- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа кружка Юный биолог
Рабочая программа кружка Юный биолог
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Похиленко Е.А. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Дубовка
Красноармейского района Саратовской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по биологии
«Юный биолог»
Направленность: эколого-биологическая
Возраст 11-15 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
Похиленко Елена Александровна,
учитель биологии
с. Дубовка
2011г.
Пояснительная записка.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX-XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для обучающихся 5- 9 классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
-
Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
-
Добавлен раздел изучения особенностей природы Саратовской области (растительный и животный мир, природоохранная деятельность).
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед обучающимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитан на 68 часов. Включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка организованы экскурсии и др.
Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
-
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
-
Способствовать популяризации у обучающихся биологических и экологических знаний.
-
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
-
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
-
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
-
Развитие навыков общение и коммуникации.
-
Развитие творческих способностей ребенка.
-
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
-
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
-
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
-
Воспитывать интерес к миру живых существ.
-
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
-
Условия реализации программы.
-
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-15 лет.
-
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
-
Количество часов - 2 учебных часа в неделю
-
За год - 68 занятий.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях
-
Групповая
-
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
-
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
-
повышение коммуникативности;
-
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
-
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
-
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с обучающимися начальной школы;
-
ведение здорового образа жизни.
Формы организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Учебно-тематический план
№п/п
Название раздела
Общее количество часов
В том числе:
Теоретических
Практических
1.
Природа под микроскопом.
8
4
4
2.
Осенние явления в природе.
7
4
3
3.
Зеленый мир.
7
5
2
4.
Мир животных.
8
4
4
5.
Организм человека
7
3
4
6.
Эволюция природы.
8
5
3
7.
Весна в природе
8
4
4
8.
Природа под охраной.
7
4
3
9.
Здоровье человека и окружающая среда.
8
5
3
Итого: 68
Содержание разделов программы.
Тема 1. Природа под микроскопом - 8 часов.
Теория
Введение. Методы исследования природы. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий Бактерии в жизни человека. Клетки растений и животных. Что показал нам микроскоп.
Практика
Правила безопасности и меры первой помощи. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Тема 2. Осенние явления в природе - 7 часов. Теория Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. «Тихая охота». О чем нам осень рассказала. Практика Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. Подготовка выставки и презентации мини-проектов. Тема 3. Зеленый мир - 7 часов. Теория Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Кто такие? Где живут? Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения красной книги Саратовской области и меры по их охране. Практика Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?» Тема 4. Мир животных - 8 часов. Теория Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Холоднокровные животные. Животные в жизни человека. Животные красной книги Саратовской области и меры по их охране. Практика Выращивание культуры инфузории-туфельки. Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. В мире позвоночных животных. КТД создание настольной игры «Зоолэнд». Праздничная зоовикторина. Тема 5. Организм человека - 7 часов. Теория Человек - особенный. Как появился человек.Особенности высшей нервной деятельности человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье. Практика Выявление доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Проектная деятельность «Влияние вредных привычек на здоровье».
Тема 6. Эволюция природы - 8 часов.
Теория
Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. Доказательства эволюции. Начало эволюции. Рождение Земли.
Первые «живые» в океане.
Эволюционное дерево (аппликация).
Эволюция сегодня и завтра.
Практика
Завоевание суши. История динозавров. Необыкновенные предки современных теплокровных.
Тема 7. Весна в природе - 8 часов.
Теория
Признаки весны. Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги Саратовской области.
Весна в жизни животных. Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц. Международный День птиц.
Практика
Весна в жизни растений. Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. Способы вегетативного размножения растений.
Тема 8. Природа под охраной - 7 часов.
Теория
Экологические проблемы. Экологические организации. Состояние природы с. Дубовка.
Методы охраны природы. Природоохранные территории. Экологическая тропа.
Практика
Исследования состояния природы. Экологические проекты. Экологическая акция «Чистый берег!»
Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда - 8 часов.
Теория
Здоровье и факторы риска болезни Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни.
Практика
Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека. Культура питания.
Анализ состава пищевых продуктов. Акция «Если хочешь быть здоров…». Итоговое отчетное занятие.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Темы занятий
Теория
Практика
Природа под микроскопом.
1.
Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.
1
2.
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.
1
3.
Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.
1
4.
Бактерии в жизни человека.
1
5.
«Суд над бактерией».
1
6.
Простейшие организмы.
1
7.
Клетки растений и животных.
1
8.
Что показал нам микроскоп.
1
Осенние явления в природе.
9.
Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.
1
10.
Осень в жизни растений и животных.
1
11.
Грибное царство.
1
12.
Что мы знаем о грибах.
