• Преподавателю
  • Биология
  • Интегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 класс

Интегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: «Генетика и селекция (обобщение)».

И.А.Аклеева

Тип урока: интегрированный (биология с элементами литературы.)

Цель урока: обобщить знания по теме: «Генетика и селекция»

Задачи урока: 1. Мотивировать обучающихся на работу с разными источниками информации, в том числе и художественной литературой.

2. Продолжить формирование у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, на примере жизнеописания и деятельности ученых - генетиков.

  1. Расширить знания, обучающихся о достижениях ученых в области генетики и селекции.

Ход занятия:

  1. Организационный момент Объявление темы, целей и задач.

  2. Проверка домашнего задания: можно провести, используя метод Т.Р.И.З.- технологии кластер (виноградные гроздья). Учащиеся составляют в тетради, один защищает у доски.

Ученые - генетики

Интегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 классИнтегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 классИнтегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 класс

Г. Мендель Т. Морган Мичурин И.И.

Интегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 классИнтегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 классИнтегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 классИнтегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 классИнтегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 классИнтегрированный урок по биологии и литературе на тему: Генетика и селекция, обобщение 10 класс

I закон II закон III закон. Метод ментора Районирование сортов

. Закон сцепленного наследования.

В качестве проверки знаний можно использовать программированный опрос: тестовое задание на тему «Генетика и селекция», используя ИКТ.

Тестовое задание на тему «Генетика и селекция».

1. Чистая линия - это: а). Естественная популяция.

б). Естественные виды.

в). Межлинейные гибриды.

г). Популяция гомозиготных особей.

2. Создал капустно- редечный гибрид путем полиплоидизации:

а). И.В.Мичурин.

б). Г.Д.Карпеченко

в). Н.В.Цицин

г). Н.И.Вавилов.

3. Породой, сортом, штаммом называют:

а). Определенный вид организмов.

б). Совокупность организмов биоценоза.

в). Искусственно созданную человеком популяцию организмов. г). Природные популяции диких животных, растений, грибов.

4. Для гетерозиса не характерно повышение:

а). Жизнеспособности.

б). Устойчивости к болезням.

в). Продуктивности.

г). Гомозиготности.

5. Южноазиатский центр происхождения культурных растений является родиной:

а). Сои.

б). Риса.

в). Винограда.

г). Картофеля.

6. Полиплоидия обусловлена:

а). Изменением структуры хромосом.

б). Увеличением количества хромосом, кратного гаплоидному.

в). Уменьшением количества хромосом, кратного гаплоидному.

г). Уменьшением или увеличением количества хромосом, не кратного гаплоидному.

7. Отдаленная гибридизация- это:

а). Близкородственное скрещивание.

б). Получение межлинейных гибридов.

в). Скрещивание особей разных видов.

г). Получение полиплоидных форм организмов.

8. Среднеземноморский центр происхождения культурных растений является родиной:

а). Капусты.

б). Винограда.

в). Томатов.

г). Арбуза.

9. Основные селекционные методы, применяемые в микробиологической промышленности:

а). Индивидуальный мутагенез.

б). Естественный отбор.

в). Инбридинг.

г). Аутбридинг.

Оценку знаний можно провести на уроке работая в парах, или самопроверку, используя ключ и критерии оценки.

Ключ: 1.г. 2.б. 3.в. 4.г. 5.б. 6.б. 7в. 8.а. 9а.

Критерии оценки: 0 ошибок - 5.

1-2 ошибки - 4.

3-4 ошибки - 3.

5 и более - 2.

III. . Новый материал:

  1. Учитель: Сегодня будет нетрадиционный подход к биологической теме: Селекция и генетика. К вопросам генетики и селекции обращались ученые - генетики, историки и даже литераторы.

Рассмотрим несколько точек зрения на нашу проблему. Но прежде мне хотелось бы заострить внимание на личностях ученых - исследователей.

  1. Учащиеся выступают с сообщением о жизни и деятельности Н.И.Вавилова и его противника Т. Лысенко. На экране высвечиваются фотографии ученых.

  2. Изучение нового материала можно провести в виде театрального чтения, где учитель выступает в роли повествователя, а обучающиеся читают литературные отрывки.

Класс работает, используя прием ТРИЗ «Бортовой журнал» по форме: 1). ФИО - ученого героя романа; 2). Кого поддерживает; 3). Основные открытия, идеи.

Учитель: В романе Владимира Дудинцева «Белые одежды» в художественной форме воссоздаются события, связанные с противостоянием двух противоположных с точки зрения науки, политики и идеологии направлениях. Как разобраться, кто прав: самозванец Лысенко, практик Мичурин или генетик Вавилов?

Главный герой романа Дудинцева, Федор Иванович Дежкин приезжает в сельскохозяйственный институт, где происходит противоборство небольшой группы истинных ученых под руководством Ивана Ильича Стригалева, которому студенты дали кличку «Троллейбус».

