- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока биологии на тему Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. (7 класс)
План-конспект урока биологии на тему Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. (7 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Левицкая Е.Н. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок № 42 11.02.2016 г. Биология, 7-Б
Тема: Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.
Цель урока:
Познакомить обучающихся с характерными признаками паукообразных, их многообразием.
Задачи урока:
1.Показать особенности паукообразных, связанных с жизнью на суше, раскрыть значение паукообразных в природе и их роль в жизни человека;
2.Продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом;
3.Воспитывать бережное отношение к представителям данного класса и к окружающей нас природе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Проверка дом. задания.
Вопросы:
1)Из каких частей состоит тело речного рака?
Головогрудь и брюшко.
2)Сколько ходильных ног?
10 - поэтому их еще называют десятиногими.
3)Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6-10 раз, на втором - 5 раз, на третьем - 3-4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка - 3-4 раза. С чем связано большое количество линек у молодых раков?
Твёрдый хитиновый покров не позволяет ракам расти, а во время линьки животные растут и увеличиваются в размерах.
3 )Как устроены глаза рака?
Зрение фасеточное, т. к. глаза состоят из большого количества фасеток или глазков.
III.Активизация познавательной деятельности.
-Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.
В те далекие времена в Лидии жила Арахна - дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
Эй, Паллада,…
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это - Арахна!
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и рвать паутину.
А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,
Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою,
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. А наука о пауках - арахнология.
Какой класс членистоногих мы сегодня будем изучать?
IV. Изучение нового материала.
1.Основные признаки класса
(«Мозговой штурм», работа с текстом и иллюстрациями учебника - беглое чтение)
2.Работа в группах.
1 группа «Отряд Пауки»
1.Где встречаются пауки?
2. Что представляет собой паутина?
Все ли пауки строят ловчую сеть
3 группа «Отряд Клещи»
1.Каковы особенности тела клещей?
2. Где встречаются клещи и почему к ним проявляют интерес и агрономы, врачи и ветеринары?
3. Вирус, какого заболевания передаётся при укусе клеща?
2 группа «Отряд Скорпионы»
1.Где встречаются скорпионы?
2.На конце брюшка имеется вздутие с острым крючком.
Для чего скорпионы используют его?
4 группа «Отряд Сенокосцы».
1.Где встречаются сенокосцы, какова их форма тела?
2. Плетут ли паутину сенокосцы?
V . Закрепление изученного материала.
1.Звуковой диктант - коллективная работа (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Если учащиеся согласны с утверждением, они поднимают руки вверх и хлопают в ладоши.
Если не согласны - дают молчаливый отрицательный ответ головой
1.Тело покрыто хитиновым покровом.
2.Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.
3.Брюшко членистое.
4.Имеют 4 пары ног
5.На голове есть усики.
6.Дыхание трахейно-лёгочное.
7.Кровеносная система замкнутая.
8. Усиков нет.
9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.
10. Органы дыхания - жабры.
11. Кровеносная система незамкнутая.
12. Первая пара ног - хелицеры
2. Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
1. Наука о паукообразных
А) Энтомология; Б) Зоология; В) Ихтиология; Г) Арахнология
2. Тело паукообразных состоит из
А) Головы и туловища; В) Головогруди и брюшка; С) Головы, груди и брюшка;
3. Когтевидные челюсти пауков называются
А) Ризоиды; Б) Ногти; В) Хелицеры; Г Усики
4. Пауки дышат
А) Жабрами; Б) Хелицерами В) Легкими и трахеями ; Г) Легкими и жабрами
5. Зрение у пауков
А) Фасеточное ; Б) Простое; В) Ночное; Г) Дневное; Д) Отсутствует
6. Кровососущие паукообразные
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи
7. Ядовитые паукообразные
А)Чёрная вдова и скорпион; Б)Чесоточный клещ и тарантул ;
В) Чесоточный клещ и серебрянка Г) паук-крестовик и тарантул
8. Являются возбудителями чесотки
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи
9. У паукообразных ходильных ног
А) 2 пары ног; Б) 3 пары ног; В) 4 пары ног; Г) 5 пар ног; Д) нет ног
10. Паук, живущий в воде
А) Крестовик; Б) Серебрянка; В) Тарантул; Г) Скорпион
11. Паутинная сеть необходима для
А) Убежища; Б) Размножения; В) Ловли насекомых; Г) Защите от врагов;
12. Переносчиком клещевого энцефалита является
А) Иксодовый клещ Б) Чесоточный клещ В) Паутинный клещ Г) мучной клещ
VI. Домашнее задание
-
§ 36, вопросы (стр.95)
-
Творческие задания (на выбор)
Подготовить сообщения или презентации:
«Паукообразные Крыма» «Рекордсмены среди паукообразных»
«Рекордсмены среди паукообразных» «Клещи - переносчики заболеваний»
Составить 5-7 тестовых заданий по §34-36
VII. Рефлексия.
Знания, полученные на уроке, мне необходимы….. Я получил полезную информацию о том, что….
