Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Урок биологии в 9 кл на тему «Сравнение эукариотических и прокариотических клеток»


Подготовила учитель биологии высшей категории МБОУСОШ №2

городского округа Большой Камень Приморского края

Коврова Татьяна Владимировна

Цель: Сравнить эукариотические и прокариотические клетки, найти сходство и различия этих клеток.

Задачи урока: образовательные: расширить и углубить знание о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки;

развивающие: продолжить формировать умения сравнивать биологические объекты (клетки прокариот и эукариот), находить общее, различия и делать выводы; содействовать развитию у школьников таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, обобщение; умение работать с терминами, обосновывать; совершенствовать коммуникативные способности;

воспитательныее: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы; выяснить роль бактерий в природе и жизни человека.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, компьютер; таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Бактериальная клетка» и раздаточный материал.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый; словесный, наглядный, практический.

Форма организации учебной деятельности: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока

Учитель: Мы с вами вот уже несколько уроков говорим о клетках. Давайте вспомним, как называется наука, изучающая клетки? (Цитология) На какие две группы, по отношению к ядру можно разделить клетки живых организмов ? (Эукариотические и прокариотические )

Представители каких царств организмов в своем строении имею клетки со сформированным ядром? (Растения. Животные. Грибы) Как их называют? Эукариотические.

Организмы, какого царства не имеют оформленного ядра, и является безъядерным? (Прокариоты) Второе название этого царства? (Бактерии или Дробянки)

Вспомним, что основоположники клеточной теории немецкие биологи Матиас Шлейден и Теодор Шванн, которые в 1838 - 1839г сформулировали основы клеточной теории:

1. Клетка - единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.

2. Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и обмену веществ.

3. Новые клетки образуются при делении исходных, материнских клеток.

4. В сложных многоклеточных организмах клетки специализируются и образуют ткани и органы.

То, что клетка является единицей всего живого, мы уже знаем. Попробуем доказать, второй постулат клеточной теории.

Цель нашего урока сравнить клетки эукариот и прокариот и доказать, что клетки организмов разных царств природы имеют сходное строение. Для этого мы сравним клетки эукариот и прокариот, клетки растений, животных и бактерий.

3. Изучение нового материала

Учитель: Открываем тетради, записываем тему урока «Сравнение эукариотических и прокариотических клеток»

Царство Бактерий или Дробянки мы изучали в 6 классе, давайте вспомним основные черты строения.

Учитель: Бактерии впервые были описаны Антони ван Левенгуком, голландским естествоиспытателем в 1683 году. Датой рождения микробиологии принято считать 17 сентября 1683 года, когда Левенгук отправил письмо в Королевское общество в Лондоне с описанием маленьких живых созданий, которые он обнаружил на зубном налете. К этому знаменитому письму было приложено несколько не менее известных картинок.

Бактерии освоили все среды жизни: водную, воздушную, почвенную и даже живут внутри живых организмов.

В настоящее время известно более 3000 видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы, они не обитали. Так в 1г пахотной земли - от 1 до 20 млрд. бактерий, даже в 1г снегов и льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. Обитают они и в нефтяных скважинах, и в водах ядерных реакторов, и в болотах. К концу первых суток в организме новорожденного ребенка живет 12 видов бактерий. Если у человека нарушается баланс микрофлоры организма, возникает заболевание - дисбактериоз.

Основные характеристики бактерий:

1.Бактерии - мельчайшие прокариотические организмы, имеющие клеточное строение.

2.Величина большинства колеблется от 0,2 до 1,3 мкм (10-6 м).

3. Форма бактерий может быть самая разнообразная: шаровидная (кокки), в виде палочек (бациллы), в виде «запятой» (вибрионы), спиралевидные (спириллы).

4. Строение бактериальной клетки: Бактериальная клетка покрыта оболочкой, которая состоит из плазматической мембраны, клеточной стенки, в ее состав входит особое вещество муреин. Прочная клеточная стенка придает бактериальной клетке определенную форму, защищает ее от неблагоприятных воздействий окружающей среды и выполняет ряд других функций.

Многие виды бактерий образуют вокруг клетки слизистую капсулу.

В центральной части бактериальной клетки находится кольцевая цепочка ДНК, которая контролирует все процессы внутри клетки и является носителем генетической информации (ядерный материал) и при делении передает этот наследственный материал из поколения в поколение.

Ядрышки отсутствуют, отсутствует и большинство мембранных структур (ЭПС, митохондрии и др.), но зато много рибосом.

Также в клетках бактерий большое количество различных включений, например, запасные питательные вещества, витамины.

Способы питания:

гетеротрофный (сапрофиты + паразиты)

Способы существования:

а) аэробный (+О2), например, уксуснокислые бактерии;

б) анаэробный (- О2), например, бактерии столбняка;

в) факультативный (+- О2), например, молочнокислые бактерии Размножение - делением клетки надвое, при благоприятных условиях возможно каждые 20 минут. Если бы такому делению ничто не мешало, то одна бактерия за 5 суток размножилась бы так, что ее потомство заняло бы все моря и океаны нашей планеты. Этого не происходит из-за недостатка пищи, накопления продуктов обмена веществ, гибели от неблагоприятных условий, поедания бактерий другими организмами.

Небольшая группа бактерий - бациллы - способна образовывать споры.

Работа с учебником. Задание: найти в тексте учебника стр. 59 рис. 31 материал о роли спор в жизни бактерий. Вывод сформулировать одной фразой.