Цель приезда Дежкина была четко сформулирована полковником госбезопасности Свешниковым, занимающимся делом аграрников: «Приехал вейсманистов- морганистов шерстить».

Знакомясь с судьбами героев романа, мы получаем информацию о том, что происходило в науке в 30- 40-х годах XX века на примере Святозара Алексеевича Посошкова.

1 отрывок: «Сложный человек Светозар Алексеевич», - подумал он, вздыхая и хмурясь. Академик Посошков, когда - то в тридцатых годах был одним из известных менделистов, сторонником того учения в биологии, на котором и гитлеровский режим ухитрился построить свои расистские бредни. Конечно, никто не считал академика расистом. Если было бы иначе, ему бы несдобровать. Но все же о нем поговаривали с угрозой те, кто любит нажимать на педали и готов пустить в ход словечко «враг». А куда денешься? Этот менделизм - морганизм (иные добавляли еще к этим словам и «вейсманизм») содержит ведь тезисы, которые можно использовать. И использовали! Кто же может в двадцатом веке толковать о каком - то наследственном веществе. Чушь, какая - то! Все же академик вовремя отрекся от заблуждений и читал студентам свой пересмотренный курс, убедительно ругая монаха Менделя, правда, немного громогласно» [1, с.9].

Учитель: Представителем враждебного лагеря является Кассиан Дамианович Рядно, мечтавший присвоить себе чужое научное открытие - новый сорт картофеля «Майский цветок», сверхранний и морозостойкий, полученный путем прививок и воспитания в сложных погодных условиях.

Однако Дежкиным с некоторых пор овладели сомнения.

Отрывок 2. «Весь кабинет был увешан и уставлен выращенными академиком чудесами. В углах стояли снопы озимой пшеницы, которую народный академик, как его называли газеты, переделал в яровую, и яровой, получившей свойства озимой. В дальнем углу скромно топорщился снопик с огромными колосьями ветвистой пшеницы, на которую возлагал особые надежды Трофим Денисович Лысенко и которая, как известно, не удалась. С этой пшеницей работал и академик

Рядно, и тоже безуспешно. На стенах кабинета висели отформованные из папье - маше и раскрашенные желтые помидоры - копии, полученных на одном кусте с красными путем прививки. Висели большие фотографии в рамках: знаменитый кавказский граб, на котором вырос лесной орех - лещина, и сосна из Прибалтики, породившая ветку ели. На специальной полочке, в центре стены, лежали крупные розовые клубни картофеля - знаменитый «Майский цветок». Сверхранний и морозостойкий сорт, полученный ученым путем прививок и воспитания в сложных погодных условиях.

Федор Иванович оглядел все фотографии и отвел глаза. С некоторого времени им овладели сомнения. Насчет граба, породившего лещину. Он твердо знал, что никакого порождения тут нет, что это простая прививка, шалость лесника. Он все не отважился поговорить об этом с академиком. Но «Майский цветок» всегда прогонял его сомнения. Это был настоящий новый сорт, чудо селекции» [1, с.13].

Учитель: О политической подоплеке завязавшейся борьбы говорит сам академик Рядно:

Отрывок 3. «Происходит борьба идей. Идеалисты, мракобесы идут в наступление. Там, куда ты поедешь, а ты поедешь в город, где учился, - там, сынок, давно сложилось целое кубло вейсманистов - морганистов. … Но они знают, сволочи, куда направить удар. Они замахнулись на завтрашний день науки - на нашу смену, на молодые умы. Отравляют…» [1, с.14 - 15].

Учитель: На стороне лжеученого целый ряд самозванцев в науке: Ходеряхин, Краснов, Саул Бружак. О то, что это некомпетентные, даже в своей области, люди говорит целый ряд фактов.

Отрывок 4. «-Мною... нами было замечено, - начал докладывать спортсмен и, выпрямившись, развернул тяжелые плечи, но привычная сутулость опять стянула их, пригнула книзу,- … было замечено, что сорта «Лорх» и «Вольтман», которые росли по соседству с местным сортом «Желтушка» -через дорогу...опылились пыльцой последнего, которая подействовала и на клубни обоих сортов...Последние стали в большинстве похожи на клубни сорта «Желтушка» ...

- Это я все читал в вашей статье,- сказал Федор Иванович и умолк, медленно краснея. Помолчав, спросил: - То есть вы хотите доказать, что если мать блондинка, а отец брюнет, то

не только их дитя будет черноволосым, но и у матери глаза и волосы должны в ходе беременности почернеть... Таких случаев наука еще не знает. Следующей весной вы, наверное, повторите эксперимент...

- А известно ли вам, товарищ Краснов, что картофель не перекрестное, а самоопыляющееся растение? Вы же ВУЗ кончали!

