- Преподавателю
- Биология
- Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний
Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Правилова И.С. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
муниципального образования города Братска
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся
через курс «Основы медицинских знаний»
Правилова Ирина Сергеевна,
учитель биологии
I квалификационная категория
Братск, 2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования рассматривает образование с позиции компетентностного подхода. Он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы:
-
требование к результатам освоения образовательных программ;
-
требование к условиям реализации образовательных программ;
-
требования к содержанию образования.
Требования к результатам освоения 1 обучающимися программы основного общего образования:
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделяют 4 блока:
1) личностный;
2) регулятивный (саморегуляция);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности отмечают три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
-
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
-
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
-
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
-
оценка - выделение и осознание качества и уровня усвоения;
-
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-
структурирование знаний;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
-
моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Так как перед современной школой ставится основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие, то в своей работе по формированию универсальных учебных действий у обучающихся, я считаю важным положить в основу обучения социально-конструируемые педагогические ситуации, где деятельность учащихся будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, умение обучаться и многое другое. Именно это я и взяла за основу при разработке рабочей программы по курсу «Основы медицинских знаний». Курс составлен мною с опорой на примерную учебную программу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» авторов А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, П.В.Ижевский // Программы общеобразовательных учреждений. «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова.- М.: Просвещение, 2009.., и утверждён в ГИМНЦ города Братска в 2010 году.
Курс «Основы медицинских знаний» ориентирован не только на получение учениками набора теоретических знаний, но и учит их деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Умению взаимодействовать в реальных жизненных условиях.
Кроме того, курс предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование. Поскольку основной результат обучения - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, то целью курса стало формирование у обучающихся познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий:
-
Регулятивные УУД (владеть разными способами учения, самообразования, уметь составлять план, опорную схему по изученному материалу, анализировать и планировать свою деятельность, делать выводы; уметь оценивать свою деятельность).
-
Познавательные УУД (поиск и обработка необходимой информации, работа с разными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, дополнительной литературой, ресурсами Интернет).
-
Коммуникативные УУД (правильно и грамотно излагать свои мысли; проводить исследовательскую работу; владеть навыками совместной деятельности в группе, способами сотрудничества с окружающими людьми.
Работу над уроком я начинаю с планирования результатов обучения с учетом формирования универсальных учебных действий, которые формируются по трем уровням: критический, достаточный и творческий.
Критический уровень - демонстрирует понимание цели и задач учебной деятельности, демонстрирует понимание последовательности действий, без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может, имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности, высказывается по поводу полученного результата.
Достаточный уровень - формулирует цель и задачи деятельности с помощью учителя, планирует и организует свою деятельность по готовому алгоритму, формулирует детальное представление об ожидаемом результате деятельности, оценивает результат и процесс деятельности.
Творческий уровень - формулирует цель и задачи деятельности самостоятельно, планирует и организует свою деятельность самостоятельно, проводит текущий контроль реализации плана деятельности, предполагает последствия достижения результатов, анализирует результаты и процесс деятельности. Самостоятельно планирует поиск информации в соответствии с планом деятельности, выбирает информационные источники, владеет способами систематизации информации, критически относится к полученной информации, на основе анализа и обобщения полученных результатов делает выводы.
Например, на уроке по теме «Кровотечения, их виды и характеристика. Гемостаз», я планирую следующие результаты обучения:
Урок по формированию универсальных учебных действий состоит из следующих этапов:
Первый этап - Исходная мотивация. Погружение в проблему.
Задачи этого этапа подведение учащихся к самостоятельной постановке целей и задач.
Учитель мотивирует, ориентирует учащихся на предстоящую деятельность. Формулирует проблемные вопросы для определения учащимися целей и задач и темы урока. Для мотивации на предстоящую деятельность и погружения в проблему я использую следующие приемы:
-
мозговой штурм
-
проблемные вопросы
-
эвристическая беседа
-
игровые моменты (анаграмма, кроссворд, синквейн, дешифровщик).
-
иллюстрации (видеосюжет)
-
рассказ- загадка
-
лабиринт
На уроке по теме «Кровотечения, их виды и характеристика. Гемостаз», обучающимся предлагается иллюстрация, учитель зачитывает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», затем учитель задает вопрос: О чем пойдет речь на данном уроке? Предлагает сформулировать цель и задачи урока, предварительно ответив на проблемные вопросы.
Таким образом, учитель подводит учеников к самостоятельному формулированию целей и задач занятия.
На этом этапе урока учащийся учится правильно формулировать цель своей деятельности и способы ее достижения сам или с помощью учителя, при этом формируются регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Второй этап урока - Организация деятельности. Задачи этого этапа - обеспечение условий для успешного выполнения заданий. Учащиеся совместно с учителем определяют план или алгоритм действий, источники информации. При ведении курса я использую следующие формы организации деятельности:
-
Коллективная (фронтальная - эвристическая беседа, диспут)
-
Групповая (практические и исследовательские работы)
-
Индивидуальная (составление конспекта, опорной схемы, написание синквейна)
-
Парная (создание кластера, презентации).
На своём на уроке «Кровотечения, их виды и характеристика. Гемостаз», я использую групповую форму работы:
На данном этапе формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Третий этап урока - Осуществление деятельности.
Этот этап подразумевает выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. Учитель выступает в роли тьютера, который координирует, консультирует деятельность учащихся. Ученики работают с информацией, решают поисковые и исследовательские задачи, оформляют результаты деятельности. Я в своей работе использую следующие приемы:
-
практическая работа («Первая медицинская помощь при переломах», Первая медицинская помощь при ожогах», «Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца»).
-
исследование («Инфекционные болезни, Возбудители инфекционных болезней»).
-
урок - игра (ролевые игры «На приеме у врача», викторина «Природная аптека»).