Сообщение о роли бактерий в природе и жизни человека

Ученик: Бактерии - одни из простейших и древнейших обитателей Земли. Значение бактерий в природе вообще и в жизни человека в частности поистине огромно. Остановимся поподробнее на самых важных функциях бактерий:

Бактерии - великие преобразователи биомассы. Мертвые организмы как растительного, так и животного происхождения подвергаются усердной обработке бактериями, которые превращают мёртвые клетки организмов в почву и удобрения, таким образом, поддерживая «круговорот биомассы» в природе. Например, листва, которая опадает с деревьев осенью, подвергается воздействию бактерий и к следующей весне превращается в плодородный перегной. На этой плодородной почве и растёт то самое дерево, которое осенью сбросило листву.

Бактерии - поглотители азота. Только бактериям под силу ассимилировать азот, который затем поступает в качестве удобрения в почву. Специальные ферменты, содержащиеся в бактериях, помогают им «усваивать» атмосферный азот и смешивать его с другими минералами. Так происходит жизненно важный процесс для всех растений на Земле - фиксация азота.

Бактерии - поставщики кислорода и углекислого газа. Количество кислорода в атмосфере планеты - важнейший показатель, необходимый для существования всех живых существ. Бактерии постоянно пополняют атмосферу Земли кислородом, поэтому без бактерий мы с вами, скорее всего, давно бы задохнулись.

Бактерии - создатели полезных ископаемых. Многие полезные ископаемые создаются веками и тысячелетиями из биомассы при участии воздуха, воды, почв и бактерий. Поэтому роль бактерий как творцов полезных ископаемых также очень велика.

Бактерии - шеф-повара молочных продуктов. Молочнокислые бактерии необходимы для свёртывания молока, из которого люди делают кефир, сыр и йогурт. Без молочнокислых бактерий мы бы никогда не смогли получить все эти замечательные продукты.

Бактерии - помощники фермера. Специальные бактерии помогают в сельском хозяйстве бороться с насекомыми-вредителями и сорняками. Для повышения урожайности человек использует также специальные бактериальные удобрения.

Бактерии - не только друзья и помощники. Многие бактерии переносят опасные заболевания, такие как холера, туберкулёз или сифилис. В мире существует даже специальное бактериологическое оружие массового поражения, способное вызвать эпидемию.

Как видим, роль бактерий в природе многогранна и не всегда положительна. Однако без этих невидимых и простых организмов жизнь на нашей планете просто невозможна.

Записи в тетради: Виды бактерий:

  1. бактерии-разрушители (гниения);

  2. почвенные бактерии;

  3. азотфиксирующие бактерии (клубеньковые);

  4. серосодержащие, железосодержащие, бактерии - разведчики месторождений;

  5. молочнокислые;

  6. болезнетворные (патогенные).

4. Закрепление нового материала. Практическая часть

1. Работа в парах: подписать части эукариотической клетки - животная и растительная клетка. Проверяем, исправляем, если есть ошибки. Приложение 1.

2. Работа в парах: сравнение клеток эукариот (животной клетки) и прокариот. Устно. Приложение 2.

3. Самостоятельная работа: заполнение сравнительной таблицы клеток эукариот (животной клетки) и прокариот и выполнение теста. Приложение 3

Заполните таблицу

Органоиды

Животная клетка

Бактериальная клетка

Клеточная стенка

-

+ (муреин)

Клеточная мембрана

+

+

Ядро

+

- (нуклеоид)

Цитоплазма

+

+

ЭПС

+

-

Рибосомы

+

+ (мелкие)

Митохондрии

+

- (мезосомы)

Лизосомы

-

-

Аппарат Гольджи

+

-

Выполняют тест

5. Подведение итогов урока

Сравнивая клетки различных царств организмов можно сформулировать вывод: что клетки организмов разных царств природы имеют сходное строение. Для этого мы сравнили клетки эукариот и прокариот, клетки растений, животных и бактерий. Общими чертами клеток является наличие клеточной мембраны, цитоплазма, рибосомы, наследственный материал в виде нитей ДНК. Но хранится этот материал по-разному, у эукариот в оформленном ядре, а у прокариот в виде цепочки нуклеотида.

Сдать листочки.

Домашнее задание & 2. 7.




Приложение №1 Работа в парах

Определите тип клетки и подпишите органоиды каждой из них.

Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Определите тип клетки и подпишите органоиды каждой из них.

Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)

11Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Приложение 2

Сравнение эукариотической (животной) и прокариотической (бактериальной) клетки

Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)







Урок биологии на тему Сравнение эукариотических и прокариотических клеток (9 кл)






Приложение 3

Ф.И.О.

Заполните таблицу «Сравнение клеток эукариот (животной клетки) и прокариот»

Органоиды

Животная клетка

Бактериальная клетка

Клеточная стенка

Клеточная мембрана

Ядро

Цитоплазма

ЭПС

Рибосомы

Митохондрии

Лизосомы

Аппарат Гольджи

Тест с одним правильным ответом

1. Наука, изучающая бактерии, называется:

а) цитология; б) микробиология; в) вирусология

2. Бактерии являются организмами:

а) одноклеточными; б) многоклеточными; в) неклеточными.

3. Образование спор у бактерий необходимо для:

а) размножения; б) переживания неблагоприятных условий; в) питания.

4. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:

а) бактерии гниения; б) молочнокислые;

в) клубеньковые; г) почвенные.

5. Первым из ученых, кто увидел и описал клетку бактерий, был:

а) Роберт Гук; б) Антони ван Ливенгук; в) Луи Пастер


© 2010-2022