Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

муниципального образования города Братска





Формирование универсальных учебных действий у обучающихся

через курс «Основы медицинских знаний»



Правилова Ирина Сергеевна,

учитель биологии

I квалификационная категория




Братск, 2012г.


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования рассматривает образование с позиции компетентностного подхода. Он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы:

  • требование к результатам освоения образовательных программ;

  • требование к условиям реализации образовательных программ;

  • требования к содержанию образования.

Требования к результатам освоения 1 обучающимися программы основного общего образования:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделяют 4 блока:

1) личностный;

2) регулятивный (саморегуляция);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности отмечают три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • оценка - выделение и осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Так как перед современной школой ставится основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие, то в своей работе по формированию универсальных учебных действий у обучающихся, я считаю важным положить в основу обучения социально-конструируемые педагогические ситуации, где деятельность учащихся будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, умение обучаться и многое другое. Именно это я и взяла за основу при разработке рабочей программы по курсу «Основы медицинских знаний». Курс составлен мною с опорой на примерную учебную программу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» авторов А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, П.В.Ижевский // Программы общеобразовательных учреждений. «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова.- М.: Просвещение, 2009.., и утверждён в ГИМНЦ города Братска в 2010 году.

Курс «Основы медицинских знаний» ориентирован не только на получение учениками набора теоретических знаний, но и учит их деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Умению взаимодействовать в реальных жизненных условиях.

Кроме того, курс предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование. Поскольку основной результат обучения - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, то целью курса стало формирование у обучающихся познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий:

  • Регулятивные УУД (владеть разными способами учения, самообразования, уметь составлять план, опорную схему по изученному материалу, анализировать и планировать свою деятельность, делать выводы; уметь оценивать свою деятельность).

  • Познавательные УУД (поиск и обработка необходимой информации, работа с разными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, дополнительной литературой, ресурсами Интернет).

  • Коммуникативные УУД (правильно и грамотно излагать свои мысли; проводить исследовательскую работу; владеть навыками совместной деятельности в группе, способами сотрудничества с окружающими людьми.

Работу над уроком я начинаю с планирования результатов обучения с учетом формирования универсальных учебных действий, которые формируются по трем уровням: критический, достаточный и творческий.

Критический уровень - демонстрирует понимание цели и задач учебной деятельности, демонстрирует понимание последовательности действий, без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может, имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности, высказывается по поводу полученного результата.

Достаточный уровень - формулирует цель и задачи деятельности с помощью учителя, планирует и организует свою деятель­ность по готовому алгоритму, формулирует детальное представление об ожидаемом результате деятельности, оценивает результат и процесс деятельности.

Творческий уровень - формулирует цель и задачи деятельности самостоятельно, планирует и организует свою деятельность самостоятельно, проводит текущий контроль реализации плана деятельности, предполагает последствия достижения ре­зультатов, анализирует результаты и процесс деятель­ности. Самостоятельно планирует поиск инфор­мации в соответствии с планом деятельно­сти, выбирает информационные источники, владеет способами систематизации инфор­мации, критически относится к полученной ин­формации, на основе анализа и обобщения полученных результатов делает выводы.

Например, на уроке по теме «Кровотечения, их виды и характеристика. Гемостаз», я планирую следующие результаты обучения:

Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний

Урок по формированию универсальных учебных действий состоит из следующих этапов:

Первый этап - Исходная мотивация. Погружение в проблему.

Задачи этого этапа подведение учащихся к самостоятельной постановке целей и задач.

Учитель мотивирует, ориентирует учащихся на предстоящую деятельность. Формулирует проблемные вопросы для определения учащимися целей и задач и темы урока. Для мотивации на предстоящую деятельность и погружения в проблему я использую следующие приемы:

  • мозговой штурм

  • проблемные вопросы

  • эвристическая беседа

  • игровые моменты (анаграмма, кроссворд, синквейн, дешифровщик).

