Урок биологии в 6 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка урока биологии в 6 классе

(в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

учителя географии МОБУ ООШ№29 посёлка Весёлый муниципального образования Лабинский район

ИВЛЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ



ТЕМА УРОКА: Дыхание растений

Образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

Развивающая - продолжить формирование умения устанавливать причинно - следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу знать, узнал»; выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения. Через создание и решение проблемной ситуации развивать у учащихся интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы и познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, мышление.

Воспитательная - формировать у учащихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.


Тип урока: Изучение новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями дыхания у растений; учатся определять значение дыха­ния в жизни растений; овладевают умением объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, наблюдают за жизнедеятельностью растений; учатся, в ходе простей­ших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений, фиксировать, анализировать, объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации; находить информацию о про­цессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и спра­вочниках, Интернете и интерпретировать её.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедея­тельности растений, у них формируются ценностно-смыс­ловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отноше­ния к растениям и их охраны.

Основные понятия урока: устьица, чечевички.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллю­страциями учебника, выполнение заданий в тет­ради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.

Ход урока.

1. Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места ученика, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.


2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Постановка эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента.

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?

Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.

Учитель: «Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ)

Записываем в тетради тему урока: «Дыхание растений»

Слайд № 2, 3

3. Актуализация и пробное учебное действие

Слайд № 4

- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)

- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)

- Третью графу заполним в конце урока.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание - это свойство всех живых организмов

Как дышат растения?

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород?

4. Выявление места и причины затруднения

Слайд№5

Создание проблемной ситуации.

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Слайд№6

У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- узнать, что такое дыхание

- что нужно для дыхания

- что образуется в процессе дыхания

- что вызвало гибель мышонка.

А ещё нам нужно будет научиться слышать, видеть и находить нужную информацию в различных источниках.

6. Реализация построенного проекта - анализ сущности процесса дыхания.

Изучение нового материала.

  1. Работа с текстом учебника

  2. Слайд №7

Давайте сначала мы выясним, что такое дыхание. Для этого прочитайте в § 29 на стр. 108 1-2 абзацы, найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание.

Слайд №8

Дыхание - процесс постоянного обмена газами (газообмен) между организмом и окружающей средой. Без дыхания организмы не могут питаться, расти, размножаться.

Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

Слайд №9

Для этого прочитайте в § 29 на стр. 108 третий абзац, найдите необходимую информацию.

У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица и чечевички в пробковом слое коры, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.

Слайд №10

Как кислород, необходимый для дыхания, попадает в растение? Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в коре.

Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)

- поступление кислорода через устьица и межклетники к клеткам растения - внешнее дыхание;

- расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии - собственно дыхание;

- удаление образовавшегося углекислого газа через межклетники и устьица.


Со слайда №11 и 12, 13

Сделать записи в тетрадь.

2. Лабораторные опыты:

Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.

Давайте убедимся в этом и проведем опыты: А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании.

Что мы этим доказали? Этим опытом доказывают выделение углекислого газа при дыхании растений, человека и животных.

Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло - тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды.

3. Заполнение таблицы «Характеристика дыхания» (работать на карточках с таблицами и первым столбиком)

Слайд №14 сделать проверку с этого слайда

Черты процесса

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

2. Какой газ поглощается?

3. Какой газ выделяется?

4. В какое время суток происходит?

5. Что происходит с органическими веществами?

6. Что происходит с энергией?


7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1. Вопросы:

1. Какие органы дыхания есть у растений? (работа с таблицами «Поперечный срез листа», Поперечный разрез ветки липы»- показать учителю или предложить это сделать учащимся)

2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?

3. Что понимают под дыханием у растений?

2. Вернёмся к опыту Пристли.

Слайд №15


-Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

- Что же произошло? (процесс фотосинтеза у ветки мяты)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. На связь с каким процессом, изученным нами, это указывает?

3.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Коллективное заполнение таблицы на слайде презентации «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания» и формулирование вывода.

Найдите черты сходства и отличия Слайд №16 , 17

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В зеленых клетках

Во всех клетках

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

Круглые сутки

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

Распадаются

6. Энергия накапливается или выделяется?

Накапливаются

Освобождается















Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

И снова Пристли: «Я имел возможность испытать его эффект на себе, вдыхая значительное количество его через трубку. Это дало мне замечательное ощущение свободы и лёгкости в груди. До сих пор, однако, только две мыши и я сам имели привилегию дышать им.»

О чем идет речь? Кем вырабатывается кислород?

Слайд № 18

Основным источником кислорода на Земле являются леса. В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев. 1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса?

Проверка решения Слайд №19

Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относиться к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.

-Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтеза, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относиться к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

9. Включение в систему знаний и повторение.

Тест: Для процесса дыхания выберите соответствующие характеристики.

Слайды №20, 21, 22, 23

1. Сущность процесса.

а. Испарение избытка воды и охлаждение растения.

б. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.

в. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.


2. Клетки, осуществляющие процесс.

а. Процесс осуществляется зелеными клетками листа.

б. Процесс осуществляется всеми клетками листа.

в. Процесс осуществляется всеми клетками растения.


3. Орган, участвующий в осуществлении процесса.

а. В процессе участвуют листья.

б. В процессе участвует корень.

в. В процессе участвуют все органы растения.


4. Время суток.

а. Процесс протекает в течение суток ( днём и ночью).

б. Процесс происходит днём на свету.

в. Процесс происходит ночью.


Проверка решения - Слайд №24.


Ответы: 1- в, 2-в, 3- в, 4- а.


10. Домашнее задание.

Слайд №25.

1. Изучить § 29, раздел «Дыхание растений», отве­тить на вопросы 1 - 3 после параграфа.

2. На выбор выполнить следующие задания:

1. Написать мини - сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению».

2. Составить кроссворд по одной из тем «Фотосинтез» или «Дыхание растений».


11. Рефлексия.

Слайд №26.


-Проанализируйте знания, полученные на уроке, и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? (заполняем 3-ой столбик таблицы)


Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание - это свойство всех живых организмов

Как дышат растения

Растение дышит через чечевички, устьица и корневые волоски.

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

Для окисления органических веществ, для жизни.


Мы узнали:

-что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу;

-при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ;

-процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет;

-растение дышит через чечевички и устьица.

Благодарю за работу.

Слайд №27.

Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О).

Слайд №28.


Используемая литература.

1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.

2. В.В. Пасечник «Уроки биологии 5-6 класс» методическое пособие, М.: Просвещение, 2013г.






























© 2010-2022