- Преподавателю
- Биология
- Программа подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орешкова Л.С. |
Дата | 24.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ
по биологии на 2014-2015 учебный год.
2013-2014 учебный год
Паспорт программы
Муниципальное образование
МКОУ Нерастанновская СОШ
Название программы
«Подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии»
Цели
-
повышение качества биологического образования;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
-
воспитание культуры труда, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи
-
повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
-
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
-
воспитание культуры труда, ответственного отношения к своему здоровью;
Ожидаемые результаты
Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии
Автор программы
Орешкова Людмила Солтановна - учитель биологии МКОУ Нерастанновской СОШ
Пояснительная записка
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предназначена для дополнительного изучения биологии в общеобразовательных учреждениях в 10-11-хклассах. В настоящее время актуально стоит вопрос о сдаче учащимися ЕГЭ. Вопросы экзамена требуют знания материала по основным отраслям биологии: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, цитологии, генетике, эволюции, экологии. Программа ориентирована на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия, и помочь учащимся при сдаче ЕГЭ по биологии.
Данный курс расчитан на 1 часа в неделю, 36 часов в год в 10 классе и 36 часов в год (по 1 часу в неделю) в 11 классе.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
В результате посещения подготовительного курса ученик на базовом уровне должен:
Знать /понимать:
-
основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
-
строение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
Уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
-
описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-тематическое планирование
№
Раздел, название темы
Кол-во
Часов
Дата
РАЗДЕЛ 1: БОТАНИКА
1.
Вводное занятие по ботанике. Строения растительной клетки.
1
2.
Типы растительных тканей.
1
3.
Строение и функции корня высших растений. Видоизменения корней. Побег и почка.
1
4.
Строение и функции листа. Фотосинтез: основные этапы.
1
5.
Стебель. Его строение и видоизменения.
1
6.
Вегетативное размножение. Строение и разнообразие цветов, плодов и семян.
1
7.
Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли.
1
8.
Царство грибы, их разнообразие.
1
9.
Водоросли (зеленые, красные, бурые). Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны.
1
10.
Голосеменные. Покрытосеменные (двудольные и однодольные; краткая характеристика основных семейств).
1
11.
Отработка заданий раздела БОТАНИКА
7
РАЗДЕЛ 2: ЗООЛОГИЯ
12.
Вводное занятие по зоологии. Тип простейшие. Появление многоклеточных. Тип кишечнополостные.
1
13.
Типы плоские, круглые и кольчатые черви. Жизненные циклы паразитических червей.
1
14.
Тип моллюски, классы брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Тип членистоногие - общая характеристика.
1
15.
Классы ракообразные, паукообразные, насекомые. Основные отряды насекомых.
1
16.
Общая характеристика хордовых. Бесчерепные (ланцетник). Рыбы, различные классы рыб.
1
17.
Появление четвероногих, их постепенное приспособление к обитанию на суше. Классы амфибии и рептилии.
1
18.
Классы птицы и млекопитающие. Их систематические подразделения. Основные отряды плацентарных.
1
19.
Отработка заданий раздела ЗООЛОГИЯ
10
РАЗДЕЛ 3: АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ
20.
Вводное занятие по анатомии и физиологии. Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы.
1
21.
Система крови. Функции форменных элементов. Иммунитет. Свертывание. Кровеносные сосуды.
1
22.
Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система. Дыхательная система.
1
23.
Система пищеварения, роль различных органов. Питание (белки, жиры, углеводы, витамины).
1
24.
Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. Покровная система. Терморегуляция.
1
25.
Строение нервной системы. Спинной мозг и его функции. Головной мозг и функции различных его отделов.
1
26.
Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство равновесия, вкус, обоняние и др.).
1
27.
Физиология высшей нервной деятельности. Физиологические основы психической деятельности.
1
28.
Железы внутренней секреции. Половые железы. Развитие эмбриона человека. Развитие новорожденного
1
29.
Отработка заданий раздела АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ
8
РАЗДЕЛ 4: ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
30.
Вводное занятие по общей биологии. Эволюционная теория. Эпохи и периоды развития жизни на Земле.
1
32.
Происхождение человека (антропогенез). Основные понятия и проблемы экологии.
1
32.
Экология: роль абиотических факторов. Пищевые цепи. Ноосфера. Клеточная теория. Происхождение клетки.
1
33.
Разнообразие внутриклеточных органелл. Основные классы веществ, составляющих клетку. Особое значение белков и ДНК.
1
34.
Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и дыхание. Роль митохондрий. Фотосинтез: темновая и световая стадии.
1
35.
Процессы редупликации и транскрипции. Генетический код. Трансляция, роль рибосом.
1
36.
Размножение клеток. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Эмбриологическое развитие хордовых.
1
37.
Основы генетики. Законы Менделя. Сцепленное наследование, кроссинговер, генетика пола. Полимерное наследование.
1
38.
Наследственная и модификационная изменчивость. Популяционная генетика. Селекция животных, растений, микроорганизмов.
1
39.
Отработка заданий раздела ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
7
40.
Пробный ЕГЭ по биологии.
1
ИТОГО
68 ч.
Информационное обеспечение программы
Учебники для учащихся:
-
Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.
-
Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология..
-
Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А
-
Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.
-
Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.
-
Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С. и др.
-
Общая биология. 10-11кл. Беляев Д. К.
Общая биология. 10-11 класс. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И.
Учебные пособия для учащихся:
-
Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер - М., Просвещение, ЭКСМО, 2008.
-
Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.: ЭКСМО, 2005.
-
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
-
Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.:ЭКСМО, 2005.
-
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. - М.: ЭКСМО, 2005.
Электронные учебные пособия:
-
Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.
-
Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
-
Полный интерактивный курс биологии «Физикон»
-
Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
-
Презентации к урокам. (автор Пименов А.В.)
-
Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).
-
Электронное пособие «Биология. Решебник - Биоэнциклопедия» (компания «Русс Бит-М»).