План самообразования учителя биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания...

считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

Н.С. Станиславский



Методическая тема школы: : « Развитие ключевых компетенций учащихся через внедрение новых педагогических технологий и активных форм обучения»

Методическая тема МО естественно-математического цикла:

«Развитие ключевых компетенций учащихся через внедрение новых педагогических технологий и активных форм обучения на уроках естественно-математического цикла»

Индивидуальная тема самообразования:

«Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета».

Цели:

  1. Совершенствовать формы и методы обучения биологии путём ознакомления с новыми образовательными технологиями для развития функциональной грамотности учащихся.

  2. Развитие ключевых компетенций на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности учащихся.

Задачи:

* использовать приемы и методы обучения на уроках биологии, способствующих повышению мотивации обучения;

* расширить источники повышения знаний в процессе обучения;

* формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений анализа и структурирования полученной информации. *Формировать информационную грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности.
* Повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.
* Максимально использовать субъектный опыт учащихся для получения ими новых знаний.
* Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования. Изучить опыт педагогов, школы, города, страны.

* Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс.

Работа над темой начата в 2015-2016 учебном году

Предполагается закончить работу над темой в 2019-2020 году.


Пояснительная записка


Тема самообразования «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета» мною выбрана не случайно. Вопрос о качестве образования, его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства всегда был чрезвычайно важным. Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества при совместном выполнении задач, уважительного отношения к мнению оппонента. Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Обучение строю на основе формирования функциональной грамотности учащихся на уроках биологии, общей биологической культуры, мыслительных и интеллектуальных навыков школьников, способствующие развитию компетентностей учащихся и формированию навыков использования полученных знаний на практике.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.

На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

  • Презентации на уроках изучения нового материала;

  • Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;

  • Проведение практических работ.

  • При подготовке учащихся к ВОУД;

  • Выполнение наглядного материала при оформлении класса.

Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:

  • Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет биологии.

  • При подготовке к урокам у учителя дома и на работе должен быть персональный компьютер.

Исходя из основной общеобразовательной темы школы, методического объединения, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:



Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить литературу по данной методической темы.

2. Изучить новые программы, инструктивно- методическое письма по биологии и учебники, уяснить их особенности и требования.

3.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

4. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии

2015-2016

2015-2020

регулярно

1 раз в 5 лет

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по биологии.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии.

4. Организовать работу с мотивированными детьми и принимать участие

А) в международных и казахстанских творческих конкурсах

В) дистанционных интернет - олимпиадах

5. Изучать опыт работы учителей своей школы, Республики через Интернет.

6. Посещать уроки коллег, внеклассные мероприятия и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших разработок уроков, презентаций, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для

коллег по работе.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

регулярно

регулярно

ежегодно

по срокам проведения

по срокам проведения

регулярно

3 раза в неделю

4 раза в год

регулярно

1 раз в год

регулярно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

3. Изучать нормы САНПина

регулярно

регулярно

ежегодно


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

  • Анализ затруднений.

  • Постановка проблемы.

  • Изучение литературы

ежегодно

- с коллегами,

- руководителями МО школы.

Изучение литературы.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение темы.

3.Прогнозирование результатов.

регулярно



ежегодно

Выступление на заседании школьного МО учителей

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2015-2020

ежегодно

ежегодно

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках биологии для учебного успеха».

2.Открытые уроки внутри школы.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2020

2019

1.Выступление на заседании МО учителей 2.Участие и результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2017-2020

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»,

«Портфолио аттестуемого учителя».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ:

  1. Изучить литературу:

1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- М.:, 2006.

2. Биология. Современный курс. Пособие для поступающих в вузы/Под ред П,А, Леканта.- М.: ООО «Изд-во «Новая волна», 2005.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

6. Документы Правительства РК, Министерства образования РК, относящихся к стратегии модернизации образования.

8. Учебная программа, утвержденная постановлением Правительства РК от 23 августа 2012г, № 1080.

9. Об особенностях преподавания основ в общеобразовательных организациях РК в 2015- 2016 учебном году, Астана, 2015.


