Диагностическая работа по биологии 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Кодификатор элементов содержания работы для проведения промежуточного тестирования учащихся по БИОЛОГИИ 10 класс

Кодификатор составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы

В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс основной и средней (полной) школы. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.

Номер вопроса в тесте

Код контроли-

руемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы

1.

Биология и её методы

А3

1.1

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы; уровневая организация и эволюция.

1.2

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Биологические законы, теории, закономерности, гипотезы.

1.3

Методы познания живой природы: наблюдение, описание, измерение биологических объектов, биологический эксперимент, моделирование.

2.

Клетка - живая система.

А1

А4

2.1

Развитие знаний о клетке. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и многоклеточном организме. Хромосомы и гены. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа хромосом в клетках Строение и свойства ДНК - носителя наследственной информации. Генетический код.

В3

В2

А5

2.2

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Доядерные и ядерные клетки Вирусы - неклеточные формы жизни.

С1

А8

2.3

Жизненный цикл клетки. Обеспечение клетки энергией. Наследственная информация и её реализация в клетке. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

3.

Организм - живая система.

А2

3.1

Организм - единое целое. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов многоклеточных животных и растительных организмов.

А5 А12

3.2

Формы размножения организмов: бесполое и половое. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Причины нарушения развития организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека.

А7

3.3

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Современные представления о гене и геноме.

3.4

Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и предупреждение. Применение знаний о изменчивости и изменчивости, искусственном отборе при выведении пород и сортов. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, её достижения

4.

Многообразие живой природы.

4.1

Царство Бактерии. Распространение бактерий в природе, их многообразие. Значение бактерий в природе и их промышленное использование.

4.2

Царство Грибы. Плесневые и паразитические грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Лишайники - комплексные организмы.

4.3

Царство Растений. Основные отделы растений. Классы цветковых растений. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения цветковых растений. Роль растений в природе и жизни человека. Культурные растения и приёмы их выращивания.

В1

4.4

Царство Животных. Основные типы беспозвоночных животных. Многообразие членистоногих. Классы хордовых животных. Особенности их строения и жизнедеятельности в связи со средой обитания. Роль животных в природе и жизни человека.

5.

Экосистемы.

5.1

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Взаимодействие разных видов в природе: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз.

5.2

Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем. Роль производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистемах, в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи в экосистеме. Устойчивость экосистем, их смена. Особенности агроэкосистем.

5.3

Биосфера - глобальная экосистема. Учение Н.И.Вернадского о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей. Последствия деятельности человека для экосистем, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

6.

Эволюция живой природы.

6.1

История эволюционных идей. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционных теорий для формирования современной естественнонаучной картины мира. Вид - основная систематическая категория живого. Критерии вида. Популяция. Движущие факторы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

6.2

Результаты эволюции: приспособленность организмов и биологическое разнообразие видов. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

6.3

Сходство человека с животными и отличия от них. Биологическая природа и социальная сущность человека. Гипотезы происхождения и эволюции человека.

7.

Человек и его здоровье.

7.1

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.

А10

7.2

Железы внешней и внутренней секреции. Эндокринная система. Гормоны.

7.3

Внутренняя среда организма. Кровь. Группы крови. Иммунитет.

7.4

Транспорт веществ Кровеносная и лимфатическая системы.

7.5

Дыхание. Система органов дыхания.

7.6

Опора и движение. Опорно-двигательная система

А6

7.7

Питание. Пищеварительная система.. Роль ферментов в пищеварении.

А9

7.8

Обмен веществ и превращение энергии. Витамины.

7.9

Выделение. Мочевыделительная система.

7.10

Покровы тела.

7.11

Органы чувств, их роль в жизни человека.

7.12

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление человека. Особенности психики: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.

7.13

Социальная и природная среда, адаптация в ней человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Факторы, укрепляющие здоровье, двигательная активность, рациональное питание, рациональная организация труда и отдыха. Факторы риска: курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, вредные условия труда, дистресс, гиподинамия, употребление наркотиков,. иммунодефициты (СПИД и др.), гепатит, мочеполовые и другие инфекционные заболевания, их предупреждение. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

7.14

Профилактика отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами. Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными - переносчиками возбудителей болезней. Приёмы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами, угарным газом; при спасении утопающего, кровотечениях; травмах опорно-двигательной системы; ожогах, обморожениях и профилактика этих несчастных случаев.







Спецификация теста по биологии для 10 класса. Промежуточный контроль.

1.Назначение работы: определить степень сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым в 10 классе.

