- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока в 6 классе на тему: Органы и системы органов растений
Конспект урока в 6 классе на тему: Органы и системы органов растений
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дрыгина Е.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Поурочное планирование. Биология - 6 класс.
Тема: Организм- единое целое. Органы и системы органов живых организмов
Урок № 3
Дата урока:
Тема урока: Органы и системы органов растений. Вегетативные органы. Лабораторная работа № 1 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек»
Цели урока:
Образовательные:
-
Сформировать умение различать вегетативные и генеративные побеги и почки;
-
Познакомить со строением стебля, установить взаимосвязь строения и функций.
Развивающие:
-
Стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся, развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и ведения тезисных записей урока,
-
Учить работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать,
-
Создавать на уроке ситуации интеллектуального затруднения, решая проблемные задачи, способствующие развитию творческого мышления;
-
Формировать умения доказывать по алгоритму (тезис - аргумент - вывод).
Воспитательные: Формировать мировоззренческие понятия (познаваемость мира, развитие природы).
Тип урока: изучение нового материала.
Форма работы:
-
Индивидуальная.
-
Фронтальная.
-
Лабораторная работа.
Методы:
-
проблемный,
-
частично - поисковый,
исследовательский.
Базовые понятия и термины: органы, генеративные. Вегетативные, побег,почка,цветочная почка,генеративная почка,
Оборудование: натуральные объекты - ветки разных пород древесных растений, спилы стволов деревьев (липа, сосна), спил сосны , продольные и поперечные спилы клена, лупы, таблицы "Побег", "Стебель", компьютер, презентация "Побег, стебель". Электронное приложение УМК "Сферы" 6 класс "Живой организм".
Структура урока.
I. Организационный момент (1 мин).
II. Актуализация знаний (2 мин.).
Ш. Изучение нового материала:
-
Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности.
-
Инструктаж к лабораторной работе.
-
Лабораторная работа № 3. "Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек"
IV. Обобщение и систематизация знаний (5 мин.).
V. Подведение итогов . Домашнее задание (2мин.).
Ход урока
Содержание урока.
Методы и средства обучения.
-
Организационный момент.
Ученики, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнем скорей урок.
Приветствие, выявление отсутствующих. Сегодня каждый из вас может заработать оценки за теоретический материал и за практическую часть - лабораторную работу. У вас на партах лежат учебники, мыслительный - опорный лист, лабораторное оборудование.
Вступительное слово учителя.
Презентация.(Слайд 1.)
II. Актуализация знаний.
-
Какие функции выполняют покровные ткани?
-
Что общего в строении покровных тканей растений и животных?
-
Как устроены устьица? Какие функции они выполняют?
-
Какие функции выполняют эпителиальные клетки?
-
Как распознать клетки основной механической ткани под микроскопом?
-
Как осуществляется выделение у растений?
-
Какие особенности клеток образовательных тканей обеспечивают рост растений?
-
Знание каких тканей могут помочь человеку в решениях проблем транспорта и строения?
III. Изучение нового материала.
Ребята, я принесла вам подарок "Таинственный зеленый пакет". Посмотрим, что в нем?
Учитель задает вопросы:
Что это? (Напр. - сердце, легкие, почки.)
Сердце, легкие и почки - это организмы? (Нет, это его части.)
Как называется часть организма? (Орган.)
Для чего организму столько разных органов? (Выполняют разные функции.)
Перед вами органы животных, из них состоит организм.
А растение - это живой организм? (Да.)
Как вы думаете, у растений есть органы? (Да.)
Сегодня на уроке мы будем изучать органы растений. Узнаем, какие они бывают и какие функции выполняют?
Из пакета достают муляжи органов животных (сердце, легкие, почки), органы растений - безлистные побеги растений.
Интригующее начало имеет целью привлечь внимание к изучаемому объекту, заинтересовать, удивить, заставить задуматься, почувствовать ограниченность своих знаний.
Анализирующая беседа на основе ранее приобретенных знаний уточняет восприятие, формирует новый взгляд на биологический объект.
Задание № 1. Органы растений.
