• Преподавателю
  • Биология
  • Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы

Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.


Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.




Цымбалюк Н.С.

учитель биологии,

магистр педагогических наук,

ш-г №18, г. Костанай

На базе нашей школы совместно с НПО « Молодежь за устойчивое развитие и экологическую безопасность» под руководством Музычко Л.М. работала опытно-экспериментальная площадка с экологическим компонентом «Зеленый дом», основной целью которого явилось формирование экокультурной личности, обладающей природоориентированным типом поведения. Руководителем и идейным вдохновителем опытно-экспериментальной площадки являлась Чернявская О.М. Автор статьи - на тот момент - молодой педагог без стажа работы.

На сегодняшний момент нет единой государственной программы по экологическому образованию школьников, взамен этого широко представлены авторские курсы, концепции, и педагогические коллективы имеют самостоятельное право выбора той или иной программы.

В основе данной статьи лежит конкретный опыт педагогического коллектива средней школы №18 г. Костаная по экологизации учебно-воспитательного процесса.

Ведущая идея опыта - комплексный подход к экологическому образованию как процессу обучения, развития и воспитания личности, имеющему конечной целью формирование экологической культуры человека. Этот опыт складывался, начиная с 1999 года.

За время функционирования экспериментальной площадки была проведена масса уроков и внеклассных мероприятий с экологическим компонентом, и это не только уроки биологии и химии, но и остальные школьные предметы не остались в стороне. Например, учитель математики Фролова Н.А. залицензоровала книгу « Экологические задачи в математике». Она же была руководителем школьной оранжереи, куда были проведены экскурсии не только школьников, но и взрослых с всей нашей области, посещавших нашу школу.

Коркунова Н.П.- учитель технологии, руководитель экологического кружка «Экомода» и её модели не раз удостаивались не только городских и областных, но и республиканских наград. Каждая девочка мечтала примерить наряд из полиэтиленовых мешочков или игральных карт, пробок или дисков, открыток или рекламных материалов и др.

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.



Фото: Демонстрация моделей из бросового материала.

Большой популярностью в школьной среде пользовался экоклуб «Радуга», и одноименная газета, под руководством учителя иностранного языка и географии Сербиной Л.Ф. Издательская работа редакционного совета газеты направлена на популяризацию экологических знаний, убеждение, что быть здоровым, жить в безопасной среде - это современно.

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.

Фото: Заседание редакционного совета газеты « Радуга»

Туристиченский клуб «Эдельвейс» под руководством учителя иностранного языка Оразалиной С.Т. девизом, которого было: «Войди в природу другом!» научил ребят основам туризма и путешествия.

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.



Фото: Слеты туристического клуба.

Детские экологические проекты принимали участие в городских и областных слетах юных экологов, а также в республиканских форумах.

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.

Фото: участники республиканского форума юных экологов.

ШИз опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.кольное научное общество учащихся «Поиск» с внедрением экспериментальной площадки по экологии получило множество проектов, связанных с экологией, немало призовых мест на городских, областных и республиканских чтениях научных проектов.

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.



Фото: школьные научные конференции учащихся.

Как всем запомнились наши экологические акции, в которых с большим удовольствием принимали участие и учащиеся, и родители, и учителя.

Хочется напомнить традиционные экологические Акции, которые нами регулярно проводились:

  • Акция «Чистый берег

  • «Чистая парта, чистый класс, чистая школа»

  • «Теплая школа»

  • «Чистый воздух»

  • граффити

  • Акция «Дом птиц

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.



Благодаря участию в экологическом движении: Акциях, митингах, марафонах, фестивалях ученики

  • осознают себя частью природы,

  • осознают свою принадлежность к той земле, на которой он родился и вырос,

  • узнают и имеют возможность прочувствовать свои национальные корни, лучшие качества своего характера,

  • обретают навыки экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром,

  • внутренне ощущают себя патриотом и гражданином Казахстана.

Реализация образовательной программы «Зеленый Дом» позволила нам;

  • осознать свою значимость в положительном преобразовании экологической среды;

  • усвоить экологические понятия;

  • получить представления об особенностях природных и антропогенных ландшафтах мира и своего региона;

  • увидеть себя частью природы, получить опыт сопереживания объектам мира природы, понимать взаимосвязь жизни природы;

  • иметь экоориентированную позицию и убеждения в процессе жизненной самореализации;

  • быть цивилизованными потребителями и цивилизованными производителями;

  • развивать научно-исследовательские навыки и способности, направленные на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию.

Как показал итоговый мониторинг, в конце экспериментальной работы большинство школьников имеют положительную установку на повышение экологической образованности коэффициента личного участия в общественно значимых мероприятиях

В итоге семилетней работы по данному проекту школа получила следующие результаты:

Внутренние показатели:

  • повысилась успеваемость учащихся;

  • улучшились показатели по олимпиадам;

  • ежегодно учащиеся являются участниками региональных экологических конференций, проводимых в рамках «Марша парков»;

  • школа стала местом рождения детского экологического движения;

  • ежегодно проводятся школьные научно-практические конференции по экологической тематике;

  • школьники являются активными авторами проектов по экологии;

  • учащиеся ежегодно участвуют в Международном проекте «День Земли» и международной природоохранной акции «Марш парков», в республиканском фестивале «Экология и дети»;

Улучшились Черты творческого подхода к организации экологического образования в школе, для себя выделили следующие направления деятельности:

  • знания - основа освоения мира;

  • учебный процесс - поиск;

  • самостоятельность учащихся в освоении курса;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие мыслительных операций у учащихся;

  • Создание условий для формирования познавательных интересов и для развития мышления учащихся.

Вывод: Что дает детям экологическое движение?

Формирует потребность участвовать в общественно-политической жизни школы, города, страны.

P.S. с начала 2014-2015 учебного года по инициативе городского Отдела Образования г.Костаная и творческой группы учителей стартовала экспериментальная площадка по экологии в ряде школ города.

Очень приятно, что в данном числе находится и наша школа-гимназия.

Из опыта работы Влияние экологического компонента на учебно - воспитательный процесс в современной школе.

© 2010-2022