- Преподавателю
- Биология
- Развитие познавательного интереса на уроках биологии
Развитие познавательного интереса на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долгополова Н.М. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Страшная эта опасность - безделье за партой, безделье месяцы, годы.
Это развращает морально, калечит человека и …. ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли»
В.А. Сухомлинский.
Привитие интереса к предмету вижу в воспитании творческой инициативы учащихся. Подготовку учеников к творческому восприятию предмета начала с практического изучения природы: экскурсии в лес, на водоем. Мы знакомимся с обитателями флоры и фауны. В классе ставим опыты, выводы делают сами ребята, задают вопросы.
«Ветки, каких деревьев в воде распускаются быстрее?» и др.
Учащиеся для закрепления знаний заготавливают природный материал, который используются на уроках. В классе создается такая атмосфера учебной деятельности, которая позволяет размышлять, находить скрытые возможности своего организма при изучении раздела «Человек и здоровье». На уроках закрепления по теме: «Общее знакомство с организмом человека» прошу учащихся найти черты сходства и различия между организмом человека и простейшего животного, обитающего в сточных водах. Основываясь на знаниях, полученных в курсе зоологии, ребята отмечают, что тело человека и простейшего имеют клеточное строение, но в организме первого все клетки специализированы по выполняемым функциям, а у простейшего одна клетка выполняет функции всего организма. Одним из факторов, содействующих успеху урока, является разумное сочетание интеллектуальной деятельности учащихся с элементами занимательности, что позволяет сделать интересным, живым, запоминающимися (викторины, биологические задачи).
Задачи:
-
Папа Римский Иннокентий VIII, удрученный страстью, приказал влить себе кровь от троих юношей - это стало причиной его смерти. Почему? ( У них были несовместимые группы крови).
-
Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым материалом. Природа снабдила в изобилии кровь собственными заплатками. Назовите их. (Тромбоциты).
Загадки:
-
В сосуде водица, ею нельзя напиться (кровь)
-
В какую сеть нельзя поймать (капиллярную)
-
Какое дерево растет в нашем организме ( бронхиальное)
-
Какой узел нельзя развязать (нервный)
Интерес вызывает задания по определению органа на ощупь; мыслить образно: пузырек, трубка, лопатка, сумка, щит, узел, крылья, определять, как человек сумел расположить все это в собственном организме и придумать шуточные рассказы, загадки, в которых эти слова имели двоякое значение. Одна из форм умственного поиска - установления причинно- следственных связей.
Использую следующие задания:
-
У человека в крови появились эритроциты, имеющие серповидную форму. О чем может свидетельствовать этот факт и каковы его последствия.
-
Спасая жизнь человека, врачи делают переливание крови, но больному становится хуже. О чем свидетельствует этот факт и каковы его последствия?
-
Многие подростки не вынимают изо рта и почему они подвергают себя?
Предлагаю на выбор вопросы различной сложности (оценка - 1-5 баллов). Чтобы получить отлично, нужно набрать 10 баллов.
Использую физкультминутки на уроках:
-
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок, не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, подтянуться)
По тропинке два туриста шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста мы не слышали пока»
(плечи поднять)
-
Раз -подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - на место сесть опять.