- Преподавателю
- Биология
- Урок по теме: Папоротники. Хвощи. Плауны. (6 класс)
Урок по теме: Папоротники. Хвощи. Плауны. (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Архипова О.Е. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект открытого урока биологии в 6 классе по теме: «Папоротники. Хвощи. Плауны».
Цель: познакомить учащихся со строением, многообразием и значением папоротникообразных.
Задачи:
-
Познакомиться с особенностями строения папоротников, хвощей, плаунов.
-
Уметь показать органы растения.
-
Объяснить значение папоротникообразных в природе и жизни человека.
-
Развивать умение сравнивать, делать выводы.
-
Развитие коммуникативных качеств учащихся.
Оборудование:
Гербарный материал: «Папоротники, хвощи, плауны», таблица «Размножение папоротника», живые растения, учебник: «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» автор Пасечник В.В., проектор, компьютер.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Методы:
По источнику знаний: наглядный, ИКТ.
По типу познавательной деятельности: проблемно - поисковый.
Ход урока:
-
Активизация познавательной деятельности.
Учитель: Кто ребята из вас пробовал побеги хвоща? Для приготовления каких блюд используют это растение? Как в народе называют весенний побег хвоща?
Учащиеся смотрят рисунки весеннего побега хвоща в учебнике.
Возможный вариант ответа: Весенние побеги в народе называют «пестики». Их используют для приготовления начинки для пирогов, перепечей и др.
Учитель вместе с учащимися формулируют тему и цели урока. Тему один из учеников записывает на доске.
-
Задание на дом
Прочитать параграф 15, выучить определения в тетради, написать значение папоротникообразных.
-
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Для контроля знаний проводится биологический диктант по вариантам. Учитель раздаёт опорные конспекты урока (диктант, лабораторная работа, таблица «Характеристика высших споровых»).
Вариант 1
-
Наука о мхах называется ...
-
У мхов нет...
-
Размножаются мхи с помощью ...
-
Растение, на котором развиваются гаметы называется...
-
Вещество, которое содержится в сфагнуме и препятствует развитию гнилостных бактерий называется...
-
«Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной...»
Вариант 2
-
Мхи - это высшие или низшие растения?
-
Мхи обитают только…местах.
-
Растения, на котором развиваются споры называется...
-
Половые клетки называются...
-
Мхи отмирая, образуют...
-
Сфагнум отличается от кукушкина льна тем, что у него нет...
Учащимися проводится взаимопроверка работ. Ответы и критерии выставления оценки
написаны на доске. (закрыты плакатом)
Ответы: Вариант 1 Вариант 2
-
Бриология. 1. Высшие.
-
Корней. 2. Влажных.
-
Спор. 3. Спорофит.
-
Гаметофит. 4. Гаметы.
-
Сфагнол. 5. Торф.
-
Сфагнум. 6. Ризоидов.
Критерии оценивания:
«5» - все задания выполнены верно.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3 ошибки.
«2» - 4 и более ошибок.
-
Изучение нового материала.
1 .Активизация познавательной деятельности учащихся. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Один из самых почитаемых праздников на Руси - Иван Купала (в ночь на 7 июля). Существует легенда, что в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко - огненным цветком с волшебными свойствами. С его помощью можно искать клад. Счастливый обладатель цветка мог слышать как разговаривают между собой травы и деревья.
Есть ли цветок у папоротника?
Какие органы есть у этого растения? Показывают учащиеся на растении.
Учащиеся предлагают различные варианты ответа, учитель корректирует их и
просит заполнить схему в тетради:
Строение папоротника
? ? ?
Учитель просит учащихся составить с помощью учебника определение термина
вайи.
2. Просмотр презентации о многообразии, среде обитания и значении папоротников, хвощей и плаунов.
Учитель: Какие виды папоротников вы видите в кабинете биологии?
Значение папоротников, хвощей и плаунов?
-
Выполнение лабораторной работы «Строение спороносящего хвоща».
Ход работы:
-
Рассмотрите и зарисуйте летний и весенний побеги хвоща. Подпишите спороносный колосок, стебель, боковые веточки, листья.
-
Каково значение спор?
-
Какие функции летнего и весеннего побегов хвоща?
-
На какой почве растут хвощи?
-
Сравните хвощи со мхами. Найдите признаки сходства и отличия.
Учитель фронтально проверяет выполнение задания № 2, 3,4,5.
-
Закрепление учебного материала.
Для закрепления изученного материала учащимся предлагают устно заполнить таблицу «Характеристика высших споровых растений».
Характеристика высших споровых растений
Признаки
Папоротники
Хвощи
Плауны
Среда обитания
Представители
Способ
размножения
-
Заключение.
Учащиеся делают выводы о многообразии, строении и значении папоротникообразных.
Тема урока: Папоротники. Хвощи. Плауны.
Биологический диктант
Вариант 1
-
Наука о мхах называется ...
-
У мхов нет...
-
Размножаются мхи с помощью ...
-
Растение, на котором развиваются гаметы называется...
-
Вещество, которое содержится в сфагнуме и препятствует развитию гнилостных бактерий называется...
-
«Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной...»
Вариант 2
-
Мхи - это высшие или низшие растения?
-
Мхи обитают только………местах.
-
Растения, на котором развиваются споры называется...
-
Половые клетки называются...
-
Мхи отмирая, образуют...
-
Сфагнум отличается от кукушкина льна тем, что у него нет...
Лабораторная работа
Тема: «Строение спороносящего хвоща».
Ход работы:
-
Рассмотрите и зарисуйте летний и весенний побеги хвоща. Подпишите спороносный колосок, стебель, боковые веточки, листья.
-
Каково значение спор?
-
Какие функции летнего и весеннего побегов хвоща?
-
На какой почве растут хвощи?
-
Сравните хвощи со мхами. Найдите признаки сходства и отличия.
Характеристика высших споровых растений
Признаки
Папоротники
Хвощи
Плауны
Среда обитания
Представители
Способ
размножения