-
экскурсии («Медицинские профессии», «Лечебные и диагностические процедуры»).
-
поисковая работа («Раны. Десмургия»).
-
конференции («Лекарственные растения в жизни человека», «СПИД»).
Алгоритм работы для групп
-
Изучите источники информации по теме урока
-
Выполните задания, заполните технологическую карту.
-
Обсудите результаты работы в группе.
-
Представьте отчет по результатам работы.
На данном этапе урока формируются познавательные универсальные учебные действия (ученик проанализировал источники информации, и выбрал главное); регулятивные (ученик выполнил необходимые действия в соответствии с поставленными задачами) и коммуникативные учебные действия (ученик сформулировал полученные результаты письменно или устно)
Четвертый этап - защита результата деятельности. Ученики представляют результаты своей работы, оценивают результаты других, высказывают свое мнение, задают вопросы. Результат может быть представлен в виде:
-
Лист-задание
-
Конспект
-
Схема
-
Презентация
-
Кластер
-
Синквейн
Например, на уроке «Кровотечения, их виды и характеристика. Гемостаз». Сначала организовывается фронтальная проверка по вопросам: Что такое кровотечения? Кровопотеря? Гемостаз? Затем группы по очереди представляют результаты своей работы. Сначала 1 группа - Спасатели МЧС, показывает меры первой помощи при капиллярном кровотечении, затем 2 группа - Красный Крест показывает меры первой помощи при венозном кровотечении и в конце 3 группа - Медики Скорой помощи первая помощь при артериальном кровотечении. Представители от каждой группы 2-3 учащихся (один из них пострадавший, двое - оказывают первую помощь), дают характеристику видам кровотечений с демонстрацией и комментариями мер первой помощи.
На этом этапе формируются универсальные учебные действия: познавательные - ученик систематизировал, обобщил полученные результаты, сделал вывод; коммуникативные - учащийся изложил результаты деятельности понятно, логично, четко; регулятивные - ученик привел причины трудностей и успехов при выполнении заданий.
Пятый этап урока - рефлексия. Данный этап необходим для самооценки деятельности учащихся. Он формирует у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Самооценивание и взаимооценивание помогает ребенку видеть свои достижения и промахи, осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиска более рациональных приёмов. Для проведения данного этапа я использую различные виды рефлексии: заполнение таблицы «Лестницы успеха», построение схемы, выбор по значимости, при этом содержание должно соответствовать запланированным в начале урока результатам обучения. Применение рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Экспериментальной площадкой на базе нашей школы была разработана диагностика сформированности универсальных учебных действий по трем уровням. Используя эту диагностику и результаты самооценки учащихся, я заполняю дневник наблюдения. В конце формулирую выводы, отмечаю уровень сформированности универсальных учебных действий.
Диагностика уровня сформированности коммуникативных действий
Список учащихся
письменная коммуникация
устная
работа в
группе
кол-во баллов
уровень
монолог
диалог
процедура обсуждения
ведение дискуссии
1
Дроздецкая Маргарита
3
2
3
2
2
12
К
2
Першин Максим
3
2
3
2
2
12
К
3
Сахароварова Нина
3
3
2
2
2
12
К
4
Савельева Полина
4
3
3
3
2
15
Т
5
Яковлев Андрей
4
3
4
3
4
18
Д
Диагностика уровня сформированности регулятивных действий
Список учащихся
постановка цели
планирование деятельности
оценка деятельности
кол-во баллов
уровень
планирование деятельности
деятельность
результата
своей деятельности
1
Дроздецкая Маргарита
2
2
2
3
4
13
К
2
Першин Максим
2
3
3
3
2
13
К
3
Сахароварова Нина
4
3
3
3
3
16
Д
4
Савельева Полина
4
3
3
4
3
17
Д
5
Яковлев Андрей
4
4
4
4
4
20
Д
Диагностика уровня сформированности познавательных действий
Список учащихся
поиск информации
обработка
информации
кол-во баллов
уровень
определение недостатка информации
получение информации
осмысление информации
умения делать выводы
1
Дроздецкая Маргарита
3
3
3
3
12
Д
2
Першин Максим
4
3
4
3
14
Д
3
Сахароварова Нина
5
4
4
4
17
Д
4
Савельева Полина
4
5
4
3
16
Т
5
Яковлев Андрей
5
5
5
4
19
Т
В конце каждого блока делаю выводы и диаграммы об успехах и продвижении каждого ученика.
Даже за пол года работы можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика.
По сравнению с начальным этапом увеличилось количество учащихся на творческом уровне на 2 человека (познавательные действия) на 4 человека (коммуникативные действия) на 3 человека (регулятивные действия) и понижение на критическом уровне.
Весь учебный процесс по формированию универсальных учебных действий способствует развитию личности учащегося, его индивидуальности, позволяет обучающимся приобретать опыт практической деятельности в различных сферах, учит действовать адекватно полученной информации, взаимодействовать в реальных жизненных условиях.
В конце учебного года разработка 34 уроков курса будет сдана на утверждение в Центр развития образования г. Братска.
Список литературы
-
Бакулина И.А. Формирование ключевых компетенций на уроках биологии. // ИД «Первое сентября»,2010г.
-
Иванова Т.В. Компетентностный подход// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004г. № 1
-
Примерные программы по учебным предметам. Биология.6-9 классы. Естествознание. 5 класс.- М.: Просвещение,2010 - 80с.- ( Стандарты второго поколения).
-
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования// Народное образование. 2003г. № 5
-
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.http\\ eidos.ru\\ gournal\2005\1212.htm.
-
Селевко Г. Компетентности и их классификация// Народное образование. 2004г.№ 4
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г №1897.
-
openclass.ru/og
-
college.ru
-
festival.1september.ru
1Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897