Доклад Использование лабораторного оборудования на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Алтайского края







Использование лабораторного оборудования на уроках биологии







Выполнила учитель биологии

Герасимова Галина Павловна










с.Березовка

2015г.

Проблемы биологии и школы сегодня неотъемлемы от проблем и жизни общества. Прошли те времена, когда биология была экзотическим предметом, рассказывающим о зверюшках, цветках, далеких экспедициях Ч. Дарвина… Сегодня биология - это проблемы биологического кризиса, роста генетического груза человека, резкого роста заболеваний, исчезновения лесов, загрязнения рек и морей.

Школьная биология важна и как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Любовь к природе, к животным, растению, человеку как удивительному и бесценному вселяет в сердца школьников добро и милосердие, без которых нет личности, нет человека.

В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов и практических работ. Учебная работа проводится как с объектами живой природы, так и с гербариями, коллекциями, микропрепаратами, влажными и остеологическими препаратами. Определенная часть лабораторных работ проводится с использованием лабораторного оборудования и приборов. Методы исследования, применяемые в лабораторных работах по биологии - наблюдение, эксперимент, моделирование.

Для получения прочных знаний по биологии объем лабораторных и практических занятий должен быть значительным. Увеличение количества проводимых опытов, их безопасность, наглядность и доступность - все это позволяет повысить интерес к биологии, развить практические умения и навыки учащихся, а в конечном итоге - улучшить качество знаний. Именно этим требованиям должно соответствовать устройство лабораторного оборудования.

Все используемое ранее лабораторное оборудование было разрозненно, состояло из отдельных предметов, было разнотипно по размерам, материалам и характеристикам. Использование компактных микролабораторий для проведения разнообразных наблюдений и опытов способствует повышению качества биологического образования. Безусловно такие комплексные лаборатории создают значительные удобства и облегчают проведение лабораторных работ. Такие наборы оборудования существенно сокращают время подготовки к проведению лабораторных работ и облегчают труд учителя.

Микролаборатория представляет собой компактный набор малогабаритных приборов и лабораторного оборудования. За каждым видом лабораторного оборудования закреплено свое место. Набор оборудования достаточен для проведения школьных опытов и наблюдений. В него входят: лупа, спиртовка, флакон с дозатором, лаб. стаканы, пробирки, предметные и покровные стекла, воронка, зажим, ножницы, скальпель, препаровальные иглы, чашка Петри.

Важной частью лаб. оборудования является световой микроскоп, дающий наибольшее увеличение до 800 раз. В отличии от старых школьных микроскопов, требующих настройки и улавливания света, современные световые микроскопы снабжены автономной подсветкой, что значительно упрощает работу с ним.

Для полноценного использования данного оборудования необходимы также микропрепараты, которые готовятся учащимися или используются готовые. В набор входит 39 наименований по всем разделам курса.

Содержание лабораторных работ в школьном курсе биологии многообразно. При выполнении лабораторных работ используются различные биологические объекты. Одним из видов натуральных объектов являются микропрепараты. Изучение микропрепаратов дает возможность путем непосредственного наблюдения увидеть строение организмов, их частей. Микропрепараты представляют собой тончайшие срезы растений, животных, их органов и частей.

Современные программы по биологии предусматривают формирование умений и навыков учащихся пользоваться микроскопом, готовить и изучать микропрепараты. Среди методов, применяемых при проведении лабораторных работ в школьном курсе биологии, наблюдение используется в значительной части лабораторных работ. Более половины работ выполняется методом наблюдений с помощью оптических приборов (лупы, микроскопа). Это работы по изучению растительной клетки, органов растений, простейших и беспозвоночных животных и др.

При изучении раздела «Человек» лабораторные работы проводятся методом самонаблюдения над своим телом. Некоторые работы, например изучение строения и ж/д клетки и животных тканей проводится с применением микроскопа и лабораторного оборудования.

При изучении раздела «Общие закономерности» лаб. оборудование применяется при изучении особенностей строения клеток различных видов, а также деление клеток и генетики. Состав оборудования биологической микролаборатории обеспечивает возможность проведения лаб. работ по биологии в объемах установленных программами основного и полного образования. Такие работы проводятся всегда с большой заинтересованностью, учащиеся любят работать с микроскопами. Помимо того, что такие лаб. работы развивают общеучебные умения и навыки, они прививают также аккуратность, усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, работать в минигруппе, развивают самодисциплину.

Лабораторные работы учитывают методические задачи темы конкретного урока, а также допускают разный уровень обучения в зависимости от прошлого позитивного опыта, интересов и склонностей учащихся. Проведение лаб. работ разного уровня позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Методические приемы проведения лаб.работ разнообразны. В основном это самостоятельные лаб. работы, в ходе которых учащиеся рассматривают микропрепараты после изучения нового материала. Поскольку м/п являются довольно сложным объектом для изучения, необходимо сначала объяснить новый материал с помощью таблиц, моделей или экранных пособий, на которых изучаемые объекты показаны схематично, упрощенно. По ходу объяснения демонстрируется рисунок м/п., объясняется, где и что надо увидеть.

Перед выполнением лаб. работы проводится инструктаж по технике безопасности и повторяются правила работы с микроскопом. Для правильной организации лаб. работы целесообразно: 1) задания на выполнение лаб. работы в виде карточек раздавать на каждый стол, в них указывается название работы, перечень используемого оборудования и порядок проведения работы; 2) проводить предварительный инструктаж перед каждой работой, т.е. объяснять учащимся цель работы и порядок оформления ее в тетрадях;

3) систематически проверять тетради с лаб. работами и использовать их при опросе, это поможет полнее и объективнее оценить знания учащихся, увеличить количество индивидуальных оценок.

Оформление работы обычно включает выполнение рисунка или таблицы, форму которой дает учитель, а учащиеся переписывают в тетрадь и заполняют.

После завершения работы проводится обобщающая беседа и проверка правильности заполнения таблицы.

Таким образом, по моему мнению, применение таких микролабораторий создает благоприятные условия для формирования устойчивой мотивации к изучению процессов живой природы и развитию творческой деятельности учащихся.

© 2010-2022