Внеклассное занятие «Вода – краса природы»

Внеклассное занятие «Вода - краса природы» позволяет донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Это занятие способствует пробудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем. Данное мероприятие позволяет расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь, способствует формированию предст...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие «Вода - краса природы», для учащихся 7 - 9 классов,

Блаженко С.А., учитель биологии БОУ СОШ №1 станицы Динской

Оборудование: презентация, плакаты:

1. От качества потребляемой воды напрямую зависит здоровье человека и животных;

2. Чем чище вода - тем лучше экология и красивее родная природа;

3. Что лучше - тратить много денег на очистку воды или стараться её не загрязнять;

4. Хотя вода благодаря круговороту является постоянно обновляемым ресурсом, грязная и отравленная вода - это смертельная угроза для всего живого.

Цель занятия: донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Пробудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, и главное, в будущем.

Задачи:

  1. расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;

  2. способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;

  3. содействовать закреплению у школьников желания беречь воду;

  4. способствовать формированию культуры рационального водопользования.

Ход занятия.

(Слайд№1) Учитель: ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о воде, её роли в природе и жизни человека. О ней высказывались и великие люди. "Вода - краса природы", - говорил С. Аксаков.

(Слайд№2) «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете…» (Антуан де Сент Экзюпери.)

(Слайд№3) Вода, вода
Коротенькое слово,
А сколько силы
в нем заключено:
Начало жизни -
- первого цветка.
Течет вода,
И оживает вся природа,
С ней дышится легко,
И ветерок ей рад,
И радуется глаз
Цветенью огорода,
И созреванию плодов.

(Слайд№4) Цель нашего занятия, поговорить о важности воды для жизни планеты в настоящем и, и главное, в будущем.

В 21 веке мы начинаем понимать, что самые дорогие сокровища нашей планеты Земля - не золото и бриллианты, а те, что кажутся нам бесплатными и неисчерпаемыми: вода и воздух. Почему так много внимания воде? Давайте послушаем ребят, пожалуйста, мои экологи (1- 6 ученики)

(Слайд№5) 1 ученик (эколог): Дороже воды нет ничего на свете! Если иссякнут запасы угля, газа или нефти, человечество, приложив усилия, найдёт им замену: энергию и тепло могут давать и Солнце, и ветер, и даже морские приливы. А без воды не будет жизни на Земле. Как говорил русский учёный - гидролог Николай НиколаевичГорский: «Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит худшее - недостаток чистой воды»

(Слайд№6) 2 ученик (эколог): Из 7 млрд. жителей планеты почти 3 млрд. человек не имеют возможности пить чистую воду. Мировые запасы питьевой воды могут истощиться из - за нерационального водопользования или загрязнения. К 2050году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды.

(Слайд№7) 3 ученик(эколог): минимальное количество воды, необходимое человеку для выживания - 0,5 литра воды в сутки, необходимое количество воды для человека - 2 литра в сутки. Вода - живительная влага нашей планеты. Именно ей мы обязаны жизнью.

(Слайд№8) 4 ученик(эколог): По данным «Всемирной организации защиты окружающей среды» человечество «производит» 20 млрд. тонн отходов и 85 % из них сбрасывается в водные бассейны. Почти вся грязь остаётся в прибрежных акваториях, становясь причиной больших и малых экологических бедствий.

(Слайд№9) 5 ученик(эколог): Стыдно в этом признаться, но человечество давно включило реки, моря и океаны в систему… канализации. Сточные воды сливаются в акватории без предварительной очистки.

(Слайд№10) 6 ученик(эколог): Ребята, БЕРЕГИТЕ ВОДУ! Для примера приведём среднестатическое потребление воды среднестатическим гражданином России.

Примерные расчёты таковы:

Вид потребления

Расход воды, л

Чистка зубов

10

Туалет, 1 смыв

9

Душ, в минуту

20

Ванна

200

Мытьё рук

10

Стирка в стиральной машине (1 цикл)

150

Средний расход водопроводного крана

15 л в минуту

(Слайд№11) Учитель: Ребята, каждый человек знает, что без воды нет жизни. Без воды люди не проживут и 2 - 3 дня, ведь сам человек в большей части состоит из воды. Но что же делают люди? Они считают, что на Земле много воды, забывая о том, что много солёной воды, а пресной мало. Загрязняют реки и озёра промышленными отходами, мусором, осушают без надобности болота. А что творится в водоёмах? Прошу справку.

7 ученик (историк): В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал отправился на лодке в плаванье через Атлантический океан. Вот что он писал: « Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут…. До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину»

Со времени путешествия прошло много лет, а загрязнения океана увеличивается.

(Слайд№12) Учитель: Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри - Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство».

(Слайд№13) Учитель: Ребята, вашему вниманию предлагаем загадки связанные с водой.

Загадки:

1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

2. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)

3. В новой стене,

В круглом окне,

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

4. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (Болото)

5. День и ночь кричит, а голос не устаёт. (Водопад)

6. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

7. С неба пришёл и в землю ушёл. (Дождь)

8. Молчит холодною зимой,

Но, разговорчива весной. (Река)

(Слайд№14) Учитель: ребята, о безрассудстве человека по отношению к природе известно много фактов, например, ещё в 5 веке до нашей эры персидский царь Кир переправлялся со своим войском через реку Дияла (запад современного Ирана). Во время переправы утонул любимый конь царя, его унесло потоком воды на глазах хозяина. Разгневанный царь приказал солдатам наказать реку. По царскому слову было прорыто 360 каналов. Примерно за год вода ушла, а затем засуха обрушилась на крестьянские дома. Места стали безлюдными, крестьяне были вынуждены уйти из этих мест. Более 1000 лет понадобилось, чтобы на месте некогда полноводной реки возник слабый ручеек, но до сих пор он не превратился в нормальную реку. Сейчас географы относят этот район к полупустынным.

(Слайд№15) Учитель: Ребята, давайте вспомним пословицы о воде.

Примерный перечень пословиц и поговорок:

1.Когда пьёшь воду, помни об источнике.

2. Что в воду упало, то пропало.

3. Воды жалеть, кашу не сварить

4. Не всякая водица для питья годится

5. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

6. Мутная вода не из чистого озера течет

7. Неразумного учить, что в бездонную кадку воду лить

8.Под лежачий камень вода не течет

9. Чистая вода - для хвори беда

10. Где была вода, там и опять будет.

11. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

12. Воду варить - вода и будет.

(Слайд№16) Учитель: Ребята, сохранение окружающей среды начинается с собственного дома. ЭТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ!

8а ученик (практик): старайтесь покупать моющие средства, не содержащие фосфаты. Попадая в реки, пруды и озера, эти вещества вызывают бурное размножение планктона, и вода делается мутной. В условиях недостатка света замедляется процесс фотосинтеза у водных растений, а значит, уменьшается концентрация кислорода - погибает большинство обитателей водоема.

(Слайд№17) 9 ученик(практик): используйте на садовом участке органические удобрения - компост и навоз. Избегайте химических пестицидов и гербицидов: попадая в почву и водоемы, они отравляют все живое.

(Слайд№18) 10 ученик(практик): во время мытья машины пользуйтесь ведром, а не шлангом - это значительно снизит затраты воды.

(Слайд№19) 8б ученик (практик):не ловите рыбу сетями. Не бросайте мусор и старые вещи в воду: через год в вашей реке или озере может вообще не остаться рыбы.

(Слайд№20) Учитель: ребята, прослушайте стихотворение Сергея Михалкова «Прогулка» и сделайте выводы.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...

- Эй, ребята! - крикнул Дима. -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли -

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули - и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

(Слайд№21) Ребята, вашему вниманию Викторина

  1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).

  2. Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).

  3. Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).

  4. Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).

  5. За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).

(Слайд№22)

  1. Какой злак растет под слоем воды? (Рис).

  2. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).

  3. Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).

  4. Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).

  5. Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).

  6. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).

  7. Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).

  8. Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).

  9. Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).

Учитель: А вот некоторые факты о современном состоянии воды, а также прогнозы на будущее:

  • (Слайд№23) по подсчётам ООН, к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в регионах, испытывающих средний или сильный недостаток воды;

  • (Слайд№24) в развитых странах до 30% воды теряется при доставке потребителю, а в крупных городах потери составляют 40 - 70%;

  • (Слайд№25) в развивающихся странах почти 90% канализационных стоков сливаются в водоёмы и реки без какой - либо очистки;

  • (Слайд№26) ежегодно 2,2 миллиона человек в мире умирают от болезней, связанных с низким качеством воды, 90% из - них - дети до 5 лет.

  • (Слайд№27) По заключению экспертов ООН самое высокое качество питьевой воды наблюдается сегодня в Финляндии, Канаде и Новой Зеландии, самое низкое - в Бельгии, Марокко и Индии. По ее запасам на душу населения лидируют Гренландия, Французская Гвиана и Исландия. В этом списке Россия не входит даже в первую десятку, в связи с чем контроль качества питьевой воды становится неотъемлемой необходимостью в нашей повседневной жизни.

(Слайд№28) Ребята, а сейчас я вам предлагаю сочинить четверостишие из предложенных слов по теме охраны воды.

Слова для четверостиший: река, вода, охрана, природа, человек, загрязнение, жизнь, красота, радость, океан, любовь, заводы, люди, отходы.

Учитель: подытожить сегодняшнее занятие нам поможет видеоролик.

(Слайд№29) Учитель: Издавна люди понимали, что са­мое главное и нужное на Земле. В подтверждение моих слов я прочитаю сказку А. Исаакян «Самая нужная вещь»

Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него 3 сына. Когда царь состарился, он пожелал передать бразды правления тому из сыновей, кто окажется более способным к этому нелегкому делу.

Он сказал, вы видите, что отец стар и не мо­жет больше править страной. Кому из вас по силам будет исполнить мою мечту, станет править моим народом. Видите вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Оно пустует. Я мечтал заполнить его чем-нибудь таким, что было бы самым нужным на свете. Но найти эту самую нужную вещь так и не смог. Отыщите её вы и заполните моё хранилище.

Сыновья отправились в путь. Долго ездили они из города в город, из страны в страну, и в назначенный день предстали перед отцом.

Старший сын: Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без него?

Средний сын: Землёй заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в ми­ре нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без зем­ли?

Младший сын: это огромное хранилище заполню только светом и водой. Без света на зем­ле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде.

(Слайд№30) Учитель: Ребята, свой вклад может внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистой воде, то на всей Земле чистой воды станет больше.

(Слайд№31-32) Ребята, вашему вниманию фотографии проведенной нами акции по очистке берега реки Кочеты.

(Слайд№33) Синквейн (Вода)

7


© 2010-2022