  • иллюстрации (видеосюжет)

  • рассказ- загадка

  • лабиринт

На уроке по теме «Кровотечения, их виды и характеристика. Гемостаз», обучающимся предлагается иллюстрация, учитель зачитывает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», затем учитель задает вопрос: О чем пойдет речь на данном уроке? Предлагает сформулировать цель и задачи урока, предварительно ответив на проблемные вопросы.

Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний

Таким образом, учитель подводит учеников к самостоятельному формулированию целей и задач занятия.

Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний

На этом этапе урока учащийся учится правильно формулировать цель своей деятельности и способы ее достижения сам или с помощью учителя, при этом формируются регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Второй этап урока - Организация деятельности. Задачи этого этапа - обеспечение условий для успешного выполнения заданий. Учащиеся совместно с учителем определяют план или алгоритм действий, источники информации. При ведении курса я использую следующие формы организации деятельности:

  • Коллективная (фронтальная - эвристическая беседа, диспут)

  • Групповая (практические и исследовательские работы)

  • Индивидуальная (составление конспекта, опорной схемы, написание синквейна)

  • Парная (создание кластера, презентации).

На своём на уроке «Кровотечения, их виды и характеристика. Гемостаз», я использую групповую форму работы:

Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний

На данном этапе формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Третий этап урока - Осуществление деятельности.

Этот этап подразумевает выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. Учитель выступает в роли тьютера, который координирует, консультирует деятельность учащихся. Ученики работают с информацией, решают поисковые и исследовательские задачи, оформляют результаты деятельности. Я в своей работе использую следующие приемы:

  • практическая работа («Первая медицинская помощь при переломах», Первая медицинская помощь при ожогах», «Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца»).

  • исследование («Инфекционные болезни, Возбудители инфекционных болезней»).

  • урок - игра (ролевые игры «На приеме у врача», викторина «Природная аптека»).

  • экскурсии («Медицинские профессии», «Лечебные и диагностические процедуры»).

  • поисковая работа («Раны. Десмургия»).

  • конференции («Лекарственные растения в жизни человека», «СПИД»).

Алгоритм работы для групп

  1. Изучите источники информации по теме урока

  2. Выполните задания, заполните технологическую карту.

  3. Обсудите результаты работы в группе.

  4. Представьте отчет по результатам работы.

Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний

На данном этапе урока формируются познавательные универсальные учебные действия (ученик проанализировал источники информации, и выбрал главное); регулятивные (ученик выполнил необходимые действия в соответствии с поставленными задачами) и коммуникативные учебные действия (ученик сформулировал полученные результаты письменно или устно)

Четвертый этап - защита результата деятельности. Ученики представляют результаты своей работы, оценивают результаты других, высказывают свое мнение, задают вопросы. Результат может быть представлен в виде:

  • Лист-задание

  • Конспект

  • Схема

  • Презентация

  • Кластер

  • Синквейн

Например, на уроке «Кровотечения, их виды и характеристика. Гемостаз». Сначала организовывается фронтальная проверка по вопросам: Что такое кровотечения? Кровопотеря? Гемостаз? Затем группы по очереди представляют результаты своей работы. Сначала 1 группа - Спасатели МЧС, показывает меры первой помощи при капиллярном кровотечении, затем 2 группа - Красный Крест показывает меры первой помощи при венозном кровотечении и в конце 3 группа - Медики Скорой помощи первая помощь при артериальном кровотечении. Представители от каждой группы 2-3 учащихся (один из них пострадавший, двое - оказывают первую помощь), дают характеристику видам кровотечений с демонстрацией и комментариями мер первой помощи.

Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний

На этом этапе формируются универсальные учебные действия: познавательные - ученик систематизировал, обобщил полученные результаты, сделал вывод; коммуникативные - учащийся изложил результаты деятельности понятно, логично, четко; регулятивные - ученик привел причины трудностей и успехов при выполнении заданий.

