Инструкционная карта к проведению лабораторной работы по предмету «Ботаника»

Инструкционная карта для выполнения лабораторной работы по предмету «Ботаника» на тему : «Морфологический анализ цветкового растения» разработана преподавателем специальных дисциплин Риддерского аграрно-технического колледжа Ротормель Ларисой Адольфовной, предназначена для преподавателей лесотехнического цикла, студентов очного и заочного отделений по специальности 1508000 «Лесное хозяйство, садово-парковое и ландшафтное строительство». Особенности любого растения выражаются в его внешней форме и строении. Морфология растений изучает внешнее строение и формы органов растений. их образование и изменения в результате выполняемых функций. Растения по внешнему виду очень разнообразны. так как их стебли, листья, корни. цветки и другие органы имеют различную форму. величину и окраску. Цель лабораторной работы: научиться делать подробный морфологический анализ однодольных и двудольных растений. В системе подготовки специалистов лесного хозяйства предмет ботаника является теоритической и практической основой для глубокого изучения лесотехнических дисциплин.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработала: Ротормель Л. А. преподаватель специальных дисциплин лесотехнического цикла КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж»


Инструкционная карта

к проведению лабораторной работы по предмету «Ботаника»

Тема: Морфологический анализ цветкового растения.

Цель: Научиться делать подробный морфологический анализ растения.

Оборудование: Живые или засушенные растения с различными морфологическими признаками из классов двудольные и однодольные.

Литература: В.Н. Юрцев, В.Н. Исаин «Ботаника», Г.В. Матвеев, А.Д. Тарабин «Ботаника».

Методические указания.

Покрытосеменные, или цветковые, растения - самые распространенные в настоящее время в природе, их насчитывается около 250 тыс. видов. Главный отличительный признак покрытосеменных - наличие цветка, после процесса опыления и оплодотворения которого образуются плоды, а внутри них созревают семена. Покрытосемянные отличаются большим разнообразием строения, как цветка, так и вегетативных органов. Многие представители покрытосемянных обитают в наших лесах, поэтому их необходимо различать по внешнему виду или уметь определять по определителю.

Покрытосемянные делятся на 2 класса - двудольные и однодольные. Различать растения из каждого класса можно по признакам, приведенным в таблице.

Таблица

Класс

двудольные

однодольные

  1. Зародыш семени имеет две семядоли.


  1. Корневая система стержневая. Хорошо развивает главный корень.


  1. Стебель имеет камбий, поэтому способен утолщаться. Сосудисто -волокнистые пучки открытого типа, у них имеется камбий. Расположены пучки в один круг.

  2. Листья простые и сложные. Жилкование листьев перистонервное и пальчатонервное.

  3. Цветки чаще пятичленные (5 чашелистников и т.д.), реже четырехчленные и многочленные.

  4. Растения древесные, кустарниковые и травянистые.

  1. Зародыш семени имеет одну семядолю.

  2. Корневая система мочковатая. Хорошо развита система придаточных корней.

  3. Стебель не имеет камбия, поэтому не может утолщаться. Сосудисто-волокнистые пучки закрытые, камбий в них отсутствует. Пучки расположены беспорядочно.

  4. Листья простые цельные. Жилкование листьев параллельное и дугонервное.


  1. Цветки чаще трехчленные или число частей цветка кратно трем.

  2. Растения, главным образом, травянистые.

К классу двудольные относится около 180 тыс. видов растений, объединенных в 325 семейств, к классу однодольные - около 60 тыс. видов, объединенных в 65 семейств.

Определение растений проводится по внешним признакам. Чтобы успешно определить их, нужно хорошо усвоить морфологические признаки растений, поэтому, прежде чем приступить к определению, необходимо провести морфологический анализ растения.

Задание:

  1. Внимательно рассмотрите предложенные растение и письменно проведите их анализ по следующей схеме:

  1. Растение: а) древесное, кустарниковое, травянистое (многолетнее, двулетнее, однолетнее); б) двудольное, однодольное.

  2. Подземные органы: корни стержневые или мочковатые, корневище, клубни, луковицы.

  3. Стебель: а) прямостоячий, ползучий, приподнимающийся, вьющийся, лазящий; б) круглый, трехгранный, четырехгранный, бороздчатый, многогранный; в) видоизмененный (луковицы, корневища, клубни, колючки, усы).

  4. Листья: а) простые, черешковые, сидячие, влагалищные с прилистниками, без прилистников; б) форма пластинки (центральная, лопастная, раздельная, рассеченная); в) форма края (цельная, зубчатая пильчатая, выемчатая, городчатая, реснитчатая); жилкование (параллельное, дугонервное, пальчатое, перистое); сложные (тройчатые, пальчатые, парноперистые, непарноперистые); д) листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое).

  5. Цветок: а) правильный, неправильный; б) околоцветник двойной, простой; в) чашечка свободолистная, однорядная, с подчашием; г) венчик спайнолепестной, раздельнолепестной, число пестиков; д) тычинки свободные, сросшиеся, число тычинок; е) пестик один, несколько, завязь верхняя, завязь нижняя.

  6. Соцветие: а) кисть, колос, зонтик, щиток, головка, корзинка, сложный колос, сложный зонтик, развалина, извилина, завиток; б) соцветия нет.

  7. Плод: а) сухой односемянной ( орех, орешек, семянка, крылатка, зерновка, желудь); б) сухой односемянной (листовка, боб, стручок, стручочек, коробочка); в) сочный (костянка, ягода, яблоко, померанец, тыквина).

2. Ответить на контрольные вопросы

Контрольные вопросы:


  1. По каким внешним признакам можно отличить покрытосемянные от других растений?

  2. Основные отличительные признаки однодольного растения?

  3. Основные отличительные признаки двудольного растения?

  4. По каким прзнакам классифицируют плоды?

  5. Что относится к подземным органам?

  6. Какие существуют типы жилкования листа?

  7. Что такое « метоморфоз», причина его возникновения?

  8. Назовите типы корней и корневых систем.

  9. Назовите части цветка и их функции.

  10. Что такое соплодие?





















© 2010-2022