- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии на тему Шляпочные грибы
Конспект урока по биологии на тему Шляпочные грибы
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимофеева В.П. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока «Шляпочные грибы»
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с характерными признаками представителей шляпочных грибов.
Задачи:
1. Раскрытие особенностей строения шляпочных грибов;
2. Формирование умения различать съедобные и ядовитые грибы, применять правила сбора грибов;
3. Воспитание чувства ответственности за свою жизнь и здоровье.
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Оборудование: учебник биологии В.В. Пасечника «Бактерии, грибы, растения» для 5 класса, проектор, презентация к уроку, муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Ключевые слова и основные понятия, изучаемые на уроке: шляпочные грибы, ножка, шляпка, грибница, плодовое тело, трубчатые грибы, пластинчатые грибы, симбиоз, микориза.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание интереса к биологии как науке, умение применить полученные знания на практике.
Предметные: знание основных признаков шляпочных грибов, умение давать общую характеристику грибам, отличать съедобные грибы от ядовитых.
Метапредметные: умение работать с учебником, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы.
Ход урока.
I Вступительное слово учителя: На экране слайды с видами леса, музыка, стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Случалось ли вам собирать грибы
в лесах, где тропинки протоптаны лешим,
где кони тумана встают на дыбы,
в проемах полян и зеленых проплешин?
Ложилась ли вам на горячие щеки
Лесных паутинок прохладная вязь?
А если вам это знакомо и дорого,
То значит, вы знаете, как хороши
Внезапные встречи средь хвойного шороха
В местах, где, казалось бы, нет и души.
Мы недаром начали урок с просмотра кадров о лесе. Скажите зачем мы обычно ходим в лес?
Итак мы с вами сегодня продолжаем говорить о грибах. А о каких вы сейчас мне скажите, послушав загадку. Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
- О каких именно грибах мы поведем с вами разговор? Мы , казазось бы, много знаем о грибах, но тем не менее наш разговор сегодня необходим. Что мы еще можем узнать сегодня о грибах?
- Но прежде чем мы поговорим о шляпочных грибах давайте вспомним, что мы узнали о них на прошлом уроке?
1. Каковы общие признаки грибов?
2. Как питаются грибы?
3. Как размножаются грибы?
4. Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?
Проверка домашнего задания. Графический диктант.
На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы.
Утверждения:
1. грибы поглощают пищу путём всасывания +
2. Грибы-сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами+
3. хитин -это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+
4.грибы относят к царству растения-
5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека- Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата
- Молодцы. Когда мы говорим о грибах какие грибы вы представляете? - Вы назвали несколько примеров грибов и практически все они оказались шляпочными. Почему же их так называют? Откройте рабочие тетради на с. 34 и пользуясь текстом учебника на с.70, рис. 41 на с. 71 и рис 9 в рабочей тетради выполните лабораторную работу «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
(После выполнения проверка правильности выполнения с применением печатных таблиц).
- Давай те с вами посмотрим на нижнюю сторону грибов. Она у них одинаковая. В зависимости от того какая нижняя сторона гриба их делят на пластинчатые и трубчатые. Мы знаем, что грибы размножаются с помощью спор. (Учитель рассказывает об образовании спор у грибов).
- Скажите, где чаще всего растут грибы? Многи грибы свое название получили по названию деревьев, под которыми они чаще всего встречаются. А почему же именно под деревьями? Оказывается грибы и деревья помогают друг другу. (Понятие о симбиозе и грибокорне (микоризе). А сейчас прочитайте на с. 72-73 пункт «Симбиоз грибов и растений» и доделайте зад.4 на с. 33.
- А теперь скажите, все грибы можно употреблять в пищу? Почему?
Выполните задание 2 на с. 35 в рабочей тетради. Давайте посмотрим, чем же съедобные грибы отличаются от ядовитых. Посмотрите на таблицу и найдите отличия. (Работа с печатной таблицей и рис. 44,45,46 в учебнике).
- Пришло время проверить, как вы усвоили материал урока. Для этого, я предлагаю вам выполнить кроссворд. (работа в парах).
2
1
4
5
3
7
6
1. Она у грибов имеет различную окраску и форму (шляпка).
2. Тело гриба, которое люди кладут в корзинку (плодовое).
3. Съедобный гриб, живущий под осиной (подосиновик).
4. Особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным (грибы).
5. Съедобные грибы, похожие на грузди (лисички).
6. Тесная связь, полезная как одному, так и другому живому организму (симбиоз).
7. Тонкие ветвящиеся белые нити, которые можно обнаружить, слегка разрыв почву (грибница).
Задание на дом: пар.14, №3 раб. тетр. с.35, №1(по желанию), рис. 41 в классную тетрадь.