• Преподавателю
  • Биология
  • Проект Развитие эколого-образовательной среды кабинета биологии в организации внеурочной деятельности учащихся

Проект Развитие эколого-образовательной среды кабинета биологии в организации внеурочной деятельности учащихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ЛИЦЕЙ №21 г. Дзержинска Нижегородской области





ПРОЕКТ

«Развитие эколого-образовательной среды кабинета биологии в организации внеурочной деятельности учащихся»











2015-2020



ПАСПОРТ ПРОЕКТА



Название организации:


МБОУ Лицей №21


Адрес:

Нижегородская обл.

г. Дзержинск

ул. Патоличева, дом 31

Индекс: 606 039


Телефон:

8(8313) 333369


Сайт школы:

21school.edusite.ru


Сроки реализации проекта:

сентябрь 2015- сентябрь2020 г.


Автор и организатор проекта

Князева Евгения Валерьевна

Цель проекта:

создание целостной эколого-образовательной среды кабинета биологии.





Пояснительная записка

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Одним из важных условий преподавания биологии и организации внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в школе является наличие специализированного кабинета биологии. Для максимального использования возможностей кабинета биологии нами формируется эколого-образовательная среда, отдельные компоненты которой составляют целостную систему активизации познавательного интереса учащихся в области биологии.

Цель проекта: создание целостной эколого-образовательной среды кабинета биологии.

Этапы реализации проекта:

  1. Анализ литературных данных, условий реализации проекта

  2. Разработка проекта создания эколого-образовательной среды

  3. Оценка ресурсов, поиск дополнительных средств финансирования

  4. Воплощение проекта

  5. Оценка результативности

  6. Корректировка исходного проекта, внесение дополнений



Табл. №1

Формы использование эколого-образовательной среды кабинета биологии во внеурочной деятельности на разных ступенях обучения

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

  1. Проведение экскурсий

  2. Проведение уроков предмета «Окружающий мир»

  3. Проведение занятий для детей группы продленного дня

  4. Внеурочная деятельность учащихся 1 класса (ФГОС)

  1. Занятия зоологического кружка (подгруппа экологического клуба «Зеленая планета»)

  2. Проведение экскурсий

  3. Проведение наблюдений, исследований живых объектов кабинета биологии с целью написания ученической исследовательской работы.

  4. Внеклассные мероприятия

  1. Проведение наблюдений, исследований живых объектов кабинета биологии с целью написания ученической исследовательской работы.

  2. Проведение экскурсий

  3. Внеклассные мероприятия

Основные направления реализации проекта:

  1. Создание медиатеки кабинета биологии

  2. Формирование и развитие коллекции живых организмов в кабинете биологии (коллекция растений, «живой уголок»)

  3. Совершенствование методов и приемов использования коллекций живых объектов на уроках

  4. Разработка и реализация системы внеурочной работы на базе кабинета биологии по ступеням обучения

Оценка результативности реализации программы.

Показателями результативности программы могут служить: количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ выполненных на базе кабинета биологии, динамика участия школьников в предметных олимпиадах и конкурсах, подготовка к которым осуществляется на базе кабинета биологии, количество внеурочных занятий, проведенных с использованием элементов эколого-образовательной среды кабинета биологии, результаты анкетирования детей.



Проект создания эколого-образовательной среды кабинета биологии

Понятие «эколого-образовательная среда»

В науке существуют хотя и схожие, но отличающиеся по некоторым характеристикам определения образовательной среды. Приведем различные подходы к содержанию данного понятия.

Под образовательной средой В. А. Ясвин понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

С точки зрения О. А. Ильченко, под образовательной средой следует понимать «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса».

По мнению Е. И. Ракитиной, образовательная среда - это «часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида».

В качестве структурных единиц образовательной среды Г. А.Ковалевым выделяются:

1) физическое окружение

2) человеческие факторы

3) программа обучения

К «физическому окружению» им отнесены: архитектура здания, дизайн, размер и пространственная структура аудиторных помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них учащихся и т.д.

К «человеческим факторам» отнесены: степень скученности учащихся и ее влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной образовательной организации, распределение статусов и ролей и проч.

Наконец к «программе обучения» отнесены такие факторы, как структура деятельности учащихся, стиль преподавания и характер контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость) и т.п.

