Конспект урока биологии Насекомые вредители сада и огорода7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

7 класс

ТЕМА: «Насекомые - вредители сада и огорода»


Автор: Штатнова Ирина Васильевна

Предмет: биология, урок-изучение нового материала.

Тема: Насекомые - вредители сада и огорода

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 7

Форма урока: работа учащихся в группах

Оборудование: компьютер, ноутбук, проектор, презентация, видеоролики, дополнительная литература: справочники, энциклопедии .

Термины: интродуценты, фитонциды, сидерат

Подготовительная работа: (класс разделён на три группы : экологи, ботаники, энтомологи. Каждая группа выбрала командира и получила вопрос - задание. Экологи - причина видового разнообразия насекомых с учётом географического положения области; ботаники -видовой состав поражаемых растений; энтомологи - морфология и жизненный цикл наиболее распространённых насекомых - вредителей садов и огородов. Командиры распределяют и контролируют работу в группе).


Цели урока: Познакомить учащихся с насекомыми - вредителями сада и огорода, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к среде обитания.

Задачи урока:

1.Образовательные.

  • Сформировать знания о характерных признаках, разнообразии, экологии насекомых - вредителей.

  • Выяснить список растений наиболее часто поражаемых вредителями

  • Разработать меры борьбы с насекомыми вредителями

2.Коррекционно - развивающие

  • Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи

  • Корректировать коммуникативные умения ( метод работы в малых группах)

  • Создать условия для самостоятельной работы учащихся.

3. Воспитательные

  • Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу.

Ход урока
1. Организационный момент
Заставка(видеоролик)
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья и гости. Я рада приветствовать вас в студии программы очевидец. Предлагаю посмотреть сюжет новостей канала ТВ3 (видеоролик)

2. Мотивация

Учитель: Какой проблемой озабочены жители города Иркутска? (нашествие насекомых - вредителей)

Учитель: Какие деревья пострадали от насекомых вредителей? (растения семейства розоцветных)

Учитель: Эта проблема касается только Иркутска? (конечно нет, рядом с нашей школой располагаются дачные участки и дачники страдают от потери урожая вызванной насекомыми - вредителями)

Учитель: И так, кто же станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения?(Насекомые -вредители сада и огорода. (учащиеся делают записи в тетрадях))

Учитель: Какие цели мы перед собой поставим для решения нашей проблемы?

1.Познакомиться с разнообразием вредителей

2.Их экологией

3.Выяснить список растений наиболее часто поражаемых вредителями

4.Разработать меры борьбы с насекомыми вредителями (учащиеся делают записи в тетрадях)

Учитель: Полностью с вами согласна и предлагаю приступить к работе. В нашей студии присутствуют разные специалисты: экологи, ботаники, энтомологи. Я знаю, что вы уже работали над этой темой и поэтому, хочу обратиться к энтомологам.

3.Актуализация знаний

Скажите, пожалуйста, почему с каждым годом насекомые всё больше досаждают дачникам и не только.( (работа с картой) Дело в том, что Орёл расположен в 368 км к юго-западу от Москвы, на Среднерусской возвышенности в европейской части России, по обеим сторонам реки Оки и её притока Орлика .Климат города умеренно-континентальный. Зима умеренная. Первая половина зимы несколько мягче второй, с частыми оттепелями. В последние годы , в связи с изменившимся экономическим положением, орловчане посещают разные курорты, как Российские ,так и зарубежные и везут «на память»живые сувениры -насекомых, которые легко приспосабливаются к нашим климатическим условиям и отсутствию естественных врагов. Такие виды животных называют - интродуценты. Интроду́кция - преднамеренное или случайное переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Другими словами, интродукция является процессом введения в некую экосистему чуждых ей видов. )

Учитель: Неужели мы так страдаем только от климатических условий? Почему насекомые вредители чувствуют себя хозяевами на планете? Кто из экологов поможет ответить на этот вопрос? (Во-перых, насекомые освоили все среды обитания, что не мало важно. У многих проявляется способность к полёту и передвижению по различным поверхностям, во-вторых - проявляется возможность использовать разнообразную пищу, в-третьих потребляют в качестве дыхания атмосферный кислород, в-шестых проявляются более сложные рефлексы и инстинкты и наконец - размножение в геометрической прогрессии.)

Учитель: Мы высаживаем на своих участках самые разные растения. Какие культуры наиболее уязвимы? Анализом этой проблемы занимались ботаники.

