- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста, мозжечка»
Конспект урока Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста, мозжечка»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воропаева И.С. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по биологии
Подготовила: Бурлакова И.С.
Тема: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста, мозжечка»
Задачи урока:
Обучающие:
-
Обеспечить усвоение знаний о нервной системе;
-
Познакомить учеников с отделами головного мозга;
-
Раскрыть отличительные особенности отделов головного мозга;
-
Сформулировать понятие о головном мозге.
Воспитывающая:
-
Осуществить трудовое воспитание при работе с учебником.
-
Продолжить работу по формированию научного мировоззрения (раскрыть связь строения с выполняемыми функциями)
Развивающая:
-
Обеспечить развитие, обще-учебных умений и навыков.
Оборудование: таблицы ( «Строение нервной системы», «Строение головного мозга», «Строение спинного мозга», «Нейрон»), учебник.
Структура урока:
-
Организационный момент (2 минут)
-
Актуализация знаний (10 минут)
-
Изучение нового материала (25 минут)
-
Закрепление (5 минут)
-
Домашние задание (3минут)
Ход урока:
Содержание урока
Методы и средства обучения
I. Организационный момент.
Приветствие учеников. Отметка отсутствующих. Проверка наличия дневников, тетрадей, учебников у учеников.
II. Актуализация знаний.
Опрос учеников устно, у доски.
1 ученик, рассказывает о частях нервной системы(по таблице ученик показывает части нервной системы);
2 ученик, рассказывает о строении спинного мозга(по таблице ученик показывает строение спинного мозга, а именно оболочки спинного мозга, серое и белое вещество, центральный канал);
3 ученик, рассказывает о нервных путях и функциях спинного мозга(ученик показывает части нервной системы, по таблице показывает строение нейрона).
3 ученика получают обучающие тесты, по пройденной теме.
Индивидуальный опрос учащихся. Выполнение обучающих тестов.
III. Изучение нового материала
« На прошлом уроке, мы познакомились со спинным мозгом. Еще раз вспомним, где находится спинной мозг? (ответ учащихся: в позвоночном канале). Правильно ребята.
А сегодня на уроке, мы подробно познакомимся еще с одной частью центральной нервной системы - головным мозгом, который расположен в полости мозгового черепа. Масса головного мозга около1500 граммов, объем мозга около 1500см3. Головной мозг соединяется со спинным мозгом с помощью продолговатого мозга. В головной мозге, так же как и спинном имеется белое и серое вещество. Только в спинном мозге серое вещество внутри, а снаружи его окружает белое вещество и оболочки. В головной мозге серое вещество образует кору, которая покрывает мозг снаружи, и под корой располагается белое вещество.
Головной мозг имеет три отдела: передний отдел, в состав которого входят промежуточный мозг и большие полушария головного мозга; средний мозг; и задний отдел, представленный продолговатым мозгом, мостом и мозжечком.
Запишем схему:
Головной мозг
Задний отдел головного мозга:
1.Продолговатый мозг;
2.мост;
3.Мозжечок.
Передний отдел головного мозга:
1.промежу -
точный мозг;
2.большие полушария головного мозга.
Средний отдел головного мозга.
Теперь давайте разберем функции, которые выполняют эти отделы. Сегодня мы с вами начнем заполнять табличку, которую продолжим заполнять на следующем уроке. Сейчас мы изучим функции только двух отделов: заднего отдела головного мозга и среднего. А передний мозг, мы будем изучать на следующем уроке.
Отдел головного мозга.
Выполняющие функции.
Продолговатый мозг
1. Проводящая функция (проводит нервные импульсы по восходящим и нисходящим нервным путям)
2. Рефлекторная (здесь расположены центы регуляции дыхания, кровообращения, пищеварения; центры безусловных рефлексов: рвота, чихание, кашель, жевание, глотание, сосание)
Мост
1.Проводящая функция (проводит нервные импульсы по восходящим и нисходящим нервным путям)
2. Рефлекторная (здесь располагаются центры регулирующие работу мимических и жевательных мышц)
Мозжечок
Регулирует координацию всех движений, сохраняет равновесие тела в пространстве.
Средний мозг
Регулирует тонус мышц.Здесь расположены первичные зрительные и слуховые центры .
Ребята, табличку не закрываем. Её заполнение мы продолжим на следующем уроке.»
Рассказ с элементами беседы.
Объяснение строения головного мозга по таблице «головной мозг».
Запись схемы учениками в тетрадь.
Рассказ.
Записать таблицы в тетрадь.
IV. Закрепление изученного материала.
1.Какие отделы образуют центральную нервную систему? (спинной и головной мозг)
2.Какие отделы выделяют в головной мозге? (передний, средний и задний)
3.Чем представлен передний отдел головного мозга? (большими полушариями, промежуточным мозгом)
4.С помощью чего соединяются спинной и головной мозг? ( с помощью продолговатого мозга)
5.Какие функции выполняет продолговатый мозг?
( проводящую и рефлекторную)
6. Какие центры жизненно важные центы расположены в мосте? (центры регуляции мимических и жевательных мышц)
7.Какие функции выполняет мозжечок? (регуляция двигательных актов)
8. Какие функции выполняет средний мозг? ( регуляция тонуса мышц)
Фронтальный опрос
V.Домашнее задание.
Параграф 45. Отвечать на вопросы после параграфа. Учить записи в тетради.
Записать домашнего задания на доске.