- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корниенко Ю.Е. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО приказом МБОУ
естественно-математического цикла «2-Пристанская ООШ»
протокол №1 от 29.08.2014. 02.09.2014. №125
Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
для 8 класса
Составитель
Корниенко Юлия Евгеньевна,
учитель биологии, географии и химии.
д. Пристань - 2, 2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
-
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;
-
Положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 01.09.2014 №115;
-
учебным планом МБОУ «2-Пристанская ООШ»», на 2014-2015 учебный год, утвержденным приказом от 01.09.2014. № 115.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса составлена на основе авторской программы: Сапина, М. Р. «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. - М.: Дрофа, 2010
Цель:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
-
освоить знания о человеке как биосоциальном существе;
-
овладеть умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
-
развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с различными источниками информации;
-
воспитать позитивное ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей;
-
использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Содержание учебного предмета.
Тема 1 . Место человека в системе органического мира.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека.
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные работы: Изучение микроскопического строения тканей.
Практические работы: Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция.
Гуморальная регуляция Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов;
Лабораторныеработы: Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Практические работы: Изучение головного мозга человека (по муляжам).Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение.
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные работы: Изучение внешнего строения костей. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Практические работы: Измерение массы и роста своего организма.
Тема 7. Внутренняя среда организма.
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа: Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ.
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные работы: Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание.
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Практическая работа: Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение.
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные работы: Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Практические работы: Определение норм рационального питания.
Тема 11. Обмен веществ и энергии.
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение.
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела.
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие.
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность.
Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Тематический план.
№
п/п
Название разделов
Кол - во часов по рабочей программе
Лабораторные и практические работы
1
Место человека в системе органического
2
2
Происхождение человека
2
3
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
1
4
Общий обзор строения и функций организма
4
2
5
Координация и регуляция
11
3
6
Опора и движение
8
4
7
Внутренняя среда организма
4
1
8
Транспорт веществ
4
2
9
Дыхание
5
1
10
Пищеварение
5
2
11
Обмен веществ и энергии. Витамины
2
12
Выделение
2
13
Покровы тела
3
14
Размножение и развитие
3
15
Высшая нервная деятельность
6
16
Человек и его здоровье
6
Итого
68
15
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения учебного предмета «Биология» учащийся должен:
знать/понимать:
основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
- особенности строения и жизнедеятельности клетки;
- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
- биологический смысл разделения функций и органов;
- как обеспечивается целостность организма;
- интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
- о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
- как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
- о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
- о строении и функциях органов размножения;
- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
- основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях,
кровотечениях.
уметь:
- находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
- соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
- пользоваться медицинским термометром;
- объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
- готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
Перечень учебно-методического комплекса и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
-
Сонин, Н.И., Сапин, М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./ Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2011.
-
Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику М.Р. Сапина, Н.И.Сонина/ автор-составитель М.В.Высоцкая. Волгоград : Учитель, 2009.
Программы, методические и учебные пособия, дидактические материалы
-
Морзунова, И. Б. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы./ авт.-сост. И. Б. Морзунова. - М.: Дрофа, 2010.
-
Сапина, М. Р. «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. - М.: Дрофа, 2010
-
Сонин Н.И., Сапин, М.Р. Печатная тетрадь к учебнику Биология. 8 кл. Человек: для общеобразоват. учеб. заведений./ Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2011.
Мультимедийные издания
-
Мультимедийное приложение к учебнику «Человек»
-
1С: Школа. Биология, 8 класс;
Список интернет- ресурсов
-
bio.1september.ru/- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
-
km.ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Материально техническое обеспечение.
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Программно-методическиематериалы
1
Стандарт основного общего образования по биологии
2
Примерная программа основного общего образования по биологии
3
Сборник авторских программ по биологии
4
Дидактические материалы к урокам биологии 8 класс
5
Контрольно-измерительные материалы по биологии 8 класс
Учебно-методический комплект по биологии
6
Учебник по биологии 8 класс
7
Рабочая тетрадь по биологии 8 класс
8
Методические рекомендации по преподаванию биологии 8 класс
Справочные издания
9
Словарь естественнонаучных терминов
10
Справочник по анатомии
Печатные пособия
11
Портреты ученых биологов
12
Комплект таблиц для кабинета биологии по анатомии человека
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
13
Лупа
14
Микроскоп лабораторный
15
Комплект посуды и принадлежностей для проведения
лабораторных работ.
16
Термометр
Модели
17
Набор моделей органов человека:
Модель "Сердце"
«Мозг человека».
«Глазное яблоко».
Микропрепараты:
18
Анатомия и физиология человека
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
Тема
Количество часов
Дата проведения
Тема 1. Место человека в системе органического мира
2ч
1
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира.
1ч
2
Особенности человека.
1ч
Тема 2. Происхождение человека.
2ч
3
Биологические и социальные факторы антропосоциогинеза. Этапы и факторы становления человека.
1ч
4
Расы человека. Их происхождение и единство.
1ч
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях человека.
1ч
5
Науки, изучающие организм человека. История развития знаний о строении и функциях организма человека.
1ч
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.
4ч
6
Клеточное строение организма.
1ч
7
Ткани. Эпителиальная, соединительная. Л/р. 1«Изучение микроскопического строения тканей
1ч
8
Ткани. Мышечная, нервная.
1ч
9
Органы. Системы органов. Организм. П/р. 1«Распознание на таблицах органов и систем органов»
1ч
Тема 5. Координация и регуляция.
10ч +1ч
10
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности
1ч
11
Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.
1ч
12
Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. Рефлекс. Л/р. 2 «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»
1ч
13
Строение и функции спинного мозга
1ч
14
Строение и функции головного мозга. П/р. 2«Изучение головного мозга человека»
1ч
15
Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий.
1ч
16
Значение коры больших полушарий и ее связь с другими отделами мозга
1ч
17
Органы чувств (анализаторы) их строение и функции. Зрительный анализатор. П/р. 3«Изучение изменения зрачка»
1ч
18
Анализаторы слуха и равновесия.
1ч
19
Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.
1ч
20
Гигиена органов чувств. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.
1ч
Тема 6. Опора и движение.
8ч.
21
Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека его значение. Строение скелета. П/р. 4«Измерение массы и роста своего организма»
1ч
22
Состав и строение костей. Рост костей. Л/р. 3 «Изучение внешнего строения костей»
1ч
23
Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения косей.
1ч
24
Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
1ч
25
Мышцы, их строение и функции. Основные группы мышц.
1ч
26
Работа мышц. Утомление мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Л/р.4«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
1ч
27
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
1ч
28
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Опора и движение»
1ч
Тема. 7.Внутренняя среда организма
4ч
29
Внутренняя среда организма и ее значение. Тканевая жидкость.
1ч
30
Кровь, ее состав и значение Л/р.5 «Изучение микроскопического строения крови»
1ч
31
Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Свертывание крови.
1ч
32
Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор.
1ч
Тема. 8. Транспорт веществ.
4ч.
33
Сердце, его строение и регуляция деятельности.
1ч
34
Работа сердца. Большой и малый круги кровообращения. Л/р. 6 «Измерение кровяного давления»
1ч
35
Движение крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление. Л/р.7 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»
1ч
36
Заболевание органов кровообращения, их предупреждение
1ч
Тема. 9. Дыхание
5ч
37
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение.
1ч
38
Газообмен в легких и тканях.
1ч
39
Дыхательные движения. П/р.5«Определение частоты дыхания»
1ч
40
Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
1ч
41
Повторительно-обобщающий урок по темам: «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. Дыхание»
1ч
Тема. 10. Пищеварение
5ч
42
Питательные вещества и пищевые продукты. Витамины. П/р.6«Определение норм рациона питания»
1ч
43
Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения.
1ч
44
Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.
1ч
45
Этапы процессов пищеварения. Исследование И. П, Павлова в области пищеварения. Л/р. 8 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»
1ч
46
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Пищеварение»
1ч
Тема. 11. Обмен веществ и энергии.
2ч
47
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимодействие.
1ч
48
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз, гипервитаминоз.
1ч
Тема. 12. Выделение.
2ч
49
Органы выделения. Почки, их строение и функции.
1ч
50
Образование мочи. Роль кожи в выделении продуктов обмена веществ.
1ч
Тема. 13. Покровы тела.
3ч
51
Строение и функции кожи.
1ч
52
Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви.
1ч
53
Заболевание кожи и их предупреждение.
1ч
Тема. 14. Размножение и развитие.
3ч
54
Система органов размножения. Строение и гигиена.
1ч
55
Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды, лактация.
1ч
56
Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
1ч
Тема. 15. Высшая нервная деятельность.
6ч
57
Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды. Исследование ученых.
1ч
58
Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
1ч
59
Познавательные процессы.
1ч
60
Торможение, его виды и значение.
1ч
61
Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
1ч
62
Типы нервной системы. Речь, мышление, сознание.
1ч
Тема. 16. Человек и его здоровье.
6ч
63
Соблюдение санитарно - гигиенических норм. Правила здорового образа жизни.
1ч
64
Оказание себе и окружающим первой доврачебной помощи.
1ч
65
Укрепление здоровья. Факторы риска.
1ч
66
Вредные привычки их влияние на здоровье человека.
1ч
67
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения в окружающей среде.
1ч
68
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и его здоровье»
1ч
15