Рабочая программа Биология 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак




«Рассмотрено»

МО учителей истории, химии, биологии географии

__________ Г.Е. Бахтебаева

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Полякова Л.Н.

«Утверждаю»

Директор школы


_____________Зинишева Г.К







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС

2015-2016 уч. год

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 классы. Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Федорова, Г.А Воронина. - М.: Вентана-Граф, 2012.



Составитель:

Гринько Ю.М. учитель химии и биологии


п. Верхний Баскунчак

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, программы Природоведение. Биология. Экология: 5 - 11 классы / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева и др. - М.: Вентана-Граф, 2012. 176с. из расчета 2 часа уроков биологии в неделю и рассчитана на 34 учебные недели, всего 68 часов в год.

. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 4-е изд., испр. - М.: Вентана - Граф, 2009.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;

  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Тематический план



Название темы

Количество часов

В рабочей программе

В авторской программе

  1. Введение в основы общей биологии

4

  1. Основы учения о клетке

10 ч

10

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5 ч

5

  1. Основы учения о наследственности и изменчивости

11 ч

11

  1. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5 ч

5

  1. Происхождение жизни и развитие органического мира

5

  1. Учение об эволюции

11 ч

11

  1. Происхождение человека (антропогенез)

6 ч

6

  1. Основы экологии

11 ч

12

  1. Заключение

1 ч

1

Итого:

В том числе

Лабораторные работы

Контрольные работы

68



6

3

70

В авторской программе на изучение курса биологии в 9 классе отводится 70 часов в год, так как в 9 классе на изучение курса биологии отводится 34 учебные недели , или 68 часов в год, в календарно-тематическом планировании предусмотрено сокращение 2 часов за счет объединения программного материала и сокращения раздела «Ведение в основы общей биологии» до 3 часов, «Основы экологии» до 11 часов

Содержание учебной программы курса биологии для 9 класса основной школы

  1. Введение в основы общей биологии (3 ч)

Биология - наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Основы учения о клетке (10 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

  1. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность. Ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая ( комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторная работа. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.

  1. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

  1. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

  1. Учение об эволюции (11 ч)

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе - видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.

  1. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

  1. Основы экологии (11ч)

Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно - воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура, функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

  1. Заключение (1 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранения биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Количество часов

примечания

По плану

фактически

  1. Введение в основы общей биологии (3 ч.)

1

Биология - наука о живом мире.

1




2

Общие свойства живых организмов.

1




3.

Многообразие форм живых организмов

1




  1. Основы учения о клетке (10ч)

4

Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

1




5

Химический состав клетки.

1




6

Белки и нуклеиновые кислоты.

1




7

Строение клетки.

Л.р. №1 «Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток»

1




8

Органоиды клетки и их функции.

1




9

Обмен веществ - основа существования клетки.

1




10

Биосинтез белков в живой клетке

1




11

Биосинтез углеводов - фотосинтез.

1




12

Обеспечение клетки энергией

1




13

Обобщающий урок. Контрольное тестирование.

1




  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов ( онтогенез) (5ч)

14

Размножение организмов

1




15

Деление клетки. Митоз.

Л.р. №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»

1




16

Образование половых клеток. Мейоз.

1




17

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез

1




18

Обобщающий урок «Подведем итоги»

1




  1. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

19

Наука генетика. Из истории развития генетики.

1




20

Основные понятия генетики.

1




21

Генетические опыты Г. Менделя.

1




22

Дигибридное скрещивание Третий закон Менделя.

Л.р. №3 «Решение генетических задач»

1




23

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

1




24

Взаимодействие генов и их множественное действие.

1




25

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

1




26

Наследственная (генотипическая) изменчивость

Л.р. №4 «Изучение генотипических и фенотипических проявлений у особей вида в неодинаковых условиях»

1




27

Другие типы изменчивости

1




28

Наследственные болезни человека

1




29

Обобщающий урок. Контрольное тестирование

1




  1. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

30

Генетические основы селекции организмов

1




31

Основы селекции растений

1




32

Центры многообразия происхождения культурных растений

1




33

Особенности селекции животных

1




34

Основные направления селекции микроорганизмов

1




  1. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

35

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1




36

Современные гипотезы возникновения жизни на Земле

1




37

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1




38.

Этапы развития жизни на Земле

1




39

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Экскурсия «История живой природы Богдинско-баскунчакского заповедника»

1




  1. Учение об эволюции (11ч)

40

Идея развития органического мира в биологии

1




41

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

1




42

Силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

1




43

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

1




44

Современные представления об эволюции органического мира

1




45

Вид, его критерии и структура

1




46

Процесс образования видов - видообразование

1




47

Макроэволюция - результат микроэволюции

1




48

Основные направления эволюции

1




49

Основные закономерности эволюции

Л.р. №5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1




50

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов

1




51

Место человека в системе органического мира.

1




52

Доказательства эволюционного происхождения человека

1




53

Этапы эволюции вида Человек разумный

1




54

Биосоциальная сущность вида Человек разумный

1




55

Человеческие расы, их родство и происхождение

1




56

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли Контрольное тестирование

1




  1. Основы экологии (11ч)

57

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

1




58

Закономерности действия факторов среды на организмы

1




59

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

1




60

Биотические связи в природе

1




61

Популяции как форма существования видов в природе

1




62

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

1




63

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

1




64

Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере

1




65

Развитие и смена биогеоценозов

1




66

Основные законы устойчивости живой природы

1




67

Рациональное использование природы и ее охрана

Л.р. №6 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места»

1




  1. Заключение (1ч)

68

Итоговый урок по курсу «Основы общей биологии»





Итого:

68




В том числе:

Лабораторные работы

Контрольные работы


6

3










  • Пособия для учителя:

  1. Пономарева И.Н., ЧерноваН.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008;

2. Программа по биологии авторов И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова (Природоведение. Биология. Экология 5 - 11 класс: программы. - М.: Вентана- Граф, 2010. - 176 с. )

3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт. -сос. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.-4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. -240 с.

4. Заяц Р.Г. и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи/ Р.Г. Заяц и др.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.-736 с.

5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2008.- 352 с.

6. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы/ авт.-сос. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова.- 2-е изд., стереотип. -М.: Глобус, 2010. -208 с.

7. Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/ авт.- сос. Г.И. Лернер- М.: «5 за знания», 2006.- 208 с.

8. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ. - М.: «Интеллект-Центр», 2010. - 144с.

Пособия для учащихся:

  1. Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 4-е изд., испр. - М.: Вентана - Граф, 2009.

  2. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сос.

М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2007.- 174 с.

© 2010-2022