- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)
Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коврова Т.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
9
Урок биологии в 9 кл на тему «Сравнение эукариотических и прокариотических клеток»
Подготовила учитель биологии высшей категории МБОУСОШ №2
городского округа Большой Камень Приморского края
Коврова Татьяна Владимировна
Цель: Сравнить эукариотические и прокариотические клетки, найти сходство и различия этих клеток.
Задачи урока: образовательные: расширить и углубить знание о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки;
развивающие: продолжить формировать умения сравнивать биологические объекты (клетки прокариот и эукариот), находить общее, различия и делать выводы; содействовать развитию у школьников таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, обобщение; умение работать с терминами, обосновывать; совершенствовать коммуникативные способности;
воспитательныее: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы; выяснить роль бактерий в природе и жизни человека.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, компьютер; таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Бактериальная клетка» и раздаточный материал.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый; словесный, наглядный, практический.
Форма организации учебной деятельности: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач урока
Учитель: Мы с вами вот уже несколько уроков говорим о клетках. Давайте вспомним, как называется наука, изучающая клетки? (Цитология) На какие две группы, по отношению к ядру можно разделить клетки живых организмов ? (Эукариотические и прокариотические )
Представители каких царств организмов в своем строении имею клетки со сформированным ядром? (Растения. Животные. Грибы) Как их называют? Эукариотические.
Организмы, какого царства не имеют оформленного ядра, и является безъядерным? (Прокариоты) Второе название этого царства? (Бактерии или Дробянки)
Вспомним, что основоположники клеточной теории немецкие биологи Матиас Шлейден и Теодор Шванн, которые в 1838 - 1839г сформулировали основы клеточной теории:
1. Клетка - единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.
2. Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и обмену веществ.
3. Новые клетки образуются при делении исходных, материнских клеток.
4. В сложных многоклеточных организмах клетки специализируются и образуют ткани и органы.
То, что клетка является единицей всего живого, мы уже знаем. Попробуем доказать, второй постулат клеточной теории.
Цель нашего урока сравнить клетки эукариот и прокариот и доказать, что клетки организмов разных царств природы имеют сходное строение. Для этого мы сравним клетки эукариот и прокариот, клетки растений, животных и бактерий.
3. Изучение нового материала
Учитель: Открываем тетради, записываем тему урока «Сравнение эукариотических и прокариотических клеток»
Царство Бактерий или Дробянки мы изучали в 6 классе, давайте вспомним основные черты строения.
Учитель: Бактерии впервые были описаны Антони ван Левенгуком, голландским естествоиспытателем в 1683 году. Датой рождения микробиологии принято считать 17 сентября 1683 года, когда Левенгук отправил письмо в Королевское общество в Лондоне с описанием маленьких живых созданий, которые он обнаружил на зубном налете. К этому знаменитому письму было приложено несколько не менее известных картинок.
Бактерии освоили все среды жизни: водную, воздушную, почвенную и даже живут внутри живых организмов.
В настоящее время известно более 3000 видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы, они не обитали. Так в 1г пахотной земли - от 1 до 20 млрд. бактерий, даже в 1г снегов и льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. Обитают они и в нефтяных скважинах, и в водах ядерных реакторов, и в болотах. К концу первых суток в организме новорожденного ребенка живет 12 видов бактерий. Если у человека нарушается баланс микрофлоры организма, возникает заболевание - дисбактериоз.
Основные характеристики бактерий:
1.Бактерии - мельчайшие прокариотические организмы, имеющие клеточное строение.
2.Величина большинства колеблется от 0,2 до 1,3 мкм (10-6 м).
3. Форма бактерий может быть самая разнообразная: шаровидная (кокки), в виде палочек (бациллы), в виде «запятой» (вибрионы), спиралевидные (спириллы).
4. Строение бактериальной клетки: Бактериальная клетка покрыта оболочкой, которая состоит из плазматической мембраны, клеточной стенки, в ее состав входит особое вещество муреин. Прочная клеточная стенка придает бактериальной клетке определенную форму, защищает ее от неблагоприятных воздействий окружающей среды и выполняет ряд других функций.
Многие виды бактерий образуют вокруг клетки слизистую капсулу.
В центральной части бактериальной клетки находится кольцевая цепочка ДНК, которая контролирует все процессы внутри клетки и является носителем генетической информации (ядерный материал) и при делении передает этот наследственный материал из поколения в поколение.
Ядрышки отсутствуют, отсутствует и большинство мембранных структур (ЭПС, митохондрии и др.), но зато много рибосом.
Также в клетках бактерий большое количество различных включений, например, запасные питательные вещества, витамины.
Способы питания:
гетеротрофный (сапрофиты + паразиты)
Способы существования:
а) аэробный (+О2), например, уксуснокислые бактерии;
б) анаэробный (- О2), например, бактерии столбняка;
в) факультативный (+- О2), например, молочнокислые бактерии Размножение - делением клетки надвое, при благоприятных условиях возможно каждые 20 минут. Если бы такому делению ничто не мешало, то одна бактерия за 5 суток размножилась бы так, что ее потомство заняло бы все моря и океаны нашей планеты. Этого не происходит из-за недостатка пищи, накопления продуктов обмена веществ, гибели от неблагоприятных условий, поедания бактерий другими организмами.
Небольшая группа бактерий - бациллы - способна образовывать споры.
Работа с учебником. Задание: найти в тексте учебника стр. 59 рис. 31 материал о роли спор в жизни бактерий. Вывод сформулировать одной фразой.
