- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа Биология 9 класс
Рабочая программа Биология 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гринько Ю.М. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак
«Рассмотрено»
МО учителей истории, химии, биологии географии
__________ Г.Е. Бахтебаева
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________ Полякова Л.Н.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________Зинишева Г.К
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС
2015-2016 уч. год
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 классы. Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Федорова, Г.А Воронина. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Составитель:
Гринько Ю.М. учитель химии и биологии
п. Верхний Баскунчак
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, программы Природоведение. Биология. Экология: 5 - 11 классы / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева и др. - М.: Вентана-Граф, 2012. 176с. из расчета 2 часа уроков биологии в неделю и рассчитана на 34 учебные недели, всего 68 часов в год.
. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 4-е изд., испр. - М.: Вентана - Граф, 2009.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
-
Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-
Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-
Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
-
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме
-
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
-
Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;
-
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний
-
Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;
-
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тематический план
Название темы
Количество часов
В рабочей программе
В авторской программе
-
Введение в основы общей биологии
3ч
4
-
Основы учения о клетке
10 ч
10
-
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
5 ч
5
-
Основы учения о наследственности и изменчивости
11 ч
11
-
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
5 ч
5
-
Происхождение жизни и развитие органического мира
5ч
5
-
Учение об эволюции
11 ч
11
-
Происхождение человека (антропогенез)
6 ч
6
-
Основы экологии
11 ч
12
-
Заключение
1 ч
1
Итого:
В том числе
Лабораторные работы
Контрольные работы
68
6
3
70
В авторской программе на изучение курса биологии в 9 классе отводится 70 часов в год, так как в 9 классе на изучение курса биологии отводится 34 учебные недели , или 68 часов в год, в календарно-тематическом планировании предусмотрено сокращение 2 часов за счет объединения программного материала и сокращения раздела «Ведение в основы общей биологии» до 3 часов, «Основы экологии» до 11 часов
Содержание учебной программы курса биологии для 9 класса основной школы
-
Введение в основы общей биологии (3 ч)
Биология - наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Основы учения о клетке (10 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
-
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
-
Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность. Ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая ( комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторная работа. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.
-
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
-
Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)
Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
-
Учение об эволюции (11 ч)
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе - видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.
-
Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
-
Основы экологии (11ч)
Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно - воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура, функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.
-
Заключение (1 ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранения биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№ п/п
Содержание учебного материала
Количество часов
Количество часов
примечания
По плану
фактически
-
Введение в основы общей биологии (3 ч.)
1
Биология - наука о живом мире.
1
2
Общие свойства живых организмов.
1
3.
Многообразие форм живых организмов
1
-
Основы учения о клетке (10ч)
4
Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.
1
5
Химический состав клетки.
1
6
Белки и нуклеиновые кислоты.
1
7
Строение клетки.
Л.р. №1 «Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток»
1
8
Органоиды клетки и их функции.
1
9
Обмен веществ - основа существования клетки.
1
10
Биосинтез белков в живой клетке
1
11
Биосинтез углеводов - фотосинтез.
1
12
Обеспечение клетки энергией
1
13
Обобщающий урок. Контрольное тестирование.
1
-
Размножение и индивидуальное развитие организмов ( онтогенез) (5ч)
14
Размножение организмов
1
15
Деление клетки. Митоз.
Л.р. №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»
1
16
Образование половых клеток. Мейоз.
1
17
Индивидуальное развитие организмов - онтогенез
1
18
Обобщающий урок «Подведем итоги»
1
-
Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)
19
Наука генетика. Из истории развития генетики.
1
20
Основные понятия генетики.
1
21
Генетические опыты Г. Менделя.
1
22
Дигибридное скрещивание Третий закон Менделя.
Л.р. №3 «Решение генетических задач»
1
23
Сцепленное наследование генов и кроссинговер
1
24
Взаимодействие генов и их множественное действие.
1
25
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом
1
26
Наследственная (генотипическая) изменчивость
Л.р. №4 «Изучение генотипических и фенотипических проявлений у особей вида в неодинаковых условиях»
1
27
Другие типы изменчивости
1
28
Наследственные болезни человека
1
29
Обобщающий урок. Контрольное тестирование
1
-
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)
30
Генетические основы селекции организмов
1
31
Основы селекции растений
1
32
Центры многообразия происхождения культурных растений
1
33
Особенности селекции животных
1
34
Основные направления селекции микроорганизмов
1
-
Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)
35
Современные представления о возникновении жизни на Земле.
1
36
Современные гипотезы возникновения жизни на Земле
1
37
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
1
38.
Этапы развития жизни на Земле
1
39
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Экскурсия «История живой природы Богдинско-баскунчакского заповедника»
1
-
Учение об эволюции (11ч)
40
Идея развития органического мира в биологии
1
41
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина
1
42
Силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.
1
43
Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.
1
44
Современные представления об эволюции органического мира
1
45
Вид, его критерии и структура
1
46
Процесс образования видов - видообразование
1
47
Макроэволюция - результат микроэволюции
1
48
Основные направления эволюции
1
49
Основные закономерности эволюции
Л.р. №5 «Приспособленность организмов к среде обитания»
1
50
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов
1
51
Место человека в системе органического мира.
1
52
Доказательства эволюционного происхождения человека
1
53
Этапы эволюции вида Человек разумный
1
54
Биосоциальная сущность вида Человек разумный
1
55
Человеческие расы, их родство и происхождение
1
56
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли Контрольное тестирование
1
-
Основы экологии (11ч)
57
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы
1
58
Закономерности действия факторов среды на организмы
1
59
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.
1
60
Биотические связи в природе
1
61
Популяции как форма существования видов в природе
1
62
Функционирование популяции и динамика ее численности в природе
1
63
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе
1
64
Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере
1
65
Развитие и смена биогеоценозов
1
66
Основные законы устойчивости живой природы
1
67
Рациональное использование природы и ее охрана
Л.р. №6 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места»
1
-
Заключение (1ч)
68
Итоговый урок по курсу «Основы общей биологии»
Итого:
68
В том числе:
Лабораторные работы
Контрольные работы
6
3
-
Пособия для учителя:
-
Пономарева И.Н., ЧерноваН.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008;
2. Программа по биологии авторов И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова (Природоведение. Биология. Экология 5 - 11 класс: программы. - М.: Вентана- Граф, 2010. - 176 с. )
3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт. -сос. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.-4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. -240 с.
4. Заяц Р.Г. и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи/ Р.Г. Заяц и др.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.-736 с.
5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2008.- 352 с.
6. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы/ авт.-сос. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова.- 2-е изд., стереотип. -М.: Глобус, 2010. -208 с.
7. Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/ авт.- сос. Г.И. Лернер- М.: «5 за знания», 2006.- 208 с.
8. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ. - М.: «Интеллект-Центр», 2010. - 144с.
Пособия для учащихся:
-
Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 4-е изд., испр. - М.: Вентана - Граф, 2009.
-
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сос.
М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2007.- 174 с.