Конспект урока в 6 классе на тему: Органы и системы органов растений

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование. Биология - 6 класс.

Тема: Организм- единое целое. Органы и системы органов живых организмов

Урок № 3

Дата урока:

Тема урока: Органы и системы органов растений. Вегетативные органы. Лабораторная работа № 1 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек»

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать умение различать вегетативные и генеративные побеги и почки;

  • Познакомить со строением стебля, установить взаимосвязь строения и функций.

Развивающие:

  • Стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся, развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и ведения тезисных записей урока,

  • Учить работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать,

  • Создавать на уроке ситуации интеллектуального затруднения, решая проблемные задачи, способствующие развитию творческого мышления;

  • Формировать умения доказывать по алгоритму (тезис - аргумент - вывод).

Воспитательные: Формировать мировоззренческие понятия (познаваемость мира, развитие природы).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы:

  • Индивидуальная.

  • Фронтальная.

  • Лабораторная работа.

Методы:

  • проблемный,

  • частично - поисковый,

исследовательский.

Базовые понятия и термины: органы, генеративные. Вегетативные, побег,почка,цветочная почка,генеративная почка,

Оборудование: натуральные объекты - ветки разных пород древесных растений, спилы стволов деревьев (липа, сосна), спил сосны , продольные и поперечные спилы клена, лупы, таблицы "Побег", "Стебель", компьютер, презентация "Побег, стебель". Электронное приложение УМК "Сферы" 6 класс "Живой организм".

Структура урока.

I. Организационный момент (1 мин).

II. Актуализация знаний (2 мин.).

Ш. Изучение нового материала:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности.

  2. Инструктаж к лабораторной работе.

  3. Лабораторная работа № 3. "Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек"

IV. Обобщение и систематизация знаний (5 мин.).

V. Подведение итогов . Домашнее задание (2мин.).

Ход урока

Содержание урока.

Методы и средства обучения.

  1. Организационный момент.

Ученики, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее -

Начнем скорей урок.

Приветствие, выявление отсутствующих. Сегодня каждый из вас может заработать оценки за теоретический материал и за практическую часть - лабораторную работу. У вас на партах лежат учебники, мыслительный - опорный лист, лабораторное оборудование.

Вступительное слово учителя.

Презентация.(Слайд 1.)

II. Актуализация знаний.

  1. Какие функции выполняют покровные ткани?

  2. Что общего в строении покровных тканей растений и животных?

  3. Как устроены устьица? Какие функции они выполняют?

  4. Какие функции выполняют эпителиальные клетки?

  5. Как распознать клетки основной механической ткани под микроскопом?

  6. Как осуществляется выделение у растений?

  7. Какие особенности клеток образовательных тканей обеспечивают рост растений?

  8. Знание каких тканей могут помочь человеку в решениях проблем транспорта и строения?

III. Изучение нового материала.

Ребята, я принесла вам подарок "Таинственный зеленый пакет". Посмотрим, что в нем?
Учитель задает вопросы:
Что это? (Напр. - сердце, легкие, почки.)
Сердце, легкие и почки - это организмы? (Нет, это его части.)
Как называется часть организма? (Орган.)
Для чего организму столько разных органов? (Выполняют разные функции.)
Перед вами органы животных, из них состоит организм.
А растение - это живой организм? (Да.)
Как вы думаете, у растений есть органы? (Да.)
Сегодня на уроке мы будем изучать органы растений. Узнаем, какие они бывают и какие функции выполняют?

Из пакета достают муляжи органов животных (сердце, легкие, почки), органы растений - безлистные побеги растений.
Интригующее начало имеет целью привлечь внимание к изучаемому объекту, заинтересовать, удивить, заставить задуматься, почувствовать ограниченность своих знаний.

Анализирующая беседа на основе ранее приобретенных знаний уточняет восприятие, формирует новый взгляд на биологический объект.

Задание № 1. Органы растений.

Заполните таблицу, выпишите органы растений, относящиеся к этим группам

Вегетативные
обеспечивают
основные процессы
жизнедеятельности

Генеративные -
обеспечивают
размножение
растений

1.

1.

2.

2.

3.


(Слайд 3.)

Учащиеся заполняют таблицу, работая с учебником (п.27, стр. 72, 2 абзац).