1
13.
«Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.
1
14.
Подготовка выставки и презентации мини-проектов.
1
15.
О чем нам осень рассказала.
1
Зеленый мир.
16.
Мир растений. Особенности и многообразие растений.
1
17.
Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.
1
18.
Кто такие? Где живут? Определение растений.
1
19.
Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».
1
20.
Роль растений в природе и жизни человека.
1
21.
Съедобные и ядовитые растения.
Лекарственные растения.
1
22.
Растения красной книги Саратовской области и меры по их охране.
1
Мир животных.
23.
Мир животных. Особенности и многообразие животных.
1
24.
Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки.
1
25.
Мир беспозвоночных животных.
Определение членистоногих по рисункам и коллекции.
1
26.
В мире позвоночных животных.
Холоднокровные животные.
1
27.
В мире позвоночных животных.
Теплокровные животные.
1
28.
Животные в жизни человека.
КТД создание настольной игры «Зоолэнд»
1
29.
Животные красной книги Саратовской области и меры по их охране.
1
30.
Праздничная зоовикторина. Презентация новой игры.
1
Организм человека.
31.
Человек - особенный.
1
32.
Как появился человек.
Выявление доказательств эволюции человека.
1
33.
Особенности устройства и работы систем органов человека.
1
34.
Функциональные пробы и исследования работы организма человека.
1
35.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
1
36.
Факторы здоровья человека.
1
37.
Влияние вредных привычек на здоровье.
1
Эволюция природы.
38.
Теория эволюции.
От Дарвина до Опарина.
1
39.
Доказательства эволюции.
1
40.
Начало эволюции. Рождение Земли.
1
41.
Первые «живые» в океане.
Эволюционное дерево (аппликация).
1
42.
Завоевание суши.
1
43.
История динозавров.
1
44.
Необыкновенные предки современных теплокровных.
1
45.
Эволюция сегодня и завтра.
1
Весна в природе.
46.
Признаки весны. Весна в жизни растений.
1
47.
Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги Саратовской области.
1
48.
Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.
1
49.
Способы вегетативного размножения растений.
1
50.
Весна в жизни животных.
1
51.
Весенние пейзажи.
1
52.
Секреты перелетных птиц.
1
53.
Международный День птиц.
1
Природа под охраной.
54.
Экологические проблемы.
1
55.
Экологические организации.
1
56.
Состояние природы с. Дубовка.
1
57.
Исследования состояния природы. ПДК.
1
58.
Методы охраны природы. Природоохранные территории.
1
59.
Экологическая тропа.
1
60.
Экологические проекты. Экологическая акция
«Чистый берег!»
1
Здоровье человека и окружающая среда.
61.
Здоровье и факторы риска болезни.
1
62.
Здоровье и наследственность.
1
63.
Здоровье и среда жизнедеятельности человека.
1
64.
Влияние загрязнений среды на здоровье человека.
1
65.
Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека.
1
66.
Здоровый образ жизни.
1
67.
Культура питания.
Анализ состава пищевых продуктов.
1
68.
Акция «Если хочешь быть здоров…». Итоговое отчетное занятие.
1
Условия реализации программы.
-
Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
-
Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.
-
Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.
-
Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии в печатном и электронном формате.
Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по биологии.
Методическое обеспечение.
Принципы и этапы реализации программы
Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Принципы обучения
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;
Принцип доступности обучения;
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;
Принцип наглядности.
Формы и методы организации
Использование методов на занятиях:
- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.
Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.
Особая группа - это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:
-
Глубоко продуманные учебные цели;
-
Высокий уровень включённости учеников;
-
Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.
Формы организации занятий
-
Фронтальная (коллективная)
-
Групповая;
-
Индивидуальная.
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. На кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности - групповая. Индивидуальная форма - применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов или исследовательских работ.
Материально - техническое обеспечение
Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий. Оборудование и материалы:
-тематические папки,
-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,
-методические разработки занятий и массовых мероприятий,
-Компьютер, коллекции, наборы таблиц и др.
Информационное обеспечение программы
Литература для обучающихся
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Литература для учителя.
-
Вельховер Е.С., Никифоров В.Г. Основы клинической рефлексотерапии. - М., 1984.
-
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1990.
-
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М., 1999.
-
Лаптев А.П. Гигиена. Учебник для средних физкультурных учебных заведений. - М., ФиС. 1977.
-
Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В., Эйдельман М.М. Физиология питания. -М., 1989.
-
Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня / Пер. с болг. - СПб., 1986.
-
Петровский К.С. Гигиена питания. - М.: «Медицина», 1975.
