- Преподавателю
- Биология
- Гостиная природы распахивает двери (Экскурсия)
Гостиная природы распахивает двери (Экскурсия)
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Порицко Л.К. |
Дата | 19.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Экскурсия
Тема: Гостиная природы распахивает двери.
(Для учащихся 1-4 классов летнего оздоровительного лагеря при школе)
Цель: Создать условия для развития познавательного интереса у учащихся, расширения знаний о природе; совершенствования умений поведения в природе.
Беседа:
- Где встречают нас жители природного дома? (на пороге).
- В какой комнате хозяева любого дома принимают гостей? (в гостиной).
Входим через ворота спокойно, тихо и останавливаемся.
- Чувствуете аромат травы, запах свежести, яркое солнце, синее небо над головой, слышите пение птиц, стрекотание кузнечика?
Это жители дома природы распахнули перед нами двери своей гостиной и приветливо приглашают нас посетить свои владения.
Но прежде вспомним основные правила поведения на экскурсии:
-
Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
-
Все движения экскурсантов по возможности бесшумны - необходимо послушать голоса окружающей природы.
-
По первому знаку руководителя все должны остановиться и замолчать. На остановках все встают около руководителя в 2 ряда в соответствии с ростом, полукольцом на расстоянии вытянутой руки. Продолжать движение можно только с разрешения руководителя.
-
Разговоры во время экскурсии недопустимы. Вопросы руководителю следует задавать вполголоса.
-
Не рвать растения.
-
Наблюдая за животными, не следует их ловить без разрешения руководителя.
Помните: экскурсия - не прогулка, а один из способов познания окружающего мира. Итак, вперёд, за новыми знаниями.
Беседа:
- Ребята, скажите, как удобнее съесть апельсин? (дольками, частями)
Вот так и учёные исследуют природу и происходящие в ней процессы по частям. Что же это за части?
- Как одним словом назвать следующие тела природы:
* травы, кустарники, деревья? (растения)
* суслика, зайца, лису? (животные)
* реки, озёра, моря, океаны? (вода).
Вывод: вода, растения, животные, воздух, человек - это части природы. Все части связаны между собой.
Остановка №2. Парк Мемориального комплекса.
Наше село находится в степи. Очень однообразен и скучен был бы ландшафт без парков. Они являются как бы оазисами жизни, природными островками.
Мы в парке, милые друзья
И все мы дружная семья.
Деревья выстроились в ряд.
И каждый встрече с нами рады.
Вот это гибкостью своей тешит взгляд,
А это - высится сурово, как солдат.
Одно - раскидистые ветви простирает,
Другое - на ветру трепещет и играет.
Беседа:
- Каких деревьев больше всего в парке? (елей).
- А кто знает, за что ценят ель в народе? ( За красоту и щедрость её наряда, за неповторимый и целебный смолистый запах, за то, что «ёлка - зелёная иголка» - лесной доктор. Её хвоя выделяет вещества, которые воюют со всякими микробами. Эти вещества называются фитонциды. А вообще каждое растение создаёт вокруг себя защиту, где вредителей встречают летучие, пахучие фитонциды, затем соки, пропитывающие воду, почву, окружающую среду. Фитонциды отдельных растений, соединяясь в лесу, на лугу, дают огромную массу чистого воздуха. Их называют витаминами воздуха. В молодой хвое целый букет витаминов. Фармацевты получают из хвои пасту для лечения ожогов и кожных заболеваний. Видно не зря люди в древности верили, что именно в ели живёт добрый дух, который охраняет всё живое. Ель считается молчаливым деревом. Стоит, как монашка в тёмном платье до пят, и помалкивает. Вокруг ветерок шумит, а под ёлкой тихо. Вот где спать хорошо в тихий час. Но древесина ели - лучший резонансный материал для музыкальных инструментов. Голос ели -молчуньи самый красивый. Его слушают во всех концертных залах мира.)
Давайте подойдём поближе к ним и рассмотрим.
- Какой высоты ели? (10-12 м. Ели бывают высотой 30 м и более).
- Почему они меньше? (молодые).
- Как определить толщину ствола? (С помощью измерительной ленты определяем толщину и высчитываем диаметр).
- Проверьте, какая кора на ощупь? (гладкая с мелкими плёнчатыми чешуйками).
- Какого цвета ствол и побеги? (буроватый, побеги от коричнево-бурых до светло-жёлтых).
- Обратите внимание на крону дерева. Как вы её охарактеризуете? ( Крона густая, с заострённой вершиной, опускается по стволу сравнительно низко. Похожа на треугольник).
