- Преподавателю
- Биология
- План самообразования учителя биологии
План самообразования учителя биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Франц Н.А. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания...
считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Н.С. Станиславский
Методическая тема школы: : « Развитие ключевых компетенций учащихся через внедрение новых педагогических технологий и активных форм обучения»
Методическая тема МО естественно-математического цикла:
«Развитие ключевых компетенций учащихся через внедрение новых педагогических технологий и активных форм обучения на уроках естественно-математического цикла»
Индивидуальная тема самообразования:
«Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета».
Цели:
-
Совершенствовать формы и методы обучения биологии путём ознакомления с новыми образовательными технологиями для развития функциональной грамотности учащихся.
-
Развитие ключевых компетенций на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
* использовать приемы и методы обучения на уроках биологии, способствующих повышению мотивации обучения;
* расширить источники повышения знаний в процессе обучения;
* формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений анализа и структурирования полученной информации. *Формировать информационную грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности.
* Повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.
* Максимально использовать субъектный опыт учащихся для получения ими новых знаний.
* Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования. Изучить опыт педагогов, школы, города, страны.
* Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс.
Работа над темой начата в 2015-2016 учебном году
Предполагается закончить работу над темой в 2019-2020 году.
Пояснительная записка
Тема самообразования «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета» мною выбрана не случайно. Вопрос о качестве образования, его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства всегда был чрезвычайно важным. Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества при совместном выполнении задач, уважительного отношения к мнению оппонента. Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.
В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Обучение строю на основе формирования функциональной грамотности учащихся на уроках биологии, общей биологической культуры, мыслительных и интеллектуальных навыков школьников, способствующие развитию компетентностей учащихся и формированию навыков использования полученных знаний на практике.
Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.
На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:
-
Презентации на уроках изучения нового материала;
-
Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;
-
Проведение практических работ.
-
При подготовке учащихся к ВОУД;
-
Выполнение наглядного материала при оформлении класса.
Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:
-
Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет биологии.
-
При подготовке к урокам у учителя дома и на работе должен быть персональный компьютер.
Исходя из основной общеобразовательной темы школы, методического объединения, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации
Профессиональное
1. Изучить литературу по данной методической темы.
2. Изучить новые программы, инструктивно- методическое письма по биологии и учебники, уяснить их особенности и требования.
3.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
4. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии
2015-2016
2015-2020
регулярно
1 раз в 5 лет
Психолого-педагогические
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
регулярно
Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии.
4. Организовать работу с мотивированными детьми и принимать участие
А) в международных и казахстанских творческих конкурсах
В) дистанционных интернет - олимпиадах
5. Изучать опыт работы учителей своей школы, Республики через Интернет.
6. Посещать уроки коллег, внеклассные мероприятия и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших разработок уроков, презентаций, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для
коллег по работе.
10. Выступать с докладами по теме самообразования.
регулярно
регулярно
ежегодно
по срокам проведения
по срокам проведения
регулярно
3 раза в неделю
4 раза в год
регулярно
1 раз в год
регулярно
Информационно-технологические технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
регулярно
Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
3. Изучать нормы САНПина
регулярно
регулярно
ежегодно
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Диагностический
-
Анализ затруднений.
-
Постановка проблемы.
-
Изучение литературы
ежегодно
- с коллегами,
- руководителями МО школы.
Изучение литературы.
Прогностический
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение темы.
3.Прогнозирование результатов.
регулярно
ежегодно
Выступление на заседании школьного МО учителей
Практический
1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
2015-2020
ежегодно
ежегодно
1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках биологии для учебного успеха».
2.Открытые уроки внутри школы.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Обобщающий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы.
2020
2019
1.Выступление на заседании МО учителей 2.Участие и результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Консультативная помощь учителям и учащимся.
Внедренческий
Распространение опыта работы.
2017-2020
1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»,
«Портфолио аттестуемого учителя».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ:
-
Изучить литературу:
1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- М.:, 2006.
2. Биология. Современный курс. Пособие для поступающих в вузы/Под ред П,А, Леканта.- М.: ООО «Изд-во «Новая волна», 2005.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
5. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
6. Документы Правительства РК, Министерства образования РК, относящихся к стратегии модернизации образования.