(Мы проанализировали проблему и вот ,что у нас получилось. Наиболее часто поражаются растения следующих семейств: розоцветные, паслёновые, крестоцветные .Например, яблоня поражается яблонной молью, яблоневой плодожоркой, яблоневым цветоедом, капуста - тлёй, капустной белянкой, а картофель, перец, томаты - страдают от колорадского жука.)

Учитель: Как же бороться с такими соседями? Слово предоставляется энтомологам.

(прежде, чем говорить о борьбе, нам нужно поближе с ними познакомиться. Наиболее опасными вредителями сада и огорода является тля. Тли -( отряд равнокрылые ) маленькие насекомые, величина которых не превышает нескольких миллиметров. Лишь отдельные виды достигают длины от 5 до 7 мм. Будучи фитофагами, тли оснащены специальным хоботком, способным прокалывать поверхность побегов или листьев. Все виды содержат бескрылые и крылатые формы. Первые обеспечивают массовое размножение посредством партеногенеза, а вторые способствуют распространению и перемене хозяина. Так же очень опасным вредителем является капустная белянка(отряд чешуекрылые). В средней полосе развивается 2 поколения, на юге и в жаркие годы 3 поколения. Первое поколение на юге в апреле - начале мая, севернее в конце мая - начале июня. Второе, более многочисленное, в конце июля - начале августа, бабочки летают до конца сентября. Третье поколение в южных регионах ареала обитания часто смешивается со вторым и задерживается до октября. Имаго питается на цветах одуванчика. Самка откладывает до 200 яиц кучками на нижнюю сторону листьев кормовых растений. Плодовитость до 300 яиц. Стадия яйца 5-12 дней. Молодые гусеницы некоторое время неподвижны, держатся вместе. Затем, расползаясь, начинают питаться мякотью нижней стороны листьев. Выделения желез тела гусеницы вызывают раздражение кожи у человека. Отмечены случаи отравлений и гибели птиц, поедавших гусениц. И конечно, знаменитый интродуцент - колорадский жук (отряд жёсткокрылые). Первые серьёзные повреждения картофеля колорадским жуком были отмечены в 1855 году в штате Небраска, однако своё название он получил после того, как в 1859 году появился на картофельных полях штата Колорадо. Продвигаясь на восток по ходу преобладающих в летние месяцы ветров, к концу 1940-х годов жук достиг границ СССР. Довольно крупный жук. Тело у него овальное, жёлто-оранжевого цвета. На каждом надкрылье по 5 чёрных полосок. Зимуют только взрослые особи (имаго), закапываясь в почву обычно на 20-50 см. В конце апреля - начале мая они выходят на поверхность и начинают питаться всходами и спариваться. При этом, если самки успели спариться осенью, до наступления зимнего покоя (диапаузы), по весне они могут начать откладывать яйца сразу. Перезимовавшие самки с весны до осени откладывают на нижнюю поверхность листьев продолговатые светло-оранжевые яйца. В течение одного дня самка откладывает от 5 до 80 яиц. Таким образом, всего одна оплодотворённая самка может стать основательницей нового очага распространения жуков.)

4. Изучение нового материала

Учитель: Мы подробно познакомились с проблемой, а теперь необходимо обдумать пути её решения. У вас на столах учебники биологии, энциклопедии, художественная и публицистическая литература, ноутбук, т. е. всё необходимое для работы. Группе экологов предлагается выполнить коллаж на тему: агротехнические приёмы снижающие численность насекомых вредителей. Ботаники будут работать над заполнением таблицы на тему растения помощники. Энтомологи попробуют создать презентацию на тему биологические меры по борьбе с насекомыми вредителями.

(Группы отчитываются о проделанной работе. Учащиеся делают записи в тетрадях.)

Экологи представляют коллаж: (На территории нашей страны встречается около 700 видов насекомых, являющихся опасными вредителями сельского и лесного хозяйств. Самые простые методы борьбы с ними - механические: раздавливании яиц бабочек -капустниц, уничтожение свекловичных

долгоносиков в ловчих канавках, стряхивание жуков яблоневого и малинного цветоедов на брезент . Широко распространено применение агротехнических способов защиты растений от вредителей: своевременный посев или посадка растений, чтобы они успели окрепнуть и стать устойчивыми к появлению вредителей, тщательная уборка урожая, лишающая пищи вредных насекомых, уничтожение около полей и огородов крестоцветных сорных растений, на которых кормится первое поколение бабочек-капустниц. Снижению численности насекомых- вредителей способствует осенняя перекопка почвы, наложение на стволы плодовых деревьев ловчих поясов и их последующее сжигание, регулярный сбор упавших яблок и др.)