- Рассмотрим листья у ели. ( Листья у ели называются хвоинки и опадают они не каждый год).
- Измерим длину хвоинок.
- Потрогайте хвою на ощупь ( жесткая).
- Что ещё вы видите на ветвях? (шишки).
- Для чего они ели? ( там семена, которые распространяются при помощи ветра).
- Рассмотрите, есть ли на дереве какие-нибудь животные? ( нашли жужелицу, муравьёв, божью коровку).
- Понаблюдаем за жужелицей. ( бегает быстро и очень проворно. Не улетела. У неё плохо развиты крылья)
- Как вы думаете, это полезные или вредные для ели обитатели? (Жужелица - это полезный для дерева жук, т. к. его добычей являются гусеницы. Божья коровка поедает тлей. За день от 50 до 270). Я беру её в руки и на ладони появляется капля коричневой жидкости. Его называют «молочко». Это «молочко» делает жука не съедобным для птиц. И своим ярким цветом она предупреждает окружающих о своём неприятном вкусе. А за муравьями понаблюдаем в их доме).
Во время движения к муравейнику дети увидели сидящую на стебле красивую бабочку. Удалось снять её на мобильный телефон. Это оказалась крапивница и присела она на крапиву.
- Догадались почему эта красивая бабочка так называется? ( крапивница откладывает свои яйца на листья крапивы. И гусеницы питаются этими листьями ). Значит, крапива полезна бабочкам.
- А вы знаете, что крапивницы прекрасно предсказывают погоду? (если среди дня бабочки залетают в дом или другие укрытия, значит, через некоторое время будет ненастье).
- Как вы думаете, полезна крапива человеку? ( это лекарственное растение, но оно жжётся).
- Почему же крапива обжигает? ( на листьях и стеблях есть особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки).
Остановка №2. Муравейник.
- Что вы видите перед собой?
- Что такое муравейник? ( дом, в котором живут муравьи).
- С чем можно сравнить муравейник? ( с городом)
- Почему? ( в нём живут сотни тысяч муравьёв).
- Рассмотрите из чего построен муравейник? ( из хвои, обломков веточек и стебельков).
Давайте измерим высоту его. (62 см).
Мы видим только надземную часть муравейника, а есть ещё и подземная часть со множеством ходов и камер.
Давайте, молча, понаблюдаем за работой муравьёв.
А теперь вполголоса поделитесь увиденным. ( Во все стороны от муравейника дорожки. Они без мусора и сильно утрамбованы. Корневища поперёк дорожек отшлифованы до блеска).
- Как вы думаете, зачем муравьям эти тропинки? Наблюдали, как 16 муравьёв тащили гусеницу, которая во много раз превышала их по весу.
- Есть ли польза от муравьёв? ( Уничтожают много вредителей растений, рыхлят почву, разрушают старые пни, удобряют почву, затаскивая в ходы листья).
- А знаете ли вы, муравьиный городок является курортом для некоторых птиц? Например, ворона большая любительница лечения муравьиной кислотой. Зарывшись в муравьиную кучу, она сидит, облепленная негодующими муравьями, стонет и кряхтит, но выдерживает эту процедуру минут десять, а затем, пройдя курс лечения, улетает.
- Как вы думаете, есть ли враги у муравьёв? Дети называют людей, которые разоряют муравейники из любопытства или собирают личинки для корма своим комнатным птицам.
Нашу экскурсию завершим написанием синквейна о каком- нибудь растении или животном по выбору. (рассаживаемся в беседке)
Правила составления синквейна.
В синквейне 5 строк:
1-понятие (слово); бабочка
2 - прилагательные (два слова); красивая, стройная
3 - глаголы (три слова); дрожит, ползёт, летит
4 - предложение (из четырёх слов); природе без неё плохо
5 - существительное (одно слово). Насекомое
Заслушиваем, что же получилось. Дети читают по очереди.
Благодарят природу за гостеприимство.
Литература:
1. Л.И. Патрушева, О.В.Землянова, Т.К. Губарева. Игровая экология - Барнаул, 2005
2. Т.В. Шпотова. Гармония природы - Барнаул, 2001
-
С.А. Шмаков. Дети на отдыхе - Москва, 2001
-
Н.А. Рыжова. Не просто сказки - Москва, 2002
-
Т.И. Жукова. Часы занимательной зоологии - Москва, 1973
-
Газета Досуг в школе. №5 - 2006