Конспект урока в 6 классе на тему: Органы и системы органов растений

Физкультминутка.

Я вышла в сад, осенний сад (Ходьба на месте)

На ветках яблоки висят, («Фонарики»)

Качает ветер ветки (взмахи руками)

Я в руки яблоки беру -

Веселые, как лето( потянуться вверх)

Закаты на одном боку

А надругом рассветы (Повороты туловища)

- Теперь давайте познакомимся, что такое побег и из каких частей он состоит


2. Инструктаж к лабораторной работе

Беседа

3. Лабораторная работа № 3."Внешнее строение побега. Строение вегетативной и генеративной почек.

Задание № 1. Рассмотрите ветки разных древесных пород в безлистном состоянии. Пользуясь определителем (Приложение 1) выясните, каким растениям они принадлежат. Запишите их названия.

Задание № 2. При помощи текста учебника на стр.72 (2 абзац) выясните, что называют побегом и из каких частей он состоит. Заполните пропуски в тексте.

Побегом называют стебель с расположенными на нем______ и ________. Участок стебля, на котором находится лист и почка (или только лист) называется_________. Расстояние (отрезок стебля) между двумя узлами называется ________.

Угол между листом и вышерасположенным участком стебля называется______. Почки могут быть верхушечными и боковыми пазушными). Верхушечные расположены на ______________. , пазушные - в _______.

Задание № 3. Назовите части побега, обозначенные на рисунке, обозначьте с помощью цифр узел, дорисуйте лист и обозначьте пазуху листа.

Конспект урока в 6 классе на тему: Органы и системы органов растенийРис. 1

  1. ____________________

  2. ____________________

  3. ____________________

  4. узел

  5. пазуха листа

Работа в мыслительных - опорных листах, используя натуральные объекты, и карточку-определитель.

(Слайд 4.)

Самостоятельная работа с учебником. Выделение опорных - ключевых слов, которые легко восстанавливают содержание текста.

(Слайд 5.)

Учащиеся рассматривают натуральные объекты и работают с рисунками (подписывают, обозначают, дорисовывают)

Беседа. Можно ли считать побегом ветку дерева оопавшими листьями? (можно - это зимний безлистный побег).

А может ли быть побег без стебля? Ответ поясните. (нельзя, т.к. по определению есть стебель, в разные времена года никуда не девается).

Приложение 2.

Задание № 4.Рассмотрите строение двух видов почек растения. Определите, какая из них является листовой (вегетативной), а какая цветочной (генеративной). Дайте названия рисункам. Обозначьте на рисунке части почек.

Конспект урока в 6 классе на тему: Органы и системы органов растенийРис. 2

Находят неточность в загадке:
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.

(Слайд 6.)

Сравнение биологических объектов способствует осмыслению учебного материала.

Задание № 5. На основании наблюдений заполните таблицу "Сравнение строения вегетативной и генеративной почек.

Части почки

Вегетативная почка

Генеративная почка

Зачаточный стебель

Зачаточные листья

Зачаточные почки

Зачаточные соцветия

Почечные чешуи

Учащиеся заполняют таблицу. Наличие частей почки отмечают знаком +.

Натуральные объекты - основа для сравнения, учат устанавливать связи.

Задание № 6.Сделайте вывод. Каким органом является почка?

Учащиеся делают вывод на основе логических рассуждений.

Сообщения учащихся о разнообразных видах побегов

Задание № 7.Прослушайте сообщения учащихся и определите виды побегов. Подпишите вид побега под каждым их рисунков.

Конспект урока в 6 классе на тему: Органы и системы органов растений

Рис. 3

Конспект урока в 6 классе на тему: Органы и системы органов растений

Рис. 4

Задание "За страницами учебника" расширяет кругозор учащихся. (Кактусы, бутылочное дерево, мангры и др.)
Приложение 3. "Виды побегов".
Учить смотреть и видеть, работая с иллюстративным материалом
Соотнести слайд презентации и рисунок.
Рисунок - источник новой информации

(Слайды 7-16.)

V. Домашнее задание

По учебнику прочитать §26, 27, стр70-72, ответить на вопросы в конце параграфа на стр73, 75, выучить термины, выполнить упражнение в РТПБ на стр 4- 5, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.

5


© 2010-2022