-
Роджерс Н. Творчество как усиление себя. - Вопросы психологии, 1990.
Хмелевский Ю.В., Подберезкина Н.Б. Витамины и возраст человека. - Киев. 1990.
Учебно-методические комплекты.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
-
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
-
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана - Граф», 2007
-
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»
-
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана - Граф», 2007
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»
-
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
-
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
-
Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008
-
Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008
-
Биология 6 - 9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека. Просвещение.
Ресурсы Интернет
ed.gov.ru - Министерство образования Российской Федерации
informika.ru - Центр информатизации Министерства образования РФ
school.eddo.ru - "Российское школьное образование"
mediaeducation.ru - Медиаобразование в России
shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
school.mos.ru - сайт "Школьник"
nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс
en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал
2014 Пояснительная записка.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX-XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологический кружок организуется для учащихся 5- 9 классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
-
Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
-
Добавлен раздел изучения особенностей природы Саратовской области (растительный и животный мир, природоохранная деятельность).
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитан на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка организованы экскурсии и др.
Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
-
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
-
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
-
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
-
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
-
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
-
Развитие навыков общение и коммуникации.
-
Развитие творческих способностей ребенка.
-
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
-
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
-
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
-
Воспитывать интерес к миру живых существ.
-
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
-
Условия реализации программы.
-
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-15 лет.
-
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
-
Количество часов - 1 учебный час в неделю
-
За год - 34 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
-
Групповая
-
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
-
положительная динамика социальной и творческой активности учащихся, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
-
повышение коммуникативности;
-
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
-
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
-
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
-
ведение здорового образа жизни.
Формы организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Учебно-тематический план
№п/п
Название раздела
Общее количество часов
В том числе:
Теоретических
Практических
1.
Природа под микроскопом.
3
1
2
2.
Осенние явления в природе.
3
1
2
3.
Зеленый мир.
3
3
-
4.
Мир животных.
4
2
2
5.
Организм человека
4
2
2
6.
Эволюция природы.
4
2
2
7.
Весна в природе
4
1
3
8.
Природа под охраной.
3
1
2
9.
Здоровье человека и окружающая среда.
6
3
3
Итого: 34
Содержание разделов программы.
Тема 1. Природа под микроскопом - 3 часа.
Теория
Введение. Методы исследования природы. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий Бактерии в жизни человека. Клетки растений и животных. Что показал нам микроскоп.
Практика
Правила безопасности и меры первой помощи. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Тема 2. Осенние явления в природе - 3 часа. Теория Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. «Тихая охота». О чем нам осень рассказала. Практика Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. Подготовка выставки и презентации мини-проектов. Тема 3. Зеленый мир - 3 часа. Теория Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Кто такие? Где живут? Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения красной книги Саратовской области и меры по их охране. Практика Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?» Тема 4. Мир животных - 4 часа. Теория Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Холоднокровные животные. Животные в жизни человека. Животные красной книги Саратовской области и меры по их охране. Практика Выращивание культуры инфузории-туфельки. Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. В мире позвоночных животных. КТД создание настольной игры «Зоолэнд». Праздничная зоовикторина. Тема 5. Организм человека - 4 часа. Теория Человек - особенный. Как появился человек.Особенности высшей нервной деятельности человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье. Практика Выявление доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Проектная деятельность «Влияние вредных привычек на здоровье».
Тема 6. Эволюция природы - 4часа.
Теория
Теория эволюции. От Дарвина до Опарина. Доказательства эволюции. Начало эволюции. Рождение Земли.
Первые «живые» в океане.
Эволюционное дерево (аппликация).
Эволюция сегодня и завтра.
Практика
Завоевание суши. История динозавров. Необыкновенные предки современных теплокровных.
Тема 7. Весна в природе - 4 часа.
Теория
Признаки весны. Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги Саратовской области.
Весна в жизни животных. Весенние пейзажи. Секреты перелетных птиц. Международный День птиц.
Практика
Весна в жизни растений. Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений. Способы вегетативного размножения растений.
Тема 8. Природа под охраной - 3 часа.
Теория
Экологические проблемы. Экологические организации. Состояние природы с. Дубовка.
Методы охраны природы. Природоохранные территории. Экологическая тропа.
Практика
Исследования состояния природы. Экологические проекты. Экологическая акция «Чистый берег!»
Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда - 6 часов.
Теория
Здоровье и факторы риска болезни Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни.
Практика
Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека. Культура питания.
Анализ состава пищевых продуктов. Акция «Если хочешь быть здоров…». Итоговое отчетное занятие.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Темы занятий
Теория
Практика
Природа под микроскопом.
1.
Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.
1
2.
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.
1
3.
Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека.
1
Осенние явления в природе.
4.
Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных.
1
5.
Грибы. «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.
1
6.
Подготовка выставки и презентации мини-проектов « О чем нам осень рассказала».
1
Зеленый мир.
7.
Мир растений. Особенности и многообразие растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.
1
8.
Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные, ядовитые и лекарственные растения.
1
9.
Растения красной книги Саратовской области и меры по их охране.
1
Мир животных.
10.
Мир животных. Особенности и многообразие животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки.
1
11.
Мир беспозвоночных и позвоночных животных.
Определение членистоногих по рисункам и коллекции.
1
12.
В мире позвоночных животных. Животные в жизни человека.
КТД создание настольной игры «Зоолэнд»
1
13.
Животные красной книги Саратовской области и меры по их охране. Праздничная зоовикторина.
1
Организм человека.
14.
Человек - особенный. Как появился человек.
Выявление доказательств эволюции человека.
1
15.
Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека.
1
16.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
1
17.
Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.
1
Эволюция природы.
18.
Теория эволюции.
От Дарвина до Опарина. Доказательства эволюции.
1
19.
Начало эволюции. Рождение Земли. Первые «живые» в океане.
Эволюционное дерево (аппликация).
1
20.
Завоевание суши. История динозавров.
1
21.
Необыкновенные предки современных теплокровных. Эволюция сегодня и завтра.
1
Весна в природе.
22.
Признаки весны. Весна в жизни растений. По страницам красной книги Саратовской области.
1
23.
Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.
1
24.
Весна в жизни животных. Весенние пейзажи.
1
25.
Секреты перелетных птиц. Международный День птиц.
1
Природа под охраной.
26.
Экологические проблемы. Состояние природы с. Дубовка. Исследования состояния природы. ПДК.
1
27.
Методы охраны природы. Природоохранные территории. Экологическая тропа.
1
28.
Экологические проекты. Экологическая акция
«Чистый берег!»
1
Здоровье человека и окружающая среда.
29.
Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность.
1
30.
Здоровье и среда жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека.
1
31.
Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека.
1
32.
Здоровый образ жизни.
1
33.
Культура питания.
Анализ состава пищевых продуктов.
1
34.
Акция «Если хочешь быть здоров…». Итоговое отчетное занятие.
1
Условия реализации программы.
-
Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
-
Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.
-
Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.
-
Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ОГЭ по биологии в печатном и электронном формате.
Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ОГЭ по биологии.
Методическое обеспечение.
Принципы и этапы реализации программы
Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Принципы обучения
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;
Принцип доступности обучения;
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;
Принцип наглядности.
Формы и методы организации
Использование методов на занятиях:
- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.
Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.
Особая группа - это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:
-
Глубоко продуманные учебные цели;
-
Высокий уровень включённости учеников;
-
Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.
Формы организации занятий
-
Фронтальная (коллективная)
-
Групповая;
-
Индивидуальная.
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. На кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности - групповая. Индивидуальная форма - применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов или исследовательских работ.
Материально - техническое обеспечение
Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий. Оборудование и материалы:
-тематические папки,
-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,
-методические разработки занятий и массовых мероприятий,
-Компьютер, коллекции, наборы таблиц и др.
Информационное обеспечение программы
Литература для учащихся
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
7. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Литература для учителя.
-
Вельховер Е.С., Никифоров В.Г. Основы клинической рефлексотерапии. - М., 1984.
-
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1990.
-
Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М., 1999.
-
Лаптев А.П. Гигиена. Учебник для средних физкультурных учебных заведений. - М., ФиС. 1977.
-
Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В., Эйдельман М.М. Физиология питания. -М., 1989.
-
Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня / Пер. с болг. - СПб., 1986.
-
Петровский К.С. Гигиена питания. - М.: «Медицина», 1975.
-
Роджерс Н. Творчество как усиление себя. - Вопросы психологии, 1990.
Хмелевский Ю.В., Подберезкина Н.Б. Витамины и возраст человека. - Киев. 1990.
Учебно-методические комплекты.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
-
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
-
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана - Граф», 2007
-
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»
-
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана - Граф», 2007
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»
-
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
-
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
-
Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008
-
Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2008
-
Биология 6 - 9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека. Просвещение.
Ресурсы Интернет
ed.gov.ru - Министерство образования Российской Федерации
informika.ru - Центр информатизации Министерства образования РФ
school.eddo.ru - "Российское школьное образование"
mediaeducation.ru - Медиаобразование в России
shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
school.mos.ru - сайт "Школьник"
nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс
en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал