Конспект урока по биологии Постэмбриональное развитие ( 10 класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 37/3

Тема: Постэмбриональное развитие организмов.

Жизненный цикл у растений и животных

Цели: изучить этапы и пути постэмбриогенеза , особенности жизненных циклов у разных живых организмов; установить их биологическое значение ; обобщить знания учеников о механизмах роста и развития организмов; развивать логическое мышление учеников .

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Типы развития насекомых», «Развитие жабы», «Индивидуальное развитие организмов», «Жизненный цикл мхов, папоротников, высших споровых растений, животных»; модель строения яйца курицы, презентация, видео;

Ход урока:

І. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса.

ІІ. Повторение выученного материала.


  1. Работа у доски:

Изобразить схему «Онтогенез и его периоды», пояснить понятие «онтогенез».

  1. Словарная работа

Проверка знания терминологии ( работа в парах) ( см. таб.)

Бластула

Гаструла

Морула

Нейрула

Дробление

Дифференциация

Бластодерма

Гаструляция

Инвагинация

Иммиграция

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

Гистогенез

Органогенез

Стволовые клетки

Эмбриональная индукция



  1. Работа с карточками ( в группах)

І группа: распределите правильно стадии эмбрионального развития:

зигота, гистогенез, нейрула, бластула, гаструла, стадия образования мезодермы, зародыш.

ІІ группа: распределите органы согласно зародышевым листкам, из которых они образуются.:

Эктодерма-

Энтодерма-

Мезодерма-

Органы: скелет, хорда, половые и выделительные органы, пищеварительные железы, органы чувств, эпидермис кожи, кровеносная система.

ІІІ группа: вставить пропущенные слова в текст.

Ланцетник - это животное, которое принадлежит к типу…Во время …развития он проходит такие стадии: ..., бластула, …, формирование мезодермы, …, органогенез. Бластула образуется путем… Гаструляция осуществляется способом … Первым органом, который формируется у ланцетника, это…

Благодаря ему формируются все другие органы. Это явление имеет название…

ІV группа: найти ошибки в утверждениях и исправить их.

  1. Гаструляция - это ряд последовательных разделений зиготы, вследствие которых образуется однослойный зародыш, гаструла.

  2. Гистогенез - это процесс формирования зачатков органов и их дальнейшее развитие.

  3. На стадии гаструлы свое эмбриональное развитие заканчивают плоские черви.

ІІІ. Сообщение темы, цели урока. Мотивация

Учитель еще раз обращает внимание учеников на схему «Онтогенез и его периоды» и отмечает, что основную часть жизни организма составляет постэмбриональный период, изучению которого будет посвящен сегодняшний урок.

ІV. Изучение нового материала. Осмысление взаимосвязи между понятиями и явлениями.

Ученица:

Прошло с тех пор немало лет,

Когда свершилось чудо,

Когда явился ты на свет

Неведомо откуда.

Бывает в жизни только раз

Подобное явленье,

Поэтому позволь тебя

Поздравить с днем рожденья.

Так, переходным этапом между эмбриональным и постэмбриональным периодами является рождение. Но каждая особь по-своему приходит в этот мир, и сейчас мы рассмотрим с вами основные типы рождения( просмотр видео)

  1. Понятия о рождении как первый этап постэмбрионального развития

Конспект урока по биологии Постэмбриональное развитие( 10 класс)

Задание к схеме: привести примеры организмов, которым характерен каждый из этих типов рождения. Назвать преимущества и недостатки каждого типа.(слайды презентации)


  1. Рост и развитие как взаимосвязанные процессы.

Сообщение учеников « Справочное бюро» - опережающие домашние задания, работа со словарем.

  1. Типы роста, их характеристика.( слайд)

Актуализация опорных знаний, анализ схемы на доске.

Конспект урока по биологии Постэмбриональное развитие( 10 класс)

Задание к схеме: привести примеры организмов с разными типами роста.

  1. Типы развития организмов( слайд)

Поисковый метод, анализ таблицы « Типы развития насекомых».

Вопросы поискового характера:

- Чем отличаются две схемы развития насекомых?

- Какие стадии проходит насекомое в случае прямого развития?

- Какие стадии проходит насекомое в случае непрямого развития?

- Какие еще организмы имеют такие типы развития?

Трактовка понятия «метаморфоз» ( «Справочное бюро»).