Сообщение о роли бактерий в природе и жизни человека
Ученик: Бактерии - одни из простейших и древнейших обитателей Земли. Значение бактерий в природе вообще и в жизни человека в частности поистине огромно. Остановимся поподробнее на самых важных функциях бактерий:
Бактерии - великие преобразователи биомассы. Мертвые организмы как растительного, так и животного происхождения подвергаются усердной обработке бактериями, которые превращают мёртвые клетки организмов в почву и удобрения, таким образом, поддерживая «круговорот биомассы» в природе. Например, листва, которая опадает с деревьев осенью, подвергается воздействию бактерий и к следующей весне превращается в плодородный перегной. На этой плодородной почве и растёт то самое дерево, которое осенью сбросило листву.
Бактерии - поглотители азота. Только бактериям под силу ассимилировать азот, который затем поступает в качестве удобрения в почву. Специальные ферменты, содержащиеся в бактериях, помогают им «усваивать» атмосферный азот и смешивать его с другими минералами. Так происходит жизненно важный процесс для всех растений на Земле - фиксация азота.
Бактерии - поставщики кислорода и углекислого газа. Количество кислорода в атмосфере планеты - важнейший показатель, необходимый для существования всех живых существ. Бактерии постоянно пополняют атмосферу Земли кислородом, поэтому без бактерий мы с вами, скорее всего, давно бы задохнулись.
Бактерии - создатели полезных ископаемых. Многие полезные ископаемые создаются веками и тысячелетиями из биомассы при участии воздуха, воды, почв и бактерий. Поэтому роль бактерий как творцов полезных ископаемых также очень велика.
Бактерии - шеф-повара молочных продуктов. Молочнокислые бактерии необходимы для свёртывания молока, из которого люди делают кефир, сыр и йогурт. Без молочнокислых бактерий мы бы никогда не смогли получить все эти замечательные продукты.
Бактерии - помощники фермера. Специальные бактерии помогают в сельском хозяйстве бороться с насекомыми-вредителями и сорняками. Для повышения урожайности человек использует также специальные бактериальные удобрения.
Бактерии - не только друзья и помощники. Многие бактерии переносят опасные заболевания, такие как холера, туберкулёз или сифилис. В мире существует даже специальное бактериологическое оружие массового поражения, способное вызвать эпидемию.
Как видим, роль бактерий в природе многогранна и не всегда положительна. Однако без этих невидимых и простых организмов жизнь на нашей планете просто невозможна.
Записи в тетради: Виды бактерий:
-
бактерии-разрушители (гниения);
-
почвенные бактерии;
-
азотфиксирующие бактерии (клубеньковые);
-
серосодержащие, железосодержащие, бактерии - разведчики месторождений;
-
молочнокислые;
-
болезнетворные (патогенные).
4. Закрепление нового материала. Практическая часть
1. Работа в парах: подписать части эукариотической клетки - животная и растительная клетка. Проверяем, исправляем, если есть ошибки. Приложение 1.
2. Работа в парах: сравнение клеток эукариот (животной клетки) и прокариот. Устно. Приложение 2.
3. Самостоятельная работа: заполнение сравнительной таблицы клеток эукариот (животной клетки) и прокариот и выполнение теста. Приложение 3
Заполните таблицу
Органоиды
Животная клетка
Бактериальная клетка
Клеточная стенка
-
+ (муреин)
Клеточная мембрана
+
+
Ядро
+
- (нуклеоид)
Цитоплазма
+
+
ЭПС
+
-
Рибосомы
+
+ (мелкие)
Митохондрии
+
- (мезосомы)
Лизосомы
-
-
Аппарат Гольджи
+
-
Выполняют тест
5. Подведение итогов урока
Сравнивая клетки различных царств организмов можно сформулировать вывод: что клетки организмов разных царств природы имеют сходное строение. Для этого мы сравнили клетки эукариот и прокариот, клетки растений, животных и бактерий. Общими чертами клеток является наличие клеточной мембраны, цитоплазма, рибосомы, наследственный материал в виде нитей ДНК. Но хранится этот материал по-разному, у эукариот в оформленном ядре, а у прокариот в виде цепочки нуклеотида.
Сдать листочки.
Домашнее задание & 2. 7.
Приложение №1 Работа в парах
Определите тип клетки и подпишите органоиды каждой из них.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Определите тип клетки и подпишите органоиды каждой из них.
11
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Приложение 2
Сравнение эукариотической (животной) и прокариотической (бактериальной) клетки
Приложение 3
Ф.И.О.
Заполните таблицу «Сравнение клеток эукариот (животной клетки) и прокариот»
Органоиды
Животная клетка
Бактериальная клетка
Клеточная стенка
Клеточная мембрана
Ядро
Цитоплазма
ЭПС
Рибосомы
Митохондрии
Лизосомы
Аппарат Гольджи
Тест с одним правильным ответом
1. Наука, изучающая бактерии, называется:
а) цитология; б) микробиология; в) вирусология
2. Бактерии являются организмами:
а) одноклеточными; б) многоклеточными; в) неклеточными.
3. Образование спор у бактерий необходимо для:
а) размножения; б) переживания неблагоприятных условий; в) питания.
4. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:
а) бактерии гниения; б) молочнокислые;
в) клубеньковые; г) почвенные.
5. Первым из ученых, кто увидел и описал клетку бактерий, был:
а) Роберт Гук; б) Антони ван Ливенгук; в) Луи Пастер