноклассников.
Текст для дополнительного чтения стр. 135-143).( §33 -38)
1
56
7
Микробиология на службе человека (Текст для дополнительного чтения стр. 155-158) (§39)
1
57
8
История развития науки о клетке (§40,41 )
1
58
9
Обобщающий урок по теме « Цитология».
Контрольная работа № 5«Цитология»
1
7.
Молекулярный уровень проявления жизни.
6
59
1
Работа над ошибками.
Молекулярный уровень жизни и его особенности (§43).
1
60
2
Основные биополимерные молекулы живой материи (§44)
1
61
3
Основные биополимерные молекулы живой материи (§44)
1
62
4
Процессы синтеза молекул в живых системах (§45.)
1
63
5
Процессы синтеза молекул в живых системах (§45)
1
64
6
Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах (§46,47,48)
1
65
7
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема (§49,50)
ЭКК: Химические загрязнения на территории Удмуртии.
1
66
8
Время экологической культуры (Дополнительная литература, §51)
1
67
9
Структурные уровни живой природы (§52)
1
68
10
Обобщение, закрепление и подведение итогов по теме и курсу.
Контрольная работа №6 «Биохимия клетки»
1
Учебно-методическое обеспечение
УМК учителя
1. Биология: 10 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. -М.: Вентана -Граф, 2011.
2. Биология: 11 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. -М.: Вентана -Граф, 2011.
3. Биология. 10-11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина. / авт.-сост. Т.И. Чайка. Волгоград: Учитель, 2009.
4. Биология : базовый уровень: 10-11 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.А. Козлова, И.Н. Пономарева. - М.: Вентата-Граф, 2009.
5. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11
6.Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина. / авт. - сост. А.Ю. Гаврилова. - Волгоград: Учитель, 2009.
7. 4.Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина. / авт. - сост.И.Ф. Ишкина. - Волгоград: Учитель, 2009.
8. В.Ю. КрестьяниновГ.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. -Саратов: «Лицей», 1998
9. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - М.; АСТ - ПРЕСС, 2001.
10. Таршис Л.Г., Таршис Г.И., Словарь - справочник по биологии для школьников. Екатеринбург, У - Фактория, 2000.
11. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие / авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. - М.: Дрофа,2006.
12.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
13. school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
УМК ученика
1. Биология: 10 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. -М.: Вентана -Граф, 2011.
2. Биология: 11 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. -М.: Вентана -Граф, 2011.
3. Интернет - материалы: ru.wikipedia Подборка интернет - материалов для
учащихся по разным биологическим дисциплинам.