Приложение 1
При укусе в организм клещ вводит слюну (в которой содержится возбудитель инфекции.
Перед выходом в лес, поле, степь наденьте головной убор, застегните рукава, заправьте рубашку в брюки, штанины брюк заправьте в носки.
Осмотры всей поверхности тела каждые 20 минут.
Клещи после присасывания к коже не сразу начинают питаться кровью, поэтому при быстром их обнаружении и удалении уменьшается риск быть зараженным возбудителями инфекций, которые находятся в клеще.
После укуса появляется местное воспаление, нередко с нагноением и зудом.
При укусе клеша необходимо в течение 14 дней (утром и вечером) измерять температуру и в случае ее повышения обратиться к врачу.
Приложение 2
Класс Паукообразные
Наиболее типичные представители паукообразных - скорпионы, пауки и клещи. Тело большинства паукообразных состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. Усиков - органов обоняния у них нет. На голове имеются две пары ротовых конечностей: первая пара - хелицеры, имеют вид коротких клешней, служат для размельчения и раздавливания пищи. На головогруди имеется четыре пары грудных ног, состоящие из члеников, заканчивающихся коготками.
В нервной системе характерно более высокое развитие надглоточного нервного узла, связанного с органами чувств.
Из органов чувств у паукообразных развиты зрение и осязание.
Кровеносная система паукообразных также как и у ракообразных не замкнута. Имеется мешковидное сердце.
Дыхание паукообразных атмосферным воздухом привело к появлению у одних видов легочных мешков, у других - трахей, у третьих - лёгких и трахей одновременно. У мелких паукообразных (некоторые виды клещей) дыхание осуществляется через тонкие покровы тела.
Пищеварительная система
Секрет слюнных желез обладает способностью интенсивно расщеплять белки. Он вводится в тело убитой добычи и переваривает его содержимое. Следовательно, у пауков пищеварение внеполостное..
Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами.
Паукообразные раздельнополы.
1. Наука о паукообразных
А) Энтомология; Б) Зоология;
В) Ихтиология; Г) Арахнология
2. Тело паукообразных состоит из
А) Головы и туловища; Б) Головогруди и брюшка; В) Головы, груди и брюшка;
3. Когтевидные челюсти пауков называются
А) Ризоиды; Б) Ногти;
В) Хелицеры; Г Усики
4. Пауки дышат
А) Жабрами; Б) Хелицерами
В) Легкими и трахеями ; Г) Легкими и жабрами
5. Зрение у пауков
А) Фасеточное ; Б) Простое;
В) Ночное; Г) Дневное;
Д) Отсутствует
6. Кровососущие паукообразные
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи
7. Ядовитые паукообразные
А)Чёрная вдова и скорпион; Б)Чесоточный клещ и тарантул ;
В) Чесоточный клещ и серебрянка Г) паук-крестовик и тарантул
8. Являются возбудителями чесотки
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи
9. У паукообразных ходильных ног
А) 2 пары ног; Б) 3 пары ног;
В) 4 пары ног; Г) 5 пар ног; Д) нет ног
10. Паук, живущий в воде
А) Крестовик; Б) Серебрянка;
В) Тарантул; Г) Скорпион
11. Паутинная сеть необходима для
А) Убежища; Б) Размножения;
В) Ловли насекомых; Г) Защите от врагов;
12. Переносчиком клещевого энцефалита является
А) Иксодовый клещ Б) Чесоточный клещ
В) Паутинный клещ Г) мучной клещ
1. Наука о паукообразных
А) Энтомология; Б) Зоология;
В) Ихтиология; Г) Арахнология
2. Тело паукообразных состоит из
А) Головы и туловища; Б) Головогруди и брюшка; В) Головы, груди и брюшка;
3. Когтевидные челюсти пауков называются
А) Ризоиды; Б) Ногти;
В) Хелицеры; Г Усики
4. Пауки дышат
А) Жабрами; Б) Хелицерами
В) Легкими и трахеями ; Г) Легкими и жабрами
5. Зрение у пауков
А) Фасеточное ; Б) Простое;
В) Ночное; Г) Дневное;
Д) Отсутствует
6. Кровососущие паукообразные
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи
7. Ядовитые паукообразные
А)Чёрная вдова и скорпион; Б)Чесоточный клещ и тарантул ;
В) Чесоточный клещ и серебрянка Г) паук-крестовик и тарантул
8. Являются возбудителями чесотки
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи
9. У паукообразных ходильных ног
А) 2 пары ног; Б) 3 пары ног;
В) 4 пары ног; Г) 5 пар ног Д) нет ног
10. Паук, живущий в воде
А) Крестовик; Б) Серебрянка;
В) Тарантул; Г) Скорпион
11. Паутинная сеть необходима для
А) Убежища; Б) Размножения;
В) Ловли насекомых; Г) Защите от врагов;
12. Переносчиком клещевого энцефалита является
А) Иксодовый клещ Б) Чесоточный клещ
В) Паутинный клещ Г) мучной клещ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12