- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по теме: «Рыбы – водные позвоночные животные». (7кл)
Конспект урока по теме: «Рыбы – водные позвоночные животные». (7кл)
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Боржова С.В. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по биологии в 7 классе
по программе Н. И.Сонина
Тема урока: «Рыбы - водные позвоночные животные».
Цель урока: Расширить знания об особенностях организации рыб как водных позвоночных
Задачи урока:
-
познакомить учащихся на примере рыб с дальнейшим общим усложнением строения и функций систем позвоночных животных.
-
развитие знаний о классах Рыбы.
-
воспитание бережного отношения к животным
Оборудование: учебник 7 класса, компьютер, диск с уроком, презентация, схема «Внешнее и внутреннее строение Рыбы»
Ход урока:
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
I Оргмомент
- Здравствуйте! Проверяем готовность к уроку. На парте у вас должен быть учебник, тетрадь, дневник, пенал.
Учащиеся проверяют готовность к уроку (наличие всего оборудования)
II Проверка д/задания
1) Прочитайте строчку перечисленных понятий: Кишечнополостные, Моллюски, Членистоногие, Хордовые, Насекомые, Иглокожие
- Определите, что лишнее и почему?
- С каким типом Животных мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто относится к этому типу?
- Что же объединяет этих животных в один тип?
2) Самостоятельная работа
- Выполним тест «Верно - неверно» (см. Приложение №1)
- Открываем тетради, записываем число
- А теперь проверим, как мы выполнили тест, поменяемся тетрадями.
Поставьте оценки 10-9- «5»
8-7- «4»
6-5-«3»
5 и менее - «2»
- Поднимите руки у кого 5, 4, 3.2
3) индивид.раб по карточкам
Учащиеся читают
-Лишнее Насекомые, потому что Насекомые это класс, а остальные понятия Тип
- Тип Хордовые
- Ланцетники, Оболочники, Рыбы, Звери и т.д.
- (Хорда, нервная трубка над Хордой, пищеварительная под хордой, двусторонняя симметрия, вторичная полость)
-Учащиеся работают с тестом
При проверки называют почему неверно
1 +, 2 - , не всех у позвоночных только на ранних этапах развития, а потом заменяется позвоночником; 3-, нервная система представлена трубкой, 4 - , пищеварительная система под хордой, 5- хордовые имеют двустороннюю симметрию тела, 6+, 7 - три подтипа Оболочники, Ланцетники, Позвоночные, 8+, 9 - , у Ланцетника - хорда.
10 - , ланцетник - это беспозвоночное животное
III Постановка темы и целей урока
О каких животных идет речь?
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
- Кто из вас рыбачил? А какую рыбу ловили?
- А что вы знаете о рыбах?
- А что бы вы хотели еще узнать о рыбах?
Рыба
Учащиеся называют, что им известно.
IV Изучение нового материала
1) Внешнее строение рыбы
- В настоящее время известно более 20000 видов рыб и около 20000 видов вымерших.
Всех их можно разделить на два Класса: Хрящевые и Костные.
- Почему получили такое название?
- Посмотрим на внешний вид рыбы. Какие отделы тела у рыбы?
- Откройте рабочую тетрадь и зарисуйте внешний вид рыбы
- Где обитают рыбы?
- Какие приспособления появились у рыб в связи с водным образом жизни?
- Составим кластер о приспособленности рыб
чешуя
Слизь защитный покров
Уменьшает силу трения форма обтекаемая
Окраска Рыба быстрее двигаться
скрывает
Боковая линия плавательный пузырь
Направление и силу всплывать, опускаться.
Тока воды Плавники
Парные непарные
Грудные брюшные Спинной, анальный Хвостовой
При поворотах, остановках устойчивость при движение
движении вперед
Имеют костный скелет и хрящевой
Голова, туловище, хвост.
-Выполняют задание № в раб тетради стр
- В пресных и морских водоемах
Чешуя, слизь, плавники, плавательный пузырь.
Работа в тетради.
2) Внутреннее строение рыбы
Какое строение имеет скелет? Раб с учеб.стр 177
- Позвоночник состоит из позвонков ( у окуня 39-42) Позвонок состоит из тела и верхней дуги, образуют канал, в нем находится спинной мозг. В туловищном отделе есть ребра
- Какое значение имеет скелет?
- Мышцы образуют мускулатуру. Какое значение они имеют?
- В туловище имеется полость тела, где расположены внутренние органы.