В контексте данных методических рекомендаций рассматривается физическое окружение, т.е. материально-техническая база кабинета и программа обучения, которая подразумевает использование различных методических приемов, элементов экологизации в учебно-воспитательный процесс биологии и методику организации внеурочной работы экологической направленности на базе кабинета биологии.

Таким образом, под «эколого-образовательной средой» мы понимаем специально организованное, педагогически целесообразное окружение, направленное на формирование у учащихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Основные направления деятельности по созданию эколого-образовательной среды кабинета биологии

В данных методических рекомендация рассмотрению подлежит только 2 компонента образовательной среды (по классификации Г.А.Ковалева): «физическое окружение» и «программу обучения».

«Физическое окружение» п.с. материально-техническую базу кабинета биологии, которая включает в себя дизайн кабинета (оформление, мебель, компоновка элементов оформления интерьера и проч.) и весь арсенал средств обучения. Условно их можно разделить на группы: классические средства обучения (лабораторное и оптическое оборудование, муляжи, таблицы, коллекции натуральных объектов, гербарии, влажные препараты, микропрепараты и проч.), современные мультимедийные средства обучения (проектор, персональный компьютер).

Развитие материально-технической базы кабинета осуществлялось по 2 направлениям:

  1. Создание коллекции растений и животных («живой уголок»)

  2. Создание медиатеки образовательных программ, видеофильмов

Важнейшим элементом «физического окружения» кабинета биологии являются живые организмы - растения и животные. Их размещение в кабинете биологии должно соответствовать следующим требованиям:

  • Формировать вместе с элементами отделки кабинета единый гармоничный интерьер.

  • Отвечать санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности.

  • Быть оправданным с точки зрения учебно-воспитательного процесса

Коллекция растений, использованных для фитодизайна кабинета, должна насчитывать виды, принадлежащих к 20 различным семействам (Коммелиновые, Кактусовые, Крапивные, Асфоделовые, Толстянковые, Ластовневые, Драценовые, Бегониевые, Аралиевые, Ароидные, Кисличные, Марантовые, Папоротники, Виноградовые, Губоцветные, Перцевые, Амариллисовые, Геснеривые, Молочайные, Пандановые). Также коллекция должна включать виды высших водных растений, и 4 - 5 видов водорослей, содержащихся в аквариумах вместе с рыбами. Коллекция растений позволит демонстрировать различные жизненные формы, адаптации растений к условиям среды обитания, обеспечивают возможность проведения практических работ предусмотренных программой, обеспечивают базу для исследовательской работы учащихся. Растения должны быть подобраны с учетом условий освещенности кабинета, большинство из них являются неприхотливыми видами.

Каждое растение должно быть снабжено этикеткой с указанием видовой принадлежности, систематического положения, места происхождения и требований по уходу.

Создание «живого уголка» начато в школе осенью 2015-2016 учебном году. «Население» уголка должно включать в себя виды животных: моллюски (ахатины, ампулярии, физы, катушки, мелании), аквариумные рыбы (тернеции, меченосцы, гурами и проч.), джунгарские хомяки, мадагаскарские и кубинские тараканы. Создание живого уголка возможно за счет спонсорской помощи родителей, сотрудников и администрации школы (приобретение большого аквариума и оборудования к нему), личных средств заведующего кабинетом (часть оборудования и животных), добровольных пожертвований отдельных граждан.

Организация «живого уголка» в кабинете биологии осуществляться по следующим этапам:

  1. Анализ литературы, подбор животных в соответствии со спецификой условий содержания в живом уголке. Требования к животным: неприхотливость, простые условия содержания, отсутствие шума от животных, т.к. они размещаются в учебном помещении, минимальные финансовые затраты на приобретение и содержание животных.

  2. Оценка собственных ресурсов для создания живого уголка, привлечение спонсоров. На этом этапе было решено, что часть оборудования будет изготовлена на уроках технологии учителем и учащимися, часть - приобретена на средства родителей.

3. Приобретение наименее прихотливых животных («пилотный этап»). Планируется в начале приобрести часть беспозвоночных (2 вида тараканов, улитки ахатины), позднее - аквариум с рыбками. На данном этапе оценивалось значение животных для УВП биологии, отношение к ним со стороны учащихся (наличие интереса, соблюдение правил поведения в отношении животных), временные и финансовые затраты на содержание животных.