2. Нормативно-правовая база. Документы, определяющие нормативно-правовую базу

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089)

3. Структура работы.

На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (45минут). Работа состоит из 15 заданий, которые разделены на три части.

Часть А состоит из 10 заданий. К 1 - 10 заданиям даны 4 варианта ответов, из которых только 1 верный. В этой части даны несложные задания

Часть В состоит из 3 заданий. Задание В1, В2,В3 на выбор нескольких правильных ответов.

Часть С состоит из 3-х заданий. Задания части С связаны с предлагаемой таблицей.

4. Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Биология» представлено в таблице

Содержательные разделы

Число заданий

Максимальный первичный бал

% макс.перв.балла от макс.перв.балла за всю работу (19б.)

Биология и её методы.

Клетка - живая система

2.1

10

1

2.2

6

2

2.3

3

1

Организм - живая система

Многообразие живой природы

Экосистемы

Эволюция живой природы

Человек и его здоровье

Итого

16

19

100

5. Система оценивания.

Максимальное кол-во баллов за одно задание

Максимальное количество баллов

Часть А

ЧастьВ

ЧастьС

Часть А

ЧастьВ

ЧастьС

Вся работа

1

2

1

10

6

3

19

Критерии оценки:

За верное выполнение каждого задания части А - 1 балл. За верное выполнение заданий части В - по 2 балла. За верно выполненное задание части С - 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие 0 баллов. Максимальная сумма -- 19 балла. Обучающийся получает оценку «3», набрав не менее 50% баллов (10 баллов); от 61 до 82% (от 14 до 16 баллов) - «4»; от 83 до 100% (от17 до 19 баллов) -- «5».

5. Апробация работы: задания взяты из разных источников. ( Интернет ресурсы, сборники заданий по биологии 10 класс; КИМы Биология 10 класс; задания для подготовки к ЕГЭ.

6. Условия применения Работа рассчитана на учащихся 10 класса, изучавших курс биологии, отвечает обязательному минимуму содержания основного общего образования по биологии 10 класса.

7. Дополнительные материалы и оборудование. Не используются.

















Промежуточная аттестация в 10 классе.

Вариант 1.

ЧАСТЬ 1

А1. Принцип комплементарности лежит в основе способности молекулы ДНК к:

1) транскрипции;

2) репликации;

3) трансляции;

4) ренатурации.

А2. Где протекает третий этап катаболизма - полное окисление или дыхание?

1) в желудке 2) в митохондриях 3) в лизосомах 4) в цитолазме

А3. Митоз в многоклеточном организме составляет основу

1 гаметогенеза; 2) роста и развития;

3) обмена веществ ; 4) процессов саморегуляции

А4. Как называется процесс разрушения первичной структуры белков

1) ренатурация

2) денатурация

3) деструкция

4) транскрипция

А5. У животных в процессе митоза в отличии от мейоза, образуются клетки

1) соматические; 2) с половиной набором хромосом;

3) половые; 4) споровые.

А6. В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов, происходит

1) выделение; 2) питание; 3) дыхание; 4) фотосинтез.

А7. Неклеточная форма жизни - это

  1. эвглена 2) бактериофаг 3) стрептококк 4) инфузория

А8. В результате митоза образуются:

1) 4 одинаковые клетки 3) 4 разные клетки

2) 2 одинаковые клетки 4) 2 разные клетки

А9. Окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке происходит в процессе

1) биосинтеза; 2) дыхания; 3) выделения; 4) фотосинтеза.

А10. Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в

1) метафазе первого деления

2) профазе второго деления

3) анафазе второго деления

4) телофазе первого деления

ЧАСТЬ 2.

Выберите три правильных ответа

В1. Какую функцию выполняет в клетке плазматическая мембрана?

1) отграничивает содержимое клетки;

2) участвует в биосинтезе белков;

3) осуществляет поступление веществ в клетку;

4) участвует в процессе окисления веществ;

5) способствует ускорению химических реакций в клетке;

6) обеспечивает удаление ряда веществ из клетки.

В2. Какие клеточные структуры содержат ДНК кольцевой формы?

1) Субъединицы рибосом

2) Хромосомы ядер

3) Нуклеоиды бактерий

4) Микротрубочки цитоскелета

5) Хлоропласты

6) Митохондрии.