- Какие системы органов имеются у рыбы?
- Работаем по рисунку учебника стр 179
1) пищеварительная: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие. Железы: печень и поджелудочная.. Чем питаются?
2) дыхательная: жабры
- Зачем нужно делать проруби зимой?
- Можно ли по цвету жабр определить свежая рыба или поймана давно?
3) Кровеносная: двухкамерное сердце и один круг кровообращения
4) Выделительная: почки
5) Размножение: раздельнополые: яичники и семенники, наружное оплодотворение.
6) Нервная система: головной и спинной мозг, нервы.
Головной мозг имеет отделы: передний средний, мозжечок, промежуточный, продолговатый.
- Чем нервная система рыб отличается от нервной си темы Ланцетника?
- А теперь закрепим и посмотрим видеофильм о внутреннем строение рыбы.
Скелет головы, скелет туловища, плавников
-Опора мышц и защита внутренних органов
- вызывают изгибание тела
- Кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, нервная, размножение
Растениями, червями, другими рыбами
- Чтобы был доступ кислорода, не было замора рыбы
- Алые свежая, темные давно
- У ланцетника трубка
Смотрят фильм(диск к учебнику)
3) Органы чувств рыбы
-Прием « чтение инсерт»
- На партах лежит дополнительный текст(Приложение №2)
, прочитайте его и карандашом отметьте, что вам уже известно, что для вас новое, что не понятно. Отметьте это специальными значками.
+ - это новое, - - это противоречит моим прежним предположениям
V - это я знаю ? - это спросить у учителя
- Беседа по тексту
- Какие органы чувств есть у рыб?
Работа с текстом Органы чувств рыбы
VЗакрепление
- Итак, что же вы сегодня узнали на уроке про рыб?
- Составим Синквейн со словом рыба
- Найдите ошибки в тексте: (Приложение №3)
Учащиеся называют, что запомнили
1 Рыба
2 Хищная, костная
3 Плавает, кормит, обитает
4 Ведут водный образ жизни
5 Окунь
VI Домашнее задание
Стр176-179 перес.; зад № стр в раб тетр
Записывают домашнее задание
VII Подведение итогов
- учитель подводит итог урока, выставляет оценки
Приложение №1
Верно - неверно
1 Хорда - это осевой скелет.
2 У всех хордовых животных хорда сохраняется в течение всей жизни.
3 Нервная система хордовых представлена узлами.
4 Пищеварительная система Хордовых расположена над хордой.
5 Хордовые животные имеют как двустороннюю симметрию тела, так и лучевую.
6 Над хордой расположена нервная трубка.
7 В типе Хордовые выделяют два подтипа Бесчерепные и Позвоночные.
8 Дыхательная система тесно связана с передним отделом пищеварительной трубки.
9 У ланцетника внутренний скелет представлен позвоночником.
10 К позвоночным животным относятся Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Ланцетники и Млекопитающие.
Приложение №2
Органы чувств рыбы.
Органы чувств позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде. Важную роль при этом играют глаза. Окунь видит только на сравнительно близком расстоянии, но различает форму и цвет предметов.
Впереди каждого глаза окуня помещается по два отверстия - ноздри, ведущие в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния.
Органы слуха снаружи не видны, они помещаются справа и слева черепа, в костях задней его части. Благодаря плотности воды звуковые волны хорошо передаются через кости черепа и воспринимаются органами слуха рыбы. Опыты показали, что рыбы могут слышать шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.
Органы вкуса - чувствительные клетки. Они расположены у окуня, как и у других рыб, не только в ротовой полости, но и разбросаны по всей поверхности тела. Там же находятся и осязательные клетки. У некоторых рыб ( например, у сома, сазана, трески) на голове есть осязательные усики.
Для рыб характерен особый орган чувства - боковая линия. Снаружи тела виден ряд отверстий. Эти отверстия связаны с каналом, расположенным в коже. В канале находятся чувствительные клетки, соединенные с нервом, идущим под кожей.
Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.
Приложение №3
Надкласс Рыбы - это разнообразные беспозвоночные животные. Многие из них имеют лучевую симметрию тела, так как ведут малоподвижный образ жизни. Они имеют наружный скелет и брюшную нервную цепочку. Кровеносная система незамкнутая, и кровь выливается в полость тела. Для них характерно бесполое размножение. Они плохо приспособлены к условиям окружающей среды . Обитают только в водной среде.