Окончательное оформление живого уголка (приобретение млекопитающих - джунгарские хомяки, расширение видового разнообразия аквариумных рыб). Расширение материально-технической базы содержания животных. Эстетическое оформление экспозиции (создание этикеток, оформление мест расположения вольеров и аквариумов). Все клетки и аквариумы размещены так, чтобы не нарушать сложившийся интерьер кабинета (размещение встроенных шкафов, полок), а лишь дополняют его. Размещение на уже имеющихся полках, в нишах стенного шкафа, экономит площадь кабинета. При расстановке аквариумов и клеток учитывалось удобство осмотра экспозиции детьми, а также удобство обслуживания животных. Сочетание с комнатными растениями обеспечивает большую эстетичность экспозиции животных, придает целостный, законченный вид интерьеру кабинета. (см. Приложение №3).

4. Формирование программы работы в живом уголке. Разработка и реализация системы воспитательных и образовательных мероприятий с использованием потенциала живого уголка для учащихся разных ступеней обучения.

В Библиотечной энциклопедии "медиатека" определяется как современное название тех публичных библиотек, фонды которых содержат самые разнообразные виды документов: от печатного - до электронного и мультимедийных, имеют оборудование, необходимое для хранения и воспроизведения последних, а также обеспечивают доступ к названым документам через информационные сети, включая Интернет. Образовательная среда современного учебного кабинета невозможна без использования современных средств обучения, основой которых является использование персонального компьютера. Кабинет биологии в нашей школе оборудован персональным компьютером, мультимедийным проектором, подключением к сети Интернет. Компьютер стоит на отдельном рабочем столе, что позволяет использовать его учащимся во внеурочное время.

Создание медиатеки:

1) приобретение программных обеспечений по биологии и экологии;

2) пополнение базы методической, справочной, научно-популярной литературы и периодических изданий;

3) приобретение полнометражных документальных фильмов;

4) пополнение коллекции учебных видеофрагментов, флэш-анимаций;

5) создание авторских презентаций.

Материалы медиатеки должны использоваться педагогом при подготовке к урокам, в качестве мультимедийного сопровождения на уроках биологии, при самостоятельной работе учащихся (подготовка к урокам, внеклассным мероприятиям, конкурсам, олимпиадам), при выполнении исследовательских работ.

«Программа деятельности» учащихся, т.е. структура их деятельности (Г.А. Ковалев) программой работы экологического клуба во внеурочное время, программой внеурочной деятельности учащихся 1 класса. Программа работы экологического клуба создается педагогом в соответствии с целями и задачами работы клуба, с учетом интересов учащихся, обеспеченностью материально-технической базы.

Целью создания клуба является содействие развитию интересов учащихся в области экологии и охраны окружающей среды. Работа клуба осуществляется по двум основным направлениям:

  • индивидуальные исследования учащихся

  • массовая эколого-просветительская работа среди учащихся и населения .

Учащиеся будут проводить наблюдения за животными, ухаживать за ними, участвовать в подготовке экскурсий для младших школьников и гостей живого уголка. В процессе практической деятельности ребята узнают новые сведения об образе жизни животных, об их естественной среде обитания. Эти теоретические сведения находят свое отражение в правилах содержания животных, ухода за ними, кормления. Такой подход делает процесс обучения увлекательным для ребят 11-13 лет, позволяет сохранить интерес к занятиям в кружке на долгое время, формирует внутренние мотивы деятельности.

Для формирования навыков исследовательской деятельности ребята 6 - 7 классов являются участниками проекта «ГлобаЛаб» - виртуальной научной лаборатории школьников, объединяющей детей со всего мира. В рамках сотрудничества в этом проекте учащиеся будут выполнять готовые исследовательские модули на выбранном ими опытном участке и выкладывают полученные результаты на сайте проекта. Курс ГлобалЛаб рассчитан на год и состоит из восьми блоков различной тематики. Материалы каждого блока состоят из отдельных учебных модулей. Достоинством работы проекта является использование готовых универсальных методик, результаты использования которых, ребята могут сравнить с результатами других участников проекта, обсудив их на форуме.

Работа со старшими школьниками будет осуществляться в рамках выполнения индивидуальных исследовательских проектов. Собственно исследования можно проводить на занятиях клуба. Занятия проводятся по следующей схеме: на первом занятии месяца коллективно разбираются теоретические вопросы организации исследовательской работы, на следующих двух занятиях в рамках индивидуальных консультаций осуществляется разработка теоретического вопроса применительно к конкретной исследовательской теме, на последнем занятии месяца организуется отчет каждого исследователя о проделанной работе по теме исследования в виде защиты, дискуссии.

