Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ на уроках биологии

как способ повышения мотивации

к изучению предмета

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому, идя в ногу со временем, я стараюсь как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своих предметов, реализуя при этом следующие цели и задачи:

1. Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных). 3

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  • подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:

  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Поставленные цели и задачи заставили меня изучать методические приемы применения компьютерных технологий на уроках , которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавали условия для саморазвития и адаптации школьников.

Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, улучшение успеваемости, качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали более глубокому изучению методики и применению на уроках новых информационных технологий.


  1. Современные электронные образовательные ресурсы .

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Классификация электронных образовательных ресурсов может быть проведена по нескольким направлениям:

- по технологии создания

  • текстографические ресурсы - отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций - материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, также они имеют существенные отличия в навигации по тексту

  • мультимедиа ЭОР - ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания. Принципиальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

  • по виду содержимого - электронные справочники, викторины, словари,

учебники, лабораторные работы;

  • по типу среды распространения и использования - Интернет-ресурсы, онлайн-ресурсы, ресурсы для электронных досок;

  • по реализационному принципу - мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

  • по составляющим - лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы

- по типу применения - для работы как непосредственно на занятиях в классе, так и для самостоятельной работы учащихся.

3. Формы использования ИКТ.

При подготовке и проведении уроков биологии на различных ступенях обучения я использую различные формы ИКТ, а именно:

  • Готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

  • Мультимедийные презентации , использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся (приложение 1)

Ресурсы сети Интернет ( приложение 2)

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, мой личный сайт ) и становится составной частью современного образования.

Использования Интернет- ресурсов: библиотека, медиатека, возможность к

общению, которые предложены каждому участнику образовательного процесса, имеющему доступ в ИНТЕРНЕТ.

Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Желательно использование интерактивной доски так, как есть ряд преимуществ как для учителей так и для учащихся, позволяющих в полной мере изложить и достаточно хорошо усвоить изучаемый материал..

Преимущества для учителя:

  • позволяет учителям объяснять новый материал из центра класса;

  • поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

  • позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

  • вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

  • позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностя;

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;

  • отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

Этот ресурс ,ни смотря на все перечисленные преимущества в образовательном процессе, пока отсутствует с нашей школе, и применить его нет возможности, но изучая методику его применения надеюсь на то,

что в скором будущем мои знания пригодятся и будет возможность

передать из школьникам.

4.Эффективность использования в школьной практике

электронно-методических материалов

Использование в школьной практике электронно- методических материалов эффективно в плане изучения предметов, так как :

1. Реализуются новые цели образования:

- организация самостоятельной продуктивной деятельности;

- формирование информационной грамотности и компетентности;

- индивидуализация процесса;

- ценностно-смысловое определение учащихся.

2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет:

  • расширения возможностей доступа к образовательной информации;

  • совершенствования организационных форм и методов обучения,

воспитания;

  • формирования умения самостоятельно приобретать знания;

  • визуализации представленной информации;

  • ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;

  • развития творческого потенциала учащихся;

  • незамедлительной обратной связи;

  • одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.

3. Используя наработанные материалы, учитель освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.

Эффективность использования ИКТ на уроках биологии доказывают следующие мониторинговые наблюдения, которые проведены мною за последние 2-3 года.

Наблюдения показывают, что учащимся становится интересно познавать предмет с помощью компьютерных технологий. Работа на уроке становится более увлекательной и интересной, а выполнения домашних

заданий, будь то выполнение лабораторной работы, подготовка реферата, сообщения, презентации по заданной теме носит не только познавательный, но и творческий характер.

Было отмечено, что когда мною делались первые шаги в данном направлении, ребята ни охотно соглашались на такую работу, но со временем работа, связанная с использованием компьютера становилась для них все более интересной, и в настоящее время учащиеся сами изъявляют желание выполнить ту или иную работу, и даже сами предлагают темы презентаций.

А вопросов связанных с подготовкой и выполнением заданий становится все меньше, это говорит о нарастающей компетентности учащихся в работе.


  1. Успеваемость и коэффициент качества знаний учащихся по биологии .

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

2. Степень заинтересованности учащихся в подготовке домашнего задания с использованием ИКТ.

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Но ни смотря на некоторые положительные результаты , которые получены в данном направлении, очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

На основании полученного опыта можно сделать вывод, что использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Можно использовать интерактивный тренинг - подготовка к экзаменам, который упрощает старшеклассникам и выпускникам подготовиться к новому виду итоговой государственной аттестации, даёт возможность получить подробный анализ результатов тестирования по биологии и устранить пробелы в знаниях, психологически подготовиться к новым требованиям проведения выпускных школьных экзаменов.

Заключение

Выбранные мною приёмы использования ИКТ далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следует, что необходимо продолжать работать в данном направлении, добиваться хороших результатов и повышать качество знаний учащихся. Повышения мотивации к изучению предмета биологии можно реализовать продолжая работать над следующими проблемами:

  • Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе в условиях модернизации современной школы.

  • Расширять арсенал форм, методов, приёмов работы на уроках биологии.

  • Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии а значит, повышать качество знаний.

  • Работать с электронными приложениями учебников.

  • Работать над проектами, выполняя их как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

Результативность моего опыта использования ИКТ на уроках биологии, можно проследить по следующим фактам:

-Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов.

-Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих биологию для сдачи выпускного экзамена.

-Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

Приложение 1.



Биосфера и ее границы.

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета


Приложение 2.

Интернет - ресурсы.


mioo.seminfo.ru

Московский институт открытого образования. После прохождения курсов есть возможность получения документа гос. образца.

eois.mskobr.ru/

Портал «Единой образовательной информационной среды»

iteach.ru

Образовательная программа Intel «Обучение для будущего».

fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах

eorhelp.ru

Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР

konkurs-eor.ru/materials

Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю

school.edu.ru

Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР

it-n.ru

Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов

openclass.ru

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР

infourok.ru/konkurs

Международные дистанционные олимпиады в рамках проекта «Инфоурок»




© 2010-2022