Выступление на августовской педагогической конференции

Время стремительно меняет окружающий мир и нас в мировом пространстве. Развивается экономика, появляются новые технологии, средства связи и информации, развиваются новые направления: био- и нанотехнологии. Опыт зарубежных стран показывает успешное использование ветра, солнечной энергии, возведение автономного экологического жилья, выращивание экологически чистых продуктов. Решением Президента Российской Федерации 2013 год объявлен Годом экологии. Это сделано в целях обеспечения каждого человека ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2

Августовская конференция работников образования.

Выступление учителя биологии Стюбко Г.А.


Экологическое образование и воспитание в современной школе.

1 слайд.

Добрый день, уважаемые участники педагогической конференции!

В своем выступлении я хотела бы затронуть проблемы экологического образования и воспитания в школе.

Время стремительно меняет окружающий мир и нас в мировом пространстве. Развивается экономика, появляются новые технологии, средства связи и информации, развиваются новые направления: био- и нанотехнологии. Опыт зарубежных стран показывает успешное использование ветра, солнечной энергии, возведение автономного экологического жилья, выращивание экологически чистых продуктов.

2 слайд. Решением Президента Российской Федерации 2013 год объявлен Годом экологии. Это сделано в целях обеспечения каждого человека права на благоприятную окружающую среду. В нашей стране и республике мы видим положительные изменения: активно строятся предприятия, с/х комплексы, современное жильё. Всё это отвечает мировым экологическим стандартам.

3 слайд. Значимые изменения происходят в нашем районе. Ввод в эксплуатацию сыроваренного предприятия «Сармич» позволил ввести в работу современные очистные сооружения. Успешно функционируют с/х предприятия. Все больше радует горожан родной Инсар: приветствуя просторными и чистыми улицами, строительством добротных домов, утопающих в цветах и зелени. Красота создается руками человека, любящего свою малую родину, являеющегося настоящим гражданином своего Отечества.

Хорошо понимаем, производство должно развиваться по законам экономики, но современная экономика должна отвечать экологическим стандартам, т.е. быть экологичной. Термины «экономика», «экология» имеют тесную связь: «эко»- означает дом, в котором мы живем.

4 слайд.В настоящее время приоритет экологического образования подрастающего поколения не вызывает сомнения. Осуществление экологических мер только экономическим и техническим путём не произойдёт. Требуется изменение нравственного и этического отношения к природе.

Цель школьного экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формировании ответственного отношения к природе.

Перед нами, учителями, стоят задачи: понимание современных проблем окружающей среды, формирование личной ответственности учащихся.

В процессе преподавания естественнонаучных дисциплин вижу, что экологическое образование приобретает отчетливо упрощённый характер в ущерб фундаментальности. В связи с требованием рынка меняется подход к формированию личности ученика. На первый план выходят такие качества, как предприимчивость, умение адаптироваться к меняющимся условиям.

5 слайд.К большому сожалению, экология как предмет ушла из федерального компонента программы. На региональном уровне ее место так и не закрепилось. Семнадцать лет работая в школе, я все больше убеждаюсь в том, что вопроса «Быть или не быть экологии в школе?»- возникать не должно. На сегодняшний день нет острой проблемы с учебной литературой, программами, с различной дополнительной информацией. Но невыносимо малое учебное время выделяется на ведение экологии в школе. Требования времени и востребованный уровень подготовки учащихся для нас определяют муниципальные, республиканские и российские олимпиады и конкурсы. А там, как известно, соревнуются учащиеся 9-11-х классов с полной базой знаний всех разделов экологии. К сожалению, сегодня ни одна школа района не готова реализовать весь блок экологических программ, в силу выше названных причин. И как результат - подготовка к ЕГЭ по биологии, где очень много вопросов экологического характера.

Итак, одни вопросы, на которые трудно найти ответы.

6 слайд.Одним из путей решения накопившихся проблем, является реализация на школьном уровне республиканской экспериментальной площадки «Инновационная образовательная среда формирования исследовательских навыков учащихся». Республиканский Проект позволяет создать условия для углубленного изучения естественнонаучных дисциплин (через дополнительные урочные часы, элективные курсы, внеурочную работу), условия для написания и защиты исследовательских работ, проектов. А, следовательно, усилить подготовку к ГИА и ЕГЭ.

