Развитие познавательного интереса на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Страшная эта опасность - безделье за партой, безделье месяцы, годы.

Это развращает морально, калечит человека и …. ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли»

В.А. Сухомлинский.

Привитие интереса к предмету вижу в воспитании творческой инициативы учащихся. Подготовку учеников к творческому восприятию предмета начала с практического изучения природы: экскурсии в лес, на водоем. Мы знакомимся с обитателями флоры и фауны. В классе ставим опыты, выводы делают сами ребята, задают вопросы.

«Ветки, каких деревьев в воде распускаются быстрее?» и др.

Учащиеся для закрепления знаний заготавливают природный материал, который используются на уроках. В классе создается такая атмосфера учебной деятельности, которая позволяет размышлять, находить скрытые возможности своего организма при изучении раздела «Человек и здоровье». На уроках закрепления по теме: «Общее знакомство с организмом человека» прошу учащихся найти черты сходства и различия между организмом человека и простейшего животного, обитающего в сточных водах. Основываясь на знаниях, полученных в курсе зоологии, ребята отмечают, что тело человека и простейшего имеют клеточное строение, но в организме первого все клетки специализированы по выполняемым функциям, а у простейшего одна клетка выполняет функции всего организма. Одним из факторов, содействующих успеху урока, является разумное сочетание интеллектуальной деятельности учащихся с элементами занимательности, что позволяет сделать интересным, живым, запоминающимися (викторины, биологические задачи).

Задачи:

  • Папа Римский Иннокентий VIII, удрученный страстью, приказал влить себе кровь от троих юношей - это стало причиной его смерти. Почему? ( У них были несовместимые группы крови).

  • Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым материалом. Природа снабдила в изобилии кровь собственными заплатками. Назовите их. (Тромбоциты).

Загадки:

  • В сосуде водица, ею нельзя напиться (кровь)

  • В какую сеть нельзя поймать (капиллярную)

  • Какое дерево растет в нашем организме ( бронхиальное)

  • Какой узел нельзя развязать (нервный)

Интерес вызывает задания по определению органа на ощупь; мыслить образно: пузырек, трубка, лопатка, сумка, щит, узел, крылья, определять, как человек сумел расположить все это в собственном организме и придумать шуточные рассказы, загадки, в которых эти слова имели двоякое значение. Одна из форм умственного поиска - установления причинно- следственных связей.

Использую следующие задания:

  • У человека в крови появились эритроциты, имеющие серповидную форму. О чем может свидетельствовать этот факт и каковы его последствия.

  • Спасая жизнь человека, врачи делают переливание крови, но больному становится хуже. О чем свидетельствует этот факт и каковы его последствия?

  • Многие подростки не вынимают изо рта и почему они подвергают себя?

Предлагаю на выбор вопросы различной сложности (оценка - 1-5 баллов). Чтобы получить отлично, нужно набрать 10 баллов.

Использую физкультминутки на уроках:

  1. На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он не низок, не высок

(сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок

(глаза и руки вверх, подтянуться)

По тропинке два туриста шли домой из далека

(ходьба на месте)

Говорят: «Такого свиста мы не слышали пока»

(плечи поднять)

  1. Раз -подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - на место сесть опять.

© 2010-2018