Программа подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Единый государственный экзамен в настоящее время - это основная форма аттестации выпускников 10-11 классов. Для сдачи государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, необходимо четкое и поэтапное планирование более углубленного изучения, закрепления и повторения учебного материала. Данная программа для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ разработана для формирования общей биологической грамотности, научного мировозрения и помощи учащимся при сдачи экзамена по биолог...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Программа подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ

по биологии на 2014-2015 учебный год.






2013-2014 учебный год

Паспорт программы

Муниципальное образование

МКОУ Нерастанновская СОШ

Название программы

«Подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии»

Цели

  • повышение качества биологического образования;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;

  • воспитание культуры труда, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи

  • повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;

  • воспитание культуры труда, ответственного отношения к своему здоровью;

Ожидаемые результаты

Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии

Автор программы

Орешкова Людмила Солтановна - учитель биологии МКОУ Нерастанновской СОШ



Пояснительная записка

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предназначена для дополнительного изучения биологии в общеобразовательных учреждениях в 10-11-хклассах. В настоящее время актуально стоит вопрос о сдаче учащимися ЕГЭ. Вопросы экзамена требуют знания материала по основным отраслям биологии: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, цитологии, генетике, эволюции, экологии. Программа ориентирована на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия, и помочь учащимся при сдаче ЕГЭ по биологии.

Данный курс расчитан на 1 часа в неделю, 36 часов в год в 10 классе и 36 часов в год (по 1 часу в неделю) в 11 классе.




Требования к знаниям и умениям учащихся:

В результате посещения подготовительного курса ученик на базовом уровне должен:

Знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематическое планирование

Раздел, название темы

Кол-во

Часов

Дата

РАЗДЕЛ 1: БОТАНИКА

1.

Вводное занятие по ботанике. Строения растительной клетки.

1

2.

Типы растительных тканей.

1

3.

Строение и функции корня высших растений. Видоизменения корней. Побег и почка.

1

4.

Строение и функции листа. Фотосинтез: основные этапы.

1

5.

Стебель. Его строение и видоизменения.

1

6.

Вегетативное размножение. Строение и разнообразие цветов, плодов и семян.

1

7.

Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли.

1

8.

Царство грибы, их разнообразие.

1

9.

Водоросли (зеленые, красные, бурые). Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны.

1

10.

Голосеменные. Покрытосеменные (двудольные и однодольные; краткая характеристика основных семейств).

1

11.

Отработка заданий раздела БОТАНИКА

7

РАЗДЕЛ 2: ЗООЛОГИЯ

12.

Вводное занятие по зоологии. Тип простейшие. Появление многоклеточных. Тип кишечнополостные.

1

13.

Типы плоские, круглые и кольчатые черви. Жизненные циклы паразитических червей.

1

14.

Тип моллюски, классы брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Тип членистоногие - общая характеристика.

1

15.

Классы ракообразные, паукообразные, насекомые. Основные отряды насекомых.

1

16.

Общая характеристика хордовых. Бесчерепные (ланцетник). Рыбы, различные классы рыб.

1

17.

Появление четвероногих, их постепенное приспособление к обитанию на суше. Классы амфибии и рептилии.

1

18.

Классы птицы и млекопитающие. Их систематические подразделения. Основные отряды плацентарных.

1

19.

Отработка заданий раздела ЗООЛОГИЯ

10

РАЗДЕЛ 3: АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

20.

Вводное занятие по анатомии и физиологии. Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы.

1

21.

Система крови. Функции форменных элементов. Иммунитет. Свертывание. Кровеносные сосуды.

1

22.

Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система. Дыхательная система.

1

23.

Система пищеварения, роль различных органов. Питание (белки, жиры, углеводы, витамины).

1

24.

Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. Покровная система. Терморегуляция.

1

25.

Строение нервной системы. Спинной мозг и его функции. Головной мозг и функции различных его отделов.

1

26.

Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство равновесия, вкус, обоняние и др.).

1

27.

Физиология высшей нервной деятельности. Физиологические основы психической деятельности.

1

28.

Железы внутренней секреции. Половые железы. Развитие эмбриона человека. Развитие новорожденного

1

29.

Отработка заданий раздела АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

8

РАЗДЕЛ 4: ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

30.

Вводное занятие по общей биологии. Эволюционная теория. Эпохи и периоды развития жизни на Земле.

1

32.

Происхождение человека (антропогенез). Основные понятия и проблемы экологии.

1

32.

Экология: роль абиотических факторов. Пищевые цепи. Ноосфера. Клеточная теория. Происхождение клетки.

1

33.

Разнообразие внутриклеточных органелл. Основные классы веществ, составляющих клетку. Особое значение белков и ДНК.

1

34.

Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и дыхание. Роль митохондрий. Фотосинтез: темновая и световая стадии.

1

35.

Процессы редупликации и транскрипции. Генетический код. Трансляция, роль рибосом.

1

36.

Размножение клеток. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Эмбриологическое развитие хордовых.

1

37.

Основы генетики. Законы Менделя. Сцепленное наследование, кроссинговер, генетика пола. Полимерное наследование.

1

38.

Наследственная и модификационная изменчивость. Популяционная генетика. Селекция животных, растений, микроорганизмов.

1

39.

Отработка заданий раздела ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

7

40.

Пробный ЕГЭ по биологии.

1

ИТОГО

68 ч.

Информационное обеспечение программы

Учебники для учащихся:

  1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.

  2. Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология..

  3. Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А

  4. Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.

  5. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.

  6. Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С. и др.

  7. Общая биология. 10-11кл. Беляев Д. К.

Общая биология. 10-11 класс. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И.

Учебные пособия для учащихся:

  1. Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер - М., Просвещение, ЭКСМО, 2008.

  2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.: ЭКСМО, 2005.

  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.

  4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.:ЭКСМО, 2005.

  5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. - М.: ЭКСМО, 2005.

Электронные учебные пособия:

  1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.

  2. Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий

  3. Полный интерактивный курс биологии «Физикон»

  4. Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.

  5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  6. Презентации к урокам. (автор Пименов А.В.)

  7. Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).

  8. Электронное пособие «Биология. Решебник - Биоэнциклопедия» (компания «Русс Бит-М»).


© 2010-2022