Ботаники представляют свою таблицу: (мы предлагаем для борьбы с насекомыми вредителями использовать фитонциды растений. Фитонци́ды - образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, простейших, микроскопических грибов, насекомых. Например, проволочник - личинка жука щелкуна. Проволочник очень любит пырей, поэтому нельзя допускать задернение грядок пыреем - корневища его следует убирать в любое время года. Отпугивают проволочника бобовые растения. Посадка люпина около плодовых растений даст дополнительный азот и сохранит от заселения проволочником. Можно использовать полив растений картофеля настоем травы: на 10 л воды - 500 г крапивы, 200 г мать-и-мачехи, 200 г одуванчика, 200 г чистотела - настаивать трое суток. Поливают картофель таким настоем раз в неделю из расчета 1 л настоя на 2 куста. Ещё от проволочника можно использовать белую горчицу. Недаром ее называют «санитаром почвы».
Проволочник не выносит этой культуры и уйдет от ее посевов на расстояние не менее 100 м.
Поэтому смело сейте белую горчицу на огороде и в саду, как только сойдет снег. Эта культура способна вегетировать при температуре 12 ° С.
К тому же это прекрасный сидерат и медонос. И почву обогатит питательными веществами, и насекомых медоносов привлечет. В качестве растений, отпугивающих вредителей, можно использовать бархатцы (тагетес), календулу (ноготки), настурцию, пижму. Лопух большой (зеленые листья) против листогрызущих гусениц. 1/3 ведра мелко изрубленных листьев 1 сутки настаивать в ведре воды, процедить, использовать. А ещё мы предлагаем новый двойной дизайн пакета для семян - в одном отделении семена культурных растений ,в другом - декоративных (капуста - тагетес)).

Энтомологи представляют презентацию: (Некоторые насекомые питаются насекомыми - вредителями растений и тем самым способствуют снижению их численности. К таким хищным насекомым относятся божьи коровки, жужелицы, муравьи, златоглазки.

Божьи (тлевые) коровки - небольшие жуки с яркой окраской надкрыльев, с черными или белыми точками на них. Наибольшую пользу приносят двухточечная, пятиточечная и семиточечная божьи коровки. Они красного цвета, с черными точками. Эти жуки и их личинки обычны в колониях тлей, которыми они питаются. Божьи коровки зимуют под корой деревьев, опавшими листьями и в других укрытиях. Из муравьев наибольшую пользу приносят рыжие

лесные муравьи. Они живут большими семьями в муравейниках, состоящих из надземной части и подземного гнезда . Самое многочисленное население муравейников составляют рабочие муравьи (неплодоносящие самки). Они ухаживают за отродившимися из

яиц личинками: кормят их, перетаскивают (в зависимости от температуры и влажности) из одних камер в другие, ухаживают и за коконами с куколками. Рыжие лесные муравьи из одного муравейника, поедая за день около 18 тыс. насекомых, защищают лес от насекомых-вредителей на площади 0,2 га. Поэтому важна защита муравейников от разорения. наездники ияйцееды. Самки многих видов наездников откладывают яйца в тело молодых гусениц, в которых происходит отрождение их личинок и развитие до окукливания. Самки белянкового наездника, например, откладывают яйца в тело молодых гусениц бабочки-капустницы.

Некоторые виды наездников откладывают яйца в тело куколок. Около погибших гусениц этой бабочки можно увидеть золотистые кокончики окуклившихся личинок наездника. Яйцееды - крошечные перепончатокрылые насекомые. Самки откладывают свои яйца в яйца других насекомых, где и происходит их развитие. К наиболее известным яйцеедам относятся трихограмма.)

5.Подведение итогов

Учитель: Большое спасибо мы хорошо сегодня потрудились, разработали практические рекомендации по борьбе с насекомыми вредителями. Давайте ещё раз их озвучим (Соблюдение агротехнических приёмов, использование растений и животных в качестве биологической борьбы с насекомыми вредителями, охрана насекомых уничтожающих насекомых вредителей, привлечение и насекомоядных млекопитающих на дачные участки).

6. Рефлексия


Учитель: А теперь я хотела бы задать вам следующие вопросы.

1.Какая часть урока вам понравилась больше - домашнее задание или работа в классе…

2.Какой вид деятельности показался наиболее трудным…

3.Какая работа не вызвала особых затруднений …

4.Какие источники информации вы использовали в процессе работы…

7.Домашнее задание
Учитель: Мы исследовали только один аспект проблемы о насекомых вредителях, в нашей редакции скопилось много писем с вопросами о насекомых вредителях поля и леса, поэтому вашим задание будет: поработайте над этой проблемой в тех же группах .

И последние задание - лист самооценки.(все ученики получают оценку за работу.)



© 2010-2022