  1. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета

  • Использовать материалы учительских сайтов по вопросам использования ИКТ.

  • Творческое сотрудничество с учителями информатики по вопросам работы в программах: редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Mikrosoft ofisse Poyer Point


  1. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

  • Установить творческое сотрудничество с учителями- предметниками по вопросам темы самообразования.

  • Участие в заседаниях МО, педагогических советах.

  • Практические выходы (доклады, рефераты) - на заседаниях школьного МО, педагогического совета школы.

  • Взаимное посещение уроков с целью обмена опытом работы.

Перспективное самообразование

с 2015 по 2020 г.

Цели:
формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

Задачи:

  • изучить современную литературу по теме самообразования;

  • овладение достижениями учителей-новаторов

  • повышение общекультурного уровня;

  • применять разнообразные формы работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса школы;

  • обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Учебный год

Направление и формы работы

Время реализации

2015-2016

Изучение нормативных документов

систематически

Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта.

в течение года

Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам.

в конце уч.года

Изучение инновационных методов работы психологов

систематически

Участие в профессиональных конкурсах, экспертных комиссиях при аттестации педагогических работников.

в течение года

Широкое использование в организации учебного процесса мультимедийных презентаций.

в течение года

Участие в олимпиадах и творческих конкурсах.

в течение года

2016-2017

Совершенствование форм и средств организации учебного процесса

систематически

Составление авторского поурочного планирования в электронном варианте с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс.

в течение года

Проведения мониторинга знаний учащихся

в конце учебного года

2017-2018

Обобщение и распространение собственного опыта

систематически

Продолжить выступления на педагогических советах, семинарах

в течение года

Пополнение портфолио и творческой лаборатории на уровне требований современности.

в течение года

Проведения мониторинга знаний учащихся

в конце учебного года

2018-2019

-регулярно обновлять методическую литературу, выписывать методические журналы;

-регулярно делать обзор в Интернете;

Регулярно

регулярно

-регулярно использовать на уроках ИКТ;

регулярно

Проведения мониторинга знаний учащихся

в конце учебного года

2019-2020

-создать каталог электронных учебников, имеющихся в кабинете, в школьной библиотеке;

Обобщение опыта работы

2019 год

2020 год

- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения и воспитания;

-давать открытые уроки;

2015-2020 год

ежегодно


  • создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

Проведения мониторинга знаний учащихся

в конце учебного года

Курсы повышения квалификации

12.04.-23.04.2010

ИПК ПР СКО

0166372

«Использование новых педагогических технологий при обучении биологии»

17.02-28.02.2014

АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР СКО

0098738

«Освоения содержания биологии на предметных (базовый, продвинутый) системно-деятельно-стных уровнях подготовки учащегося в соответствии с ГОСО РК для учителей биологов





  1. Посещение уроков, воспитательных мероприятий

п/п

Дата посещения мероприятия

Тема посещаемого мероприятия

Ф.И.О педагога, воспитателя

Примечание








Предполагаемые результаты самообразования:

  • повышение успеваемости и уровня функциональной грамотности учащихся по биологии.

  • повысить качество преподавания предмета.

  • научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

  • разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям

  • создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на сайтах Infourok, kopilkaurokov.

  • периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО, РМО

  • разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

ВПлан самообразования учителя биологииы загляните в детские глаза.

Вам истина откроется простая:

Нельзя учить, души не отдавая,

И в этом смысла жизни красота!













ПЛАН

самообразования

учителя биологии
Франц Натальи

Алексеевны
на 2015/2020 учебный год

Год и дата рождения: 20.12.1960. Национальность: русская. Образование: Высшее

ВУЗ

Год окончания

Спец. по диплому

Квалификация

Петропавловский пединститут им Ушинского

1987

Учитель биологии

Биология


Стаж работы:


Общий

Пед.стаж

По специальности

В данном учреждении

37

37

37

34


КГУ «Александровская основная школа»

© 2010-2022