Заполните таблицу, выпишите органы растений, относящиеся к этим группам
Вегетативные
обеспечивают
основные процессы
жизнедеятельности
Генеративные -
обеспечивают
размножение
растений
1.
1.
2.
2.
3.
(Слайд 3.)
Учащиеся заполняют таблицу, работая с учебником (п.27, стр. 72, 2 абзац).
Физкультминутка.
Я вышла в сад, осенний сад (Ходьба на месте)
На ветках яблоки висят, («Фонарики»)
Качает ветер ветки (взмахи руками)
Я в руки яблоки беру -
Веселые, как лето( потянуться вверх)
Закаты на одном боку
А надругом рассветы (Повороты туловища)
- Теперь давайте познакомимся, что такое побег и из каких частей он состоит
2. Инструктаж к лабораторной работе
Беседа
3. Лабораторная работа № 3."Внешнее строение побега. Строение вегетативной и генеративной почек.
Задание № 1. Рассмотрите ветки разных древесных пород в безлистном состоянии. Пользуясь определителем (Приложение 1) выясните, каким растениям они принадлежат. Запишите их названия.
Задание № 2. При помощи текста учебника на стр.72 (2 абзац) выясните, что называют побегом и из каких частей он состоит. Заполните пропуски в тексте.
Побегом называют стебель с расположенными на нем______ и ________. Участок стебля, на котором находится лист и почка (или только лист) называется_________. Расстояние (отрезок стебля) между двумя узлами называется ________.
Угол между листом и вышерасположенным участком стебля называется______. Почки могут быть верхушечными и боковыми пазушными). Верхушечные расположены на ______________. , пазушные - в _______.
Задание № 3. Назовите части побега, обозначенные на рисунке, обозначьте с помощью цифр узел, дорисуйте лист и обозначьте пазуху листа.
Рис. 1
-
____________________
-
____________________
-
____________________
-
узел
-
пазуха листа
Работа в мыслительных - опорных листах, используя натуральные объекты, и карточку-определитель.
(Слайд 4.)
Самостоятельная работа с учебником. Выделение опорных - ключевых слов, которые легко восстанавливают содержание текста.
(Слайд 5.)
Учащиеся рассматривают натуральные объекты и работают с рисунками (подписывают, обозначают, дорисовывают)
Беседа. Можно ли считать побегом ветку дерева оопавшими листьями? (можно - это зимний безлистный побег).
А может ли быть побег без стебля? Ответ поясните. (нельзя, т.к. по определению есть стебель, в разные времена года никуда не девается).
Приложение 2.
Задание № 4.Рассмотрите строение двух видов почек растения. Определите, какая из них является листовой (вегетативной), а какая цветочной (генеративной). Дайте названия рисункам. Обозначьте на рисунке части почек.
Рис. 2
Находят неточность в загадке:
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
(Слайд 6.)
Сравнение биологических объектов способствует осмыслению учебного материала.
Задание № 5. На основании наблюдений заполните таблицу "Сравнение строения вегетативной и генеративной почек.
Части почки
Вегетативная почка
Генеративная почка
Зачаточный стебель
Зачаточные листья
Зачаточные почки
Зачаточные соцветия
Почечные чешуи
Учащиеся заполняют таблицу. Наличие частей почки отмечают знаком +.
Натуральные объекты - основа для сравнения, учат устанавливать связи.
Задание № 6.Сделайте вывод. Каким органом является почка?
Учащиеся делают вывод на основе логических рассуждений.
Сообщения учащихся о разнообразных видах побегов
Задание № 7.Прослушайте сообщения учащихся и определите виды побегов. Подпишите вид побега под каждым их рисунков.
Рис. 3
Рис. 4
Задание "За страницами учебника" расширяет кругозор учащихся. (Кактусы, бутылочное дерево, мангры и др.)
Приложение 3. "Виды побегов".
Учить смотреть и видеть, работая с иллюстративным материалом
Соотнести слайд презентации и рисунок.
Рисунок - источник новой информации
(Слайды 7-16.)
V. Домашнее задание
По учебнику прочитать §26, 27, стр70-72, ответить на вопросы в конце параграфа на стр73, 75, выучить термины, выполнить упражнение в РТПБ на стр 4- 5, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.
5