Тематика теоретических занятий призвана раскрыть перед учащимися содержание основных этапов исследовательской работы (например, «Формулирование целей и задач исследования», «Понятие о методах и приемах сбора информации», «Организация наблюдения», «Структура исследовательской работы», «Правила оформления исследовательской работы», и т.п.).

На индивидуальных занятиях организуется проведение экспериментов, наблюдений, консультации по работе с литературой, работа с Интернет-ресурсами. Индивидуальная форма работы позволяет учителю уделить максимум внимания учащимся, корректировать направление их поисков, что требует иногда значительных затрат времени, и избежать руководства посредством простых указаний по выполнению работ, что значительно сокращает временные затраты со стороны учителя, но также значительно снижает эффективность самостоятельной работы школьника.

Важным направлением работы клуба планируется организация просветительской работы среди учащихся школы. Раз в 2 месяца членами экологического клуба будет организоваться тематическая экскурсия для учащихся младших классов в кабинет биологии. Тематика экскурсий различна и выбирается исходя из доступности и занимательности материала для ребят. Например, «Жизнь животных в живом уголке», здесь ребятам члены клуба «Зеленая планета» о том, как живут звери в живом уголке, чем они питаются, какие правила ухода необходимо соблюдать для сохранения их здоровья.

Ожидаемые результаты

1 Создание условий для реализации деятельностного подхода в образовательном процессе через обеспечение возможности изучения живых организмов в условиях, приближенных к естественным.

    1. Более высокий уровень реализации практической части (лабораторных, практических работ) образовательных программ по биологии. Количество практических работ выполняемых с использованием живых природных объектов (растений, животных), а не их изображений, увеличено.

    2. Развитие нового направления внеурочной деятельности (зоологический кружок для учащихся 6 - 7 классов), расширение материально-технической базы для осуществления исследовательской деятельности школьниками (наблюдения за животными).

  1. Повышение уровня нравственного, экологического воспитания учащихся через общение с животными, осознание ответственности за их содержание, уход за ними.

  2. Кабинет биологии должно приобрести «свое лицо», отличающее его от других учебных помещений, что делает его ярким и запоминающимся детям.

  3. Формирование особой эмоциональной обстановки в кабинете биологии, которая помогает созданию комфортной психологической атмосферы через снятие напряженности, стресса при общении с животными.

  4. Общение с животными способствует развитию здоровой любознательности, они учатся быть наблюдательными, у них развивается фантазия, чувство прекрасного: дети учатся видеть естественную красоту своих питомцев. А эта красота, в свою очередь, стимулирует детское творчество.

  5. Формирование разных уровней воспитательных результатов.

С точки зрения реализации внеурочной деятельности учащихся разных ступеней обучения, дает большой воспитательный результат, конечно, создание «живого уголка» кабинета биологии. Участвуя в уходе за животными, дети учатся нести ответственность за своих подопечных, осознают сложность содержания животных. В процессе общения с животными формируются все три уровня воспитательных результатов (см. табл.№2)

Табл.№2

Формирование разных уровней воспитательных результатов в процессе внеурочной деятельности в живом уголке

Уровень воспитатель-ного результата*

Характеристика уровня*

Проявления

Первый

Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Знания о взаимодействие людей и животных, роль животных в жизни человека, взаимодействие с образцами положительного опыта содержания животных.

Второй

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Переживание позитивного отношения к животным как к части природы, опыт совместной деятельности по уходу за животными, презентация собственных умений в этой области на уровне школы, сельского социума

Третий

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Пропаганда гуманного отношения к домашним животным, презентация исследовательских работ и социальных проектов, созданных на базе «живого уголка»





Список литературы

  1. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность. Методический конструктор. - М.: Просвещение. - 2010.



  1. Ильченко О.А. Стандартизация новых образовательных технологий // Высшее образование в России / О. А. Ильченко. - 2006. - №4. - С.42-47.



  1. Ковалев Г.А. Субъективная оценка студентами образовательной среды вуза / Г. А. Ковалёв, Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - М.



  1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е издание / В. А. Ясвин. - М.: Смысл. - 2001.-368 с.



© 2010-2022