План-конспект урока биологии на тему Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. (7 класс)

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 42 11.02.2016 г. Биология, 7-Б

Тема: Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

Цель урока:

Познакомить обучающихся с характерными признаками паукообразных, их многообразием.

Задачи урока:

1.Показать особенности паукообразных, связанных с жизнью на суше, раскрыть значение паукообразных в природе и их роль в жизни человека;

2.Продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом;

3.Воспитывать бережное отношение к представителям данного класса и к окружающей нас природе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Проверка дом. задания.

Вопросы:

1)Из каких частей состоит тело речного рака?

Головогрудь и брюшко.

2)Сколько ходильных ног?

10 - поэтому их еще называют десятиногими.

3)Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6-10 раз, на втором - 5 раз, на третьем - 3-4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка - 3-4 раза. С чем связано большое количество линек у молодых раков?

Твёрдый хитиновый покров не позволяет ракам расти, а во время линьки животные растут и увеличиваются в размерах.

3 )Как устроены глаза рака?

Зрение фасеточное, т. к. глаза состоят из большого количества фасеток или глазков.

III.Активизация познавательной деятельности.

-Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна - дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада,…

Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это - Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и рвать паутину.

А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,

Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою,

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. А наука о пауках - арахнология.

Какой класс членистоногих мы сегодня будем изучать?

IV. Изучение нового материала.

1.Основные признаки класса

(«Мозговой штурм», работа с текстом и иллюстрациями учебника - беглое чтение)

2.Работа в группах.

1 группа «Отряд Пауки»

1.Где встречаются пауки?

2. Что представляет собой паутина?

Все ли пауки строят ловчую сеть

3 группа «Отряд Клещи»

1.Каковы особенности тела клещей?

2. Где встречаются клещи и почему к ним проявляют интерес и агрономы, врачи и ветеринары?

3. Вирус, какого заболевания передаётся при укусе клеща?

2 группа «Отряд Скорпионы»

1.Где встречаются скорпионы?

2.На конце брюшка имеется вздутие с острым крючком.

Для чего скорпионы используют его?

4 группа «Отряд Сенокосцы».

1.Где встречаются сенокосцы, какова их форма тела?

2. Плетут ли паутину сенокосцы?

V . Закрепление изученного материала.

1.Звуковой диктант - коллективная работа (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

Если учащиеся согласны с утверждением, они поднимают руки вверх и хлопают в ладоши.

Если не согласны - дают молчаливый отрицательный ответ головой

1.Тело покрыто хитиновым покровом.

2.Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3.Брюшко членистое.

4.Имеют 4 пары ног

5.На голове есть усики.

6.Дыхание трахейно-лёгочное.

7.Кровеносная система замкнутая.

8. Усиков нет.

9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.

10. Органы дыхания - жабры.

11. Кровеносная система незамкнутая.

12. Первая пара ног - хелицеры

2. Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

1. Наука о паукообразных
А) Энтомология; Б) Зоология; В) Ихтиология; Г) Арахнология

2. Тело паукообразных состоит из
А) Головы и туловища; В) Головогруди и брюшка; С) Головы, груди и брюшка;

3. Когтевидные челюсти пауков называются

А) Ризоиды; Б) Ногти; В) Хелицеры; Г Усики

4. Пауки дышат
А) Жабрами; Б) Хелицерами В) Легкими и трахеями ; Г) Легкими и жабрами

5. Зрение у пауков
А) Фасеточное ; Б) Простое; В) Ночное; Г) Дневное; Д) Отсутствует

6. Кровососущие паукообразные
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи

7. Ядовитые паукообразные
А)Чёрная вдова и скорпион; Б)Чесоточный клещ и тарантул ;

В) Чесоточный клещ и серебрянка Г) паук-крестовик и тарантул

8. Являются возбудителями чесотки
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи

9. У паукообразных ходильных ног
А) 2 пары ног; Б) 3 пары ног; В) 4 пары ног; Г) 5 пар ног; Д) нет ног

10. Паук, живущий в воде
А) Крестовик; Б) Серебрянка; В) Тарантул; Г) Скорпион

11. Паутинная сеть необходима для
А) Убежища; Б) Размножения; В) Ловли насекомых; Г) Защите от врагов;

12. Переносчиком клещевого энцефалита является

А) Иксодовый клещ Б) Чесоточный клещ В) Паутинный клещ Г) мучной клещ

VI. Домашнее задание

  1. § 36, вопросы (стр.95)

  2. Творческие задания (на выбор)

Подготовить сообщения или презентации:

«Паукообразные Крыма» «Рекордсмены среди паукообразных»

«Рекордсмены среди паукообразных» «Клещи - переносчики заболеваний»

Составить 5-7 тестовых заданий по §34-36

VII. Рефлексия.

Знания, полученные на уроке, мне необходимы….. Я получил полезную информацию о том, что….

Приложение 1

При укусе в организм клещ вводит слюну (в которой содержится возбудитель инфекции.