Пятый этап урока - рефлексия. Данный этап необходим для самооценки деятельности учащихся. Он формирует у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Самооценивание и взаимооценивание помогает ребенку видеть свои достижения и промахи, осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиска более рациональных приёмов. Для проведения данного этапа я использую различные виды рефлексии: заполнение таблицы «Лестницы успеха», построение схемы, выбор по значимости, при этом содержание должно соответствовать запланированным в начале урока результатам обучения. Применение рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний



Экспериментальной площадкой на базе нашей школы была разработана диагностика сформированности универсальных учебных действий по трем уровням. Используя эту диагностику и результаты самооценки учащихся, я заполняю дневник наблюдения. В конце формулирую выводы, отмечаю уровень сформированности универсальных учебных действий.


Диагностика уровня сформированности коммуникативных действий



Список учащихся

письменная коммуникация

устная

работа в

группе

кол-во баллов

уровень

монолог

диалог

процедура обсуждения

ведение дискуссии

1

Дроздецкая Маргарита

3

2

3

2

2

12

К

2

Першин Максим

3

2

3

2

2

12

К

3

Сахароварова Нина

3

3

2

2

2

12

К

4

Савельева Полина

4

3

3

3

2

15

Т

5

Яковлев Андрей

4

3

4

3

4

18

Д


Диагностика уровня сформированности регулятивных действий


Список учащихся

постановка цели

планирование деятельности

оценка деятельности

кол-во баллов

уровень

планирование деятельности

деятельность

результата

своей деятельности

1

Дроздецкая Маргарита

2

2

2

3

4

13

К

2

Першин Максим

2

3

3

3

2

13

К

3

Сахароварова Нина

4

3

3

3

3

16

Д

4

Савельева Полина

4

3

3

4

3

17

Д

5

Яковлев Андрей

4

4

4

4

4

20

Д

Диагностика уровня сформированности познавательных действий


Список учащихся

поиск информации

обработка

информации

кол-во баллов

уровень

определение недостатка информации

получение информации

осмысление информации

умения делать выводы

1

Дроздецкая Маргарита

3

3

3

3

12

Д

2

Першин Максим

4

3

4

3

14

Д

3

Сахароварова Нина

5

4

4

4

17

Д

4

Савельева Полина

4

5

4

3

16

Т

5

Яковлев Андрей

5

5

5

4

19

Т



В конце каждого блока делаю выводы и диаграммы об успехах и продвижении каждого ученика.


Доклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний

Даже за пол года работы можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика.

По сравнению с начальным этапом увеличилось количество учащихся на творческом уровне на 2 человека (познавательные действия) на 4 человека (коммуникативные действия) на 3 человека (регулятивные действия) и понижение на критическом уровне.

Весь учебный процесс по формированию универсальных учебных действий способствует развитию личности учащегося, его индивидуальности, позволяет обучающимся приобретать опыт практической деятельности в различных сферах, учит действовать адекватно полученной информации, взаимодействовать в реальных жизненных условиях.

В конце учебного года разработка 34 уроков курса будет сдана на утверждение в Центр развития образования г. Братска.

Список литературы


  1. Бакулина И.А. Формирование ключевых компетенций на уроках биологии. // ИД «Первое сентября»,2010г.

  2. Иванова Т.В. Компетентностный подход// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004г. № 1

  3. Примерные программы по учебным предметам. Биология.6-9 классы. Естествознание. 5 класс.- М.: Просвещение,2010 - 80с.- ( Стандарты второго поколения).

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования// Народное образование. 2003г. № 5

  5. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.http\\ eidos.ru\\ gournal\2005\1212.htm.

  6. Селевко Г. Компетентности и их классификация// Народное образование. 2004г.№ 4

  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г №1897.

  9. openclass.ru/og

  10. college.ru

  11. festival.1september.ruДоклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знанийДоклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знанийДоклад Формирование УУД у обучающихся через курс Основы медицинских знаний

1Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897


© 2010-2022