-Товарищ Краснов! Я вижу, вы не согласны. Но вы должны это знать - картофель не ветроопыляемое растение. У него пыльца не как у злаков, не может летать. Она тяжелая, как крахмал. И устройство пыльников - они никогда не раскрываются полностью. Там есть такая маленькая пора - и через нее пыльца просыпается, по мере созревания, прямо на собственное рыльце. Понаблюдайте, насекомые не посещают цветков картофеля - там нечего брать. И не потому, что пыльца какая - нибудь невкусная. Я сам, еще студентом... Останется, бывало, в пробирке лишняя пыльца картошки - высыпал ее на прилетную доску в улье. Пчелы мигом всю подбирали! Поняли? То, что вы говорите. Физически невозможно: тяжелая пыльца. Если не прилипнет к рыльцу, отвесно падает на землю...» [1, с.51 - 52].

Учитель: Истинного ученого не обманешь. Опытным глазом видит Дежкин, что опыты по селекции растений и генетике продолжаются в институте под угрозой арестов и репрессий.

Отрывок 5. «Как раз в это время маленькая искорка плавно опустилась перед ним и, наконец, села ему на мизинец. Это была мушка - дрозофила - знаменитый объект изучения у морганистов. Она несколько раз раскрыла крылышки и сложила, пробежала вправо, пробежала влево и исчезла.

- Кажется, дрозофила меланогастер, - сказал Федор Иванович. - Правда, я не очень в этом...

-Фруктовая мушка, могла запросто с улицы прилететь, сейчас лето, - небрежно заметил Стригалев.

- Мне показалось... у нее были красные глаза, - возразил с улыбкой Федор Иванович. Я читал Добржанского.

- Составить акт? - угрожающе - устало сказал профессор Хейфец.

- Уж и акт! Однако у мушки был такой же вызывающий вид. Она заодно с вами!

- Вся природа заодно с нами, - сказал профессор. Он уже лез на вилы» [1, с. 27 - 28].

Учитель: Настоящий ученый Стригалев по кличке Троллейбус в оранжерее продолжает работу над новым сортом картофеля. Открыто выступает против лженауки Хейфец. Некоторые были вынуждены скрывать свои истинные взгляды, но при этом подталкивали студентов к тому, чтобы к истинно научным взглядам они пришли экспериментальным путем.

В «Белые одежды» были вынуждены рядиться истинные ученые, потому что «маска всегда была и остается тактическим приемом и в то же время верным знаком продуманного и закоренелого упорства со стороны всякой антинаучности».

Трудное было время: Цвях так его характеризует: «С биологической наукой сегодня все стали следователями. … Брякнешь что не так - и нет человека».

Отрывок 6. «(Доклад Цвяха)

- Товарищи! - написал он в начале. - Как сказал наш академик - президент Трофим Денисович Лысенко, - история биологии - это арена идеологической борьбы. Два мира, - учит он, - это две идеологии в биологии. Столкновение материалистического и идеалистического мировоззрения в биологической науке имело место на протяжении всей истории. Особенно же резко эти направления определились в эпоху борьбы двух миров...

Новое действенное направление в биологии, вернее, новая, советская биология, агробиология встречена в штыки представителями реакционной зарубежной биологии, а также рядом ученых нашей страны» [1, с. 76].

Учитель: Стреляли, судили, арестовывали, исключали, жгли учебники, книги, портреты.

Но истинная наука победила. О достижениях наших ученых узнали за границей. Сорт картофеля был не просто получен, а дал первый урожай на опытной станции. В финале книги герой сберег мешок картофеля, а значит, наука продолжает бороться и развиваться.

Вывод: сходны судьбы многих истинных ученых в этот период жизни России: судьба Дежкина, Стригалева, Лены очень похожи на судьбу самого Н.И.Вавилова.

Так что - же такое «Белые одежды»? В библии сказано, что в белые одежды будут облачены верные люди, перешедшие Армагеддон, сохранившие верность. Видел ли на себе Дежкин «Белые одежды»? Нет.

Отрывок 7. «Белые одежды! Он никогда их не видел на себе...

Впрочем, это можно понять. Человеку не дано видеть свои деяния, продиктованные тем, что называют «возвышенными чувствами». Он не знал, что это - ценности, которые можно зафиксировать и предъявить. Вот причина, почему это определение приклеивают, в основном, не по адресу. Как открыл Федор Иванович еще в свои студенческие годы, добро - это страдание. «Сии, облеченные в белые одежды», - они приходят от великой скорби. А когда страдаешь - тут не до анализа своих качеств.

Но «он вдруг почувствовал отчетливо, что и та, его личная железная труба по которой все эти пять лет, шел он, ни разу не остановившись и не попятившись, кончилась тоже».» [1,с.576 - 577].

Надеюсь, вам было интересно познакомиться с действующими лицами романа, хотелось бы, чтобы за летние каникулы вы его прочтете полностью.

Домашнее задание:

  1. Написать очерк о науке генетике.

  2. Индивидуальные задания: приготовить сообщения на темы «Клонирование», «Генная инженерия», «Клеточная инженерия».


Литература:

  1. Владимира Дудинцева «Белые одежды», любое издание.

© 2010-2022