8. Учебная программа, утвержденная постановлением Правительства РК от 23 августа 2012г, № 1080.
9. Об особенностях преподавания основ в общеобразовательных организациях РК в 2015- 2016 учебном году, Астана, 2015.
-
Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.
-
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
-
Использовать материалы учительских сайтов по вопросам использования ИКТ.
-
Творческое сотрудничество с учителями информатики по вопросам работы в программах: редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Mikrosoft ofisse Poyer Point
-
Участие в системе школьной методической работы:
-
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
-
Установить творческое сотрудничество с учителями- предметниками по вопросам темы самообразования.
-
Участие в заседаниях МО, педагогических советах.
-
Практические выходы (доклады, рефераты) - на заседаниях школьного МО, педагогического совета школы.
-
Взаимное посещение уроков с целью обмена опытом работы.
Перспективное самообразование
с 2015 по 2020 г.
Цели:
формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.
Задачи:
-
изучить современную литературу по теме самообразования;
-
овладение достижениями учителей-новаторов
-
повышение общекультурного уровня;
-
применять разнообразные формы работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса школы;
-
обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Учебный год
Направление и формы работы
Время реализации
2015-2016
Изучение нормативных документов
систематически
Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта.
в течение года
Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам.
в конце уч.года
Изучение инновационных методов работы психологов
систематически
Участие в профессиональных конкурсах, экспертных комиссиях при аттестации педагогических работников.
в течение года
Широкое использование в организации учебного процесса мультимедийных презентаций.
в течение года
Участие в олимпиадах и творческих конкурсах.
в течение года
2016-2017
Совершенствование форм и средств организации учебного процесса
систематически
Составление авторского поурочного планирования в электронном варианте с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс.
в течение года
Проведения мониторинга знаний учащихся
в конце учебного года
2017-2018
Обобщение и распространение собственного опыта
систематически
Продолжить выступления на педагогических советах, семинарах
в течение года
Пополнение портфолио и творческой лаборатории на уровне требований современности.
в течение года
Проведения мониторинга знаний учащихся
в конце учебного года
2018-2019
-регулярно обновлять методическую литературу, выписывать методические журналы;
-регулярно делать обзор в Интернете;
Регулярно
регулярно
-регулярно использовать на уроках ИКТ;
регулярно
Проведения мониторинга знаний учащихся
в конце учебного года
2019-2020
-создать каталог электронных учебников, имеющихся в кабинете, в школьной библиотеке;
Обобщение опыта работы
2019 год
2020 год
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения и воспитания;
-давать открытые уроки;
2015-2020 год
ежегодно
-
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Проведения мониторинга знаний учащихся
в конце учебного года
Курсы повышения квалификации
12.04.-23.04.2010
ИПК ПР СКО
0166372
«Использование новых педагогических технологий при обучении биологии»
17.02-28.02.2014
АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР СКО
0098738
«Освоения содержания биологии на предметных (базовый, продвинутый) системно-деятельно-стных уровнях подготовки учащегося в соответствии с ГОСО РК для учителей биологов
-
Посещение уроков, воспитательных мероприятий
№ п/п
Дата посещения мероприятия
Тема посещаемого мероприятия
Ф.И.О педагога, воспитателя
Примечание
Предполагаемые результаты самообразования:
-
повышение успеваемости и уровня функциональной грамотности учащихся по биологии.
-
повысить качество преподавания предмета.
-
научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
-
разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
-
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на сайтах Infourok, kopilkaurokov.
-
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО, РМО
-
разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
ПЛАН
самообразования
учителя биологии
Франц Натальи
Алексеевны
на 2015/2020 учебный год
Год и дата рождения: 20.12.1960. Национальность: русская. Образование: Высшее
ВУЗ
Год окончания
Спец. по диплому
Квалификация
Петропавловский пединститут им Ушинского
1987
Учитель биологии
Биология
Стаж работы:
Общий
Пед.стаж
По специальности
В данном учреждении
37
37
37
34
КГУ «Александровская основная школа»