Перед выходом в лес, поле, степь наденьте головной убор, застегните рукава, заправьте рубашку в брюки, штанины брюк заправьте в носки.

Осмотры всей поверхности тела каждые 20 минут.

Клещи после присасывания к коже не сразу начинают питаться кровью, поэтому при быстром их обнаружении и удалении уменьшается риск быть зараженным возбудителями инфекций, которые находятся в клеще.

После укуса появляется местное воспаление, нередко с нагноением и зудом.

При укусе клеша необходимо в течение 14 дней (утром и вечером) измерять температуру и в случае ее повышения обратиться к врачу.

Приложение 2

Класс Паукообразные

Наиболее типичные представители паукообразных - скорпионы, пауки и клещи. Тело большинства паукообразных состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. Усиков - органов обоняния у них нет. На голове имеются две пары ротовых конечностей: первая пара - хелицеры, имеют вид коротких клешней, служат для размельчения и раздавливания пищи. На головогруди имеется четыре пары грудных ног, состоящие из члеников, заканчивающихся коготками.

В нервной системе характерно более высокое развитие надглоточного нервного узла, связанного с органами чувств.

Из органов чувств у паукообразных развиты зрение и осязание.

Кровеносная система паукообразных также как и у ракообразных не замкнута. Имеется мешковидное сердце.

Дыхание паукообразных атмосферным воздухом привело к появлению у одних видов легочных мешков, у других - трахей, у третьих - лёгких и трахей одновременно. У мелких паукообразных (некоторые виды клещей) дыхание осуществляется через тонкие покровы тела.

Пищеварительная система

Секрет слюнных желез обладает способностью интенсивно расщеплять белки. Он вводится в тело убитой добычи и переваривает его содержимое. Следовательно, у пауков пищеварение внеполостное..

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами.

Паукообразные раздельнополы.

1. Наука о паукообразных
А) Энтомология; Б) Зоология;

В) Ихтиология; Г) Арахнология

2. Тело паукообразных состоит из
А) Головы и туловища; Б) Головогруди и брюшка; В) Головы, груди и брюшка;

3. Когтевидные челюсти пауков называются

А) Ризоиды; Б) Ногти;

В) Хелицеры; Г Усики

4. Пауки дышат
А) Жабрами; Б) Хелицерами

В) Легкими и трахеями ; Г) Легкими и жабрами

5. Зрение у пауков
А) Фасеточное ; Б) Простое;

В) Ночное; Г) Дневное;

Д) Отсутствует

6. Кровососущие паукообразные
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи

7. Ядовитые паукообразные
А)Чёрная вдова и скорпион; Б)Чесоточный клещ и тарантул ;

В) Чесоточный клещ и серебрянка Г) паук-крестовик и тарантул

8. Являются возбудителями чесотки
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи

9. У паукообразных ходильных ног
А) 2 пары ног; Б) 3 пары ног;

В) 4 пары ног; Г) 5 пар ног; Д) нет ног

10. Паук, живущий в воде
А) Крестовик; Б) Серебрянка;

В) Тарантул; Г) Скорпион

11. Паутинная сеть необходима для
А) Убежища; Б) Размножения;

В) Ловли насекомых; Г) Защите от врагов;

12. Переносчиком клещевого энцефалита является

А) Иксодовый клещ Б) Чесоточный клещ

В) Паутинный клещ Г) мучной клещ

1. Наука о паукообразных
А) Энтомология; Б) Зоология;

В) Ихтиология; Г) Арахнология

2. Тело паукообразных состоит из
А) Головы и туловища; Б) Головогруди и брюшка; В) Головы, груди и брюшка;

3. Когтевидные челюсти пауков называются

А) Ризоиды; Б) Ногти;

В) Хелицеры; Г Усики

4. Пауки дышат
А) Жабрами; Б) Хелицерами

В) Легкими и трахеями ; Г) Легкими и жабрами

5. Зрение у пауков
А) Фасеточное ; Б) Простое;

В) Ночное; Г) Дневное;

Д) Отсутствует

6. Кровососущие паукообразные
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи

7. Ядовитые паукообразные
А)Чёрная вдова и скорпион; Б)Чесоточный клещ и тарантул ;

В) Чесоточный клещ и серебрянка Г) паук-крестовик и тарантул

8. Являются возбудителями чесотки
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи

9. У паукообразных ходильных ног
А) 2 пары ног; Б) 3 пары ног;

В) 4 пары ног; Г) 5 пар ног Д) нет ног

10. Паук, живущий в воде
А) Крестовик; Б) Серебрянка;

В) Тарантул; Г) Скорпион

11. Паутинная сеть необходима для
А) Убежища; Б) Размножения;

В) Ловли насекомых; Г) Защите от врагов;

12. Переносчиком клещевого энцефалита является

А) Иксодовый клещ Б) Чесоточный клещ

В) Паутинный клещ Г) мучной клещ



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






© 2010-2022