7 слайд.С момента реализации республиканского эксперимента активно работает школьное научное общество учащихся «Поиск». Что позволяет привлечь учащихся к исследовательской и проектной деятельности. Основными формами внеурочной образовательной деятельности по предмету является участие в школьных ученических конференциях, что способствует развитию умений, навыков самостоятельного приобретения знаний. Предметные декады позволяют расширить спектр форм внеурочной деятельности, углубить межпредметные и метапредметные связи.

На базе учреждения дополнительного образования - ДДТ функционирует кружок «Юный исследователь». Это позволяет реализовать индивидуальные способности ребят. Содействует в профессиональной ориентации.

8-9 слайд. В рамках эксперимента под руководством учителей географии, физической культуры, классных руководителей осуществляются учебно-экологические экскурсии, проведение Экологических праздников непосредственно в природной среде. Дети любят такие мероприятия, т.к. получают огромный потенциал положительных эмоций, приобретают неоценимый опыт взаимоотношения с окружающим миром.

10 слайд.Интерес ребят к экологической работе развивается через участие в экопроектах, научно-исследовательских конференциях, выступлениях в агидбригадах. Стало доброй традицией проведение экологических акций. Это благоустройство микрорайона школы, городского парка. Ежегодно в мае месяце ребята среднего звена проводят экологический десант по очистке берега реки Исса.

11 слайд.С 2011 года школа участвует в республиканской акции «Больше кислорода!».

На территории школьного УОУ разбит питомник по выращиванию саженцев сосны. Хвойные насаждения успешно прижились и ждут срочного переселения на постоянное место. Планируется посадка зеленых насаждений в осенний период на территории городского поселения.

12 слайд. Результаты внеурочной деятельности по экологии являются позитивными. Это ежегодное участие в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», республиканском конкурсе исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу». Учащиеся становятся победителями республиканских конкурсов юных исследователей окружающей среды, призерами республиканского конкурса молодежных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий», призёрами республиканских конкурсов «Интеллект будущего», «Зеленая планета глазами детей», «Экология. Дети. Творчество». Ребята являются дипломантами Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество».

Экологический аспект обучения позволяет говорить о профессиональной ориентации учащихся школы. От 20 до 35% выпускников в качестве экзаменов выбирают биологию, химию и географию. Поступают на различные специальности в вузы и средние специальные учебные заведения. Среди них - будущие педагоги, медицинские работники, санитарные врачи, технологи пищевой промышленности, ветеринары, работники с/х, экологи. Выпускники школы успешно трудятся на сыроваренном заводе «Сармич», на промышленных и с/х предприятиях района.

13 слайд. Большим праздником, посвященным, году экологии стало открытое мероприятие республиканского уровня - урок экологии «Земля - наш дом». Состоялась встреча с депутатом ГД РФ Школкиной Надеждой Васильевной. Депутат ГД подняла вопрос о важности экологического образования и воспитания. Гостей школы затронула активная жизненная позиция учащихся в решении экологических проблем района, страны и мира в целом.

14 слайд.Считаю, что образование и воспитание экологической культуры - трудное дело. Больно смотреть на потребительское и варварское отношение к местам отдыха наших горожан: парка, леса, берегов рек. Мы, педагоги школы, отчётливо осознаем, что проблемы экологии не решаются быстро. Уроки, конкурсы, проекты не приведут к благим результатам, если человек равнодушен. Уверена: что только от позиции каждого человека зависит пресечение жестокости и пассивности к окружающей среде.

Живя и работая в Республике Мордовия, остро ощущаю свою связь с родной землёй. Стремлюсь донести до учеников ценности Родного Дома. Мечтаю и надеюсь, что приобретенные знания позволят сформировать гуманное отношение к природе, сделать экономику экологичной. Мечтаю о том, что все выпускники будут возвращаться Домой. Надеюсь, что приобретенные знания, дадут возможность понять современным школьникам самих себя и окружающий мир.

5

© 2010-2022