В3. Установите соответствие между строением, функцией органоидов и их видом.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ

А) содержат граны 1)митохондрии

Б) содержит кристы 2) хлоропласты

В) обеспечивают образование кислорода

Г) обеспечивают окисление органических веществ

Д) содержат зелёный пигмент

А

Б

В

Г

Д

ЧАСТЬ 3

С1. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

Т-Т-Т-А-Г-Ц-Т-Г-Т-Ц-Г-Г-А-А-Г. В результате произошедшей мутации в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид «А». Определите последовательность нуклеотидов на иРНК по исходному фрагменту цепи ДНК и изменённому. Объясните, что произойдет с фрагментом молекулы белка и его свойствами после возникшей мутации ДНК. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Диагностическая работа по биологии 10 класс

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй - из верхнего горизонтального ряда и третий - из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.



Вариант 2.


ЧАСТЬ 1

А1. Как называется наука о клетке?

1) цитология 2) гистология 3) генетика 4) молекулярная биология

А2. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому её называют единицей

1) строения 2) жизнедеятельности 3) роста 4) размножения.

А3. Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза?

1) рибосомы; 2) митохондрии; 3) хлоропласты; 4) хромосомы.

А4. Дезоксирибоза является составной частью

1) аминокислот; 2) белков; 3) и- РНК; 4) ДНК.

А5. Вирусы, проникая в клетку хозяина,

1) питаются рибосомами;

2) поселяются в митохондриях;

3) воспроизводят свой генетический материал;

4) отравляют её вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ.

А6. Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества, не относят к органоидам?

1) вакуоли; 2) лейкопласты; 3) хромопласты; 4) включения.

А7. Каким термином называется участок ДНК, кодирующий один белок?

  1. кодон 2) антикодон 3) триплет 4) ген

А8. В состав вирусов, как и бактерий, входят

1) нуклеиновые кислоты и белки

2) глюкоза и жиры

3) крахмал и АТФ

4) вода и минеральные соли

А9. В молекуле ДНК нуклеотиды с тимином составляют 10 % от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

1) 10% ; 2) 40% ; 3)80%; 4) 90%

А10. Чем представлен хроматин ядра?

  1. кариоплазма 2) нити РНК 3) волокнистые белки 4) ДНК и белки

ЧАСТЬ 2

Выберите три правильных ответа

В1. Основные функции ядра в клетке состоят в

1) Синтез молекул ДНК

2) Окисление органических веществ с освобождением энергии

3) Синтез молекулы иРНК

4) Поглощение клеткой веществ из окружающей среды

5) Образование органических веществ из неорганических

6) Образование большой и малой субъединиц рибосом

В2. Структурные компоненты митохондрии

  1. 5-8 мембранных полостей

  2. гранулы, состоящие из двух субъединиц

  3. два слоя мембран

  4. кристы

  5. граны

  6. рибосомы

В3. Установите соответствие между органоидами эукариотической клетки и особенностью их строения.

ОРГАНОИД ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

А) хлоропласт 1) одномембранный

Б) эндоплазматическая сеть 2) двумембранный

В) лизосома

Г) митохондрия

Д) комплекс Гольджи

А

Б

В

Г

Д

ЧАСТЬ 3

С1. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов

Г-Т-Г-Т-Т-Т-Г-А-Г-Ц-А-Т. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Диагностическая работа по биологии 10 класс

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй - из верхнего горизонтального ряда и третий - из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Вариант 1.


Часть 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

2

2

2

3

1

4

2

1

2

3


(максимальное количество баллов -10)



Часть 2.

В1: 1,3,6

В2: 3,5,6

В3: 21212

(максимальное количество баллов -6)

Часть 3.

1) и-РНК: ААА УЦГ АЦА ГЦЦ УУЦ

2) лиз-сер-тре-ала-фен

3) и-РНК (измененное): ААА УЦГ АЦУГЦЦ УУЦ

4) лиз-сер-тре-ала-фен (изменений с фрагментом белка не произойдет)

(максимальное количество баллов -3)

ИТОГО: 19 баллов

Вариант2.

Часть 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

2

4

4

3

4

4

1

2

4


(максимальное количество баллов -10)

Часть 2.

В1: 1, 3, 6

В2: 1,3,4

В3: 21121

(максимальное количество баллов -6)

Часть 3.

1) и-РНК: ЦАЦ ААА ЦУЦ ГУА - 1 балл

2) т-РНК: ГУГ УУУ ГАГ ЦАУ - 1 балл

3) гис-лиз-лей-вал - 1 балл

(максимальное количество баллов -3)

ИТОГО: 19 баллов

17-19 баллов - «5»

14-16 баллов - «4»

10-13 баллов - «3»

Менее 10 баллов - «2»







© 2010-2022