  1. Преимущества и недостатки прямого и непрямого типа развития. ( Обсуждение в группах, метод « Мозговая атака»)

  2. Понятие о регенерации, ее роли в постэмбриональном развитии

- Трактовка термина ( «Справочное бюро»)

- Проблемный вопрос: Можно ли считать регенерацию способом размножения? Ответ обоснуйте.

7. Понятие о жизненном цикле ( слайд)

Один мудрец сказал: «Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самостоятельно - и я научусь.»

Сегодня на уроке мы работаем самостоятельно.

Работа в малых группах.

Задание для групп.

Задание 1. Что такое жизненный цикл?

- Определение;

- Продолжительность;

- Примеры;

Задание 2. Простой жизненный цикл у растений.

- Определение;

- Продолжительность;

- Жизненный цикл у хлореллы;

Задание 3. Простой жизненный цикл у животных.

- Определение;

- Продолжительность;

- Жизненный цикл у амебы;

- Выводковые птицы;

Задание 4. Сложный жизненный цикл у растений.

- Определение;

- Продолжительность;

- Жизненный цикл у высших растений (мохообразные);

Фазы

ЗКонспект урока по биологии Постэмбриональное развитие( 10 класс)

адание 5. Сложный жизненный цикл у животных.

- Жизненный цикл медузы (половозрелая медуза→ яйцо→ личинка с ресничками→ полип→ почкование→ образование медуз на полипе→ молодая медуза);

- Жизненный цикл дафнии (самка→поколение самок, которые размножаются партеногенетически → самец → самка → мейоз → сперматозоид → яйцеклетка →зигота → оплодотворенная самка → зимующие яйца);

- Жизненный цикл круглых червей (раздельнополое и гермафродитное поколение);

Запись в тетради:

Жизненный цикл - это период между фазами развития двух или большего количества последовательных поколений.

При простом жизненном цикле все поколения не отличаются друг от друга.

  1. Закрепление изученного материала; выработка практических навыков.

  1. Обозначить типы роста и развития для организмов ( работа в группах, названия организмов на карточках)

Карточка 1. Рак речной; аскарида.

Карточка 2. Уж обыкновенный, собака.

Карточка 3. Медведь бурый, прудовик большой

Карточка 4. Гусь серый, карп зеркальный.

  1. Подумайте и поясните ( творчески-поисковое задание)

а) Чтоб завоевать право на бессмертие, Геракл, согласно с мифом, должен был совершить десять славных подвигов. Одним из них была победа над Лернейской гидрой, которая пожирала все на своем пути. К тому же, во время борьбы Геракл столкнулся с проблемой - на месте каждой отрубленной головы выростали две новые. Такими же способностями владели большинство сказочных змеев горынычей. Имеют ли подобный способности современные живые организмы? Какое научное название имеет это явление?

б) Человек - он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нем времени года,

И особой в нем музыки ход…

Что поэт образно называет « четыре времени года»?

  1. Тестирование ( по двум вариантам)

1 вариант - выбирают номера утверждений, которые касаются сложного жизненного цикла;

2 вариант - выбирают номера утверждений, которые касаются простого жизненного цикла;

Вопросы:

  1. Это процесс характерен как для животных, так и для растений.

  2. Чередование поколений не осуществляется.

  3. Осуществляется закономерная смена поколений.

  4. Наблюдается гермафродитное поколение.

  5. Беспрерывность цикла обеспечивают гаметы.

  1. Подведение итогов урока

Дайте эволюционную оценку:

- прямому и непрямому типу развития;

- яйцекладению, яйцеживорождению и живорождению.

VII. Домашнее задание:

Отработать §27; составить словарь урока ( все ученики); составить шесть тестов по выученному материалу ( §26-27) ( высокий уровень).

Жи́зненный ци́кл - закономерная смена всех поколений (онтогенезов), характерных для данного вида живых организмов. Следует четко отличать жизненный цикл (характеристику вида) от онтогенеза (развития отдельной особи от момента ее появления до момента смерти или деления).

Регенерация - свойство всех живых организмов со временем восстанавливать поврежденные ткани, а иногда и целые потерянные органы.

Регенерацией называется восстановление организмом утраченных частей на той или иной стадии жизненного цикла. Регенерация, происходящая в случае повреждения или утраты какого-нибудь органа или части организма, называется репаративной. Регенерацию в процессе нормальной жизнедеятельности организма, обычно не связанную с повреждениями или утратой